Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

Первый подводный спасательный аппарат «Бестер», проект 18270 строился на заводе в 1989-1996 годах. На втором судне работы были приостановлены. Настолько надежно, что не ведутся и до сих пор.

bester3.gif Необычным для аппарата этого проекта была возможность транспортировки самолетом. Эта самая транспортировка – исторический факт. Его в свое время довольно живо описал Леонид Яшков в очерке «Полет в чреве «Руслана»: «В конце лета 1996 года с 19 августа по 4 сентября на дорогах и в воздухе в районе северных российских городов Североморска и Оленегорска проводилась проверка возможности транспортировки автомобилем и самолетом опытного спасательного глубоководного аппарата АС-36 «Бестер-1» проекта 18270, построенного сормовичами. Выглядел АС-36 как красивый пузатый бочонок. Длина - 12 метров, ширина – 4,2, высота – 3 метра. Вес – 39 тонн. Экипаж 4 человека. Максимальная глубина погружения – 780 метров. Автономность плавания – 12 часов. Скорость 3 узла в час под водой и 6 узлов в час на поверхности. Аппарат предназначался для спасения экипажей аварийных подводных лодок и для подъема со дна торпед, мин, инвентаря и разных других «утопленных» предметов. За один рейс погружения и «присоса» «Бестер» мог принять в свое «чрево» 18 моряков.

 

bester.gif Этот аппарат был заложен на стапеле в апреле 1989 года. Через два года спущен на воду, долго достраивался и летом 1994 года, после многодневных испытаний в море под Северодвинском, был сдан ВМФ. С условием, что в ближайшем будущем будут проведены глубоководное погружение и авто-авиа транспортировка снаряда. Собственно, отличительная особенность его и заключалась в этом ценнейшем качестве – возможности в кратчайший срок быть доставленным по воздуху как можно ближе к месту аварии подводной лодки.

Не только полет в воздухе, но и сама автомобильная доставка «Бестера» на Север была хлопотным делом. Ведь надо было спроектировать специальную транспортно-перегрузочную тележку, придумать схему крепления аппарата на железнодорожной платформе, а, главное, организовать погрузку и выгрузку снаряда. В Североморск испытатели прибыли 9 августа. Здесь аппарат был перегружен на судно-носитель «Титов» и отправлен по морю в Мурманск, откуда ему предстоял путь на Оленегорск в местечко Высокое, к аэродрому Северного Флота. Вот это передвижение по маршруту 2 километра и представляло наибольшую трудность. С автоприцепом пришлось повозиться всерьез - использовались два мощных железнодорожных крана, а уж увязка и крепление снаряда заняли целых два часа. Одновременно были и другие «развлекалочки» - надо было загрузить на автомобили технологическое оборудование, контейнеры с аккумуляторами, выпрямительные агрегаты и ящики с такелажным оборудованием. В общем, мало не покажется…. Наконец – то отмучились - автоотряд двинулся к финишному пункту. Впереди идет «Волга» военной автоинспекции, обеспечивающая безопасность, за ней мощный тягач «Ураган» с 38-тонной громадой спасательного аппарата, силы с обеспечивающим грузом, автобус с экипажем «Бестера» и сдаточной командой. Дорога хорошая, но даже незначительные рытвины и ухабы представляли опасность. Поэтому скорость была совершенно фантастической - аж 3-5 километров в час! На аэродроме громадный военно-транспортный самолет АН-124 «Руслан» грузоподъемностью 150 тонн, предоставленный акционерной авиакомпанией «Волга-Днепр», уже поджидал караван.

bester2.gifЗагрузку аппарата с тележки в грузовой отсек самолета провели тяговой лебедкой. Автомобили и автобус зашли своим ходом. Разгрузили и упаковали также выпрямительные агрегаты и ящики с оборудованием. Тем не менее, свободные места еще оставались. Грузового салона такой вместимости не было тогда ни на одном другом самолете в мире. И вот заревели двигатели, сотрясая воздух. Самолет-гигант легко отрывается от земли и взмывает ввысь. Маршрут кольцевой в районе аэродрома Оленегорска на высоте 6 километров, средняя скорость полета – 700 км/час, видимость – почти нулевая, густая облачность, туман. Температура в салоне – плюс 15º. Груз, надежно закрепленный, держится отлично. Время полета - 1 час 25 минут.

Самолет уверенно производит посадку. Цель испытаний достигнута. Практически доказана возможность доставки спасательного аппарата в любую точку не только России, но и других близ расположенных стран. На следующий день – разгрузка самолета и весь обратный транспортный процесс: переправа «Бестера» в Мурманск, затем в Североморск, где он и остается зимовать на судне-носителе «Титов». В строительстве подводных аппаратов, спроектированных ЦКБ «Лазурит» на заводе «Красное Сормово» и на разных производственных участках, и в конструкторских и технологических отделах, и службах принимали участие (без преувеличения) тысячи Сормовичей. Вопросов по организации строительства глубоководных аппаратов немало. Судостроители считают, что и ясных ответов на них не будет до тех пор, пока разработана и принята государственная программа строительства глубоководных аппаратов-спасателей. В свое время Главный строитель спасательных аппаратов В.А. Голубев рассказывал: «Я не раз спрашивал московских специалистов о том, какие аппараты нужны флоту и сколько их надо. Как правило, разговоры велись на эмоциональном уровне, а конкретных документов, программ или решений по этому вопросу не было…