Скафандры, батискафы, субмарины
От дальних пращуров до наших дней
Мечта морские покорить глубины...
Мы никогда не расставались с ней!
Мы никогда не расставались с ней! Вот такие вот стихи написал Владимир Денисович Замышевский, в недалеком прошлом – ответственный сдатчик атомных субмарин, когда прочитал первоначальный текст книги. В нынешнее время, по меткому выражению бывшего министра обороны, а теперешнего первого вице-премьера С.Иванова: «Скоро всем, кто идет на срочную службу, надо будет давать медаль прямо в военкомате» (это я цитирую из газеты «Аргументы и Факты»). Теперь считается – для того, чтобы взять от этой жизни что-нибудь надолго и всерьез, надо обязательно выучиться одной из престижных профессий. Можно на юриста или бухгалтера, на менеджера по продажам или по закупкам, а то и еще чему-нибудь торгово-экономическому (хотя эти профессии и подходят далеко не всем). Итак, именно в наше время стоит, ей богу, написать об истории подводного судостроения. О том, что есть такая удивительно интересная профессия – кораблестроитель. И нужная. Я другие профессии не ругаю – боже Вас упаси так и подумать. Ведь как бывает страшно человеку, - в то время, когда уже поздно что-то менять, - выяснить, что занимался он в жизни не своим делом. Тогда и деньги не в радость… Кто-то из Великих людей сказал: «Страна, которая не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Чтобы этого не случилось с Россией, А Сормовские корабелы всегда участвовали в создании щита державы, и делали для этого немало. Среди Сормовичей немало талантливых людей - изобретателей, конструкторов. Есть и разработчики уникальных конструкций и технологий; много мастеров с большой буквы - изготовителей узлов и деталей, устройств и механизмов, высококвалифицированных сборщиков и сварщиков корпусов металлических судов; немало и мастеров отделки кораблей - маляров и изолировщиков. Есть, конечно, опытные судомонтажники и трубачи; немало и опытных электромонтажников и настройщиков систем автоматики; были и будут, я надеюсь, прошедшие прекрасную школу специалисты - руководители созидания атомных субмарин. Далеко не все они получили награды Родины. Многие, на мой взгляд, были достойны куда более высоких наград. Но в нашем отечестве частенько с наградами было плоховато, да и когда же награждали сразу всех участников? Это было только пять раз, когда весь коллектив завода получал общий орден. Хотя кто знает, а может быть именно участие в создании нового корабля - это и есть высшая награда для судостроителей?...
В ноябре 2007 года на ОАО «Завод «Красное Сормово» два больших праздника. Один - сорок лет со дня подписания приемного акта о сдаче первой атомной подводной лодки «Скат», построенной Сормовичами. Второй - юбилей Генерального директора ОАО «Завод «Красное Сормово» Николая Сергеевича Жаркова. Он, кстати, в те времена тоже был одним из самых активных участников постройки и сдачи этой Сормовской подлодки. Скептики спросят: ну что же особенного случилось сорок лет назад? Сдали очередную подлодку нового проекта, пусть и атомную, так что же в этом особенного? Пусть именно со «Ската» был произведен запуск крылатых ракет из подводного положения. Но ведь не впервые же в мире?
Ответить скептикам – просто. Действительно, впервые в мире крылатая ракета П-5 была выпущена в 1957 году с Сормовской дизель-электрической большой подлодки проекта П. 613. А затем были следующие проекты, и опять крылатые ракеты П.5Д. и П.7 ушли на цель с Сормовских подлодок. И это - исторический факт. Но дизельные подлодки, пусть и вооруженные наисовременнейшими ракетами, все же продолжали оставаться, по существу, "ныряющими". Дальность подводного хода ограничивалась емкостью аккумуляторных батарей, скорость - мощностью дизелей и гребных электродвигателей, автономность - запасом топлива на борту. Но это, при созданных к этому времени системах обнаружения, делало дизельные подлодки весьма уязвимыми для поражения.
Создание двигателя, использующего атомную энергию, обеспечило подлодке возможность несколько раз обогнуть земной шар без дозаправки топливом и месяцами не всплывать на поверхность. Многократное увеличение энерговооруженности дало возможность увеличить скорость хода подлодки до невозможных ранее узлов и обеспечить комфортные условия обитания для экипажа. А когда атомную подлодку вооружили стреляющими из под воды ракетами, она стала крейсерской! Вот Сормовский «Скат» и стал пионером этого поколения подлодок. А поручили его проектирование и строительство Сормовичам потому, что они имели не только большой опыт строительства серийных подлодок, но и первыми испытали на своих подлодках ракетные комплексы. Тогда, как нас когда-то учили, и произошел «переход количества в качество». Гадкий утенок превратился в лебедя, - появилась первая в мире довольно недорогая серийная крейсерская атомная подлодка «Скат» с крылатыми ракетами подводного пуска. Именно с постройки «Ската» и начали свой путь многие нынешние производственные подразделения ОАО «Завод «Красное Сормово». А его постройка и была той школой, без которой вряд ли многие талантливые судостроители, которые в те времена ее прошли, смогли бы создать впоследствии «подлодку двадцать первого века». Эта построенная на заводе «Красное Сормово» по проекту ЦКБ «Лазурит» подлодка с титановым корпусом - «Барракуда» - до сих пор считается одним из шедевров мирового подводного судостроения.
Однако это все - предисловие. А книгу надо начинать со стихов. Их о корабелах-подводниках написано пока, увы, очень мало.
Вот маленький фрагмент из жизни Николая Сергеевича Жаркова. Период по времени – от постройки титановой подлодки «Барракуда», которую он возглавлял, будучи Главным инженером, до конца не к ночи будь помянутой конверсии. Именно в те «веселые» времена он и стал Генеральным директором завода «Красное Сормово». Вот об этом-то и стихи Владимира Денисовича Замышевского:
Министры в Горький заспешили -
И с них порой снимали «стружку». На зуб попробовать решили Они гидравлики заглушку. Завод мужал и рос в пути. Завод - по сути - перестроен Его сплоченный коллектив По- боевому был настроен. А кто сумел его сплотить, Корабль в металле воплотить, Титан коварный обуздать
И лодку головную сдать?
|
|
Кто за народ стоял горой?
- И заражал в труде азартом? Кто был Кутузовым порой, А, если надо, Бонапартом? Кто удержал в руках штурвал, Став новым заниматься делом, Когда накрыл девятый вал Конверсионным беспределом? Кто был наш царь и наш герой? Неужто Николай Второй ? Нет, нет... но знаем, это он Был в честь Николы наречен… Пусть не для всех он чудотворен Зато уж точно: не притворен ! Зело горяч порой и жарок Кавказский Сормову подарок... |