Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

Скафандры, батискафы, субмарины

От дальних пращуров до наших дней

Мечта морские покорить глубины...

Мы никогда не расставались с ней!

embl2.gif Мы никогда не расставались с ней! Вот такие вот стихи написал Владимир Денисович Замышевский, в недалеком прошлом – ответственный сдатчик атомных субмарин, когда прочитал первоначальный текст книги. В нынешнее время, по меткому выражению бывшего министра обороны, а теперешнего первого вице-премьера С.Иванова: «Скоро всем, кто идет на срочную службу, надо будет давать медаль прямо в военкомате» (это я цитирую из газеты «Аргументы и Факты»). Теперь считается – для того, чтобы взять от этой жизни что-нибудь надолго и всерьез, надо обязательно выучиться одной из престижных профессий. Можно на юриста или бухгалтера, на менеджера по продажам или по закупкам, а то и еще чему-нибудь торгово-экономическому (хотя эти профессии и подходят далеко не всем). Итак, именно в наше время стоит, ей богу, написать об истории подводного судостроения. О том, что есть такая удивительно интересная профессия – кораблестроитель. И нужная. Я другие профессии не ругаю – боже Вас упаси так и подумать. Ведь как бывает страшно человеку, - в то время, когда уже поздно что-то менять, - выяснить, что занимался он в жизни не своим делом. Тогда и деньги не в радость… Кто-то из Великих людей сказал: «Страна, которая не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Чтобы этого не случилось с Россией, А Сормовские корабелы всегда участвовали в создании щита державы, и делали для этого немало. Среди Сормовичей немало талантливых людей - изобретателей, конструкторов. Есть и разработчики уникальных конструкций и технологий; много мастеров с большой буквы - изготовителей узлов и деталей, устройств и механизмов, высококвалифицированных сборщиков и сварщиков корпусов металлических судов; немало и мастеров отделки кораблей - маляров и изолировщиков. Есть, конечно, опытные судомонтажники и трубачи; немало и опытных электромонтажников и настройщиков систем автоматики; были и будут, я надеюсь, прошедшие прекрасную школу специалисты - руководители созидания атомных субмарин. Далеко не все они получили награды Родины. Многие, на мой взгляд, были достойны куда более высоких наград. Но в нашем отечестве частенько с наградами было плоховато, да и когда же награждали сразу всех участников? Это было только пять раз, когда весь коллектив завода получал общий орден. Хотя кто знает, а может быть именно участие в создании нового корабля - это и есть высшая награда для судостроителей?...

lodka1.jpg В ноябре 2007 года на ОАО «Завод «Красное Сормово» два больших праздника. Один - сорок лет со дня подписания приемного акта о сдаче первой атомной подводной лодки «Скат», построенной Сормовичами. Второй - юбилей Генерального директора ОАО «Завод «Красное Сормово» Николая Сергеевича Жаркова. Он, кстати, в те времена тоже был одним из самых активных участников постройки и сдачи этой Сормовской подлодки. Скептики спросят: ну что же особенного случилось сорок лет назад? Сдали очередную подлодку нового проекта, пусть и атомную, так что же в этом особенного? Пусть именно со «Ската» был произведен запуск крылатых ракет из подводного положения. Но ведь не впервые же в мире?

Ответить скептикам – просто. Действительно, впервые в мире крылатая ракета П-5 была выпущена в 1957 году с Сормовской дизель-электрической большой подлодки проекта П. 613. А затем были следующие проекты, и опять крылатые ракеты П.5Д. и П.7 ушли на цель с Сормовских подлодок. И это - исторический факт. Но дизельные подлодки, пусть и вооруженные наисовременнейшими ракетами, все же продолжали оставаться, по существу, "ныряющими". Дальность подводного хода ограничивалась емкостью аккумуляторных батарей, скорость - мощностью дизелей и гребных электродвигателей, автономность - запасом топлива на борту. Но это, при созданных к этому времени системах обнаружения, делало дизельные подлодки весьма уязвимыми для поражения.

zapusk_raket.jpg Создание двигателя, использующего атомную энергию, обеспечило подлодке возможность несколько раз обогнуть земной шар без дозаправки топливом и месяцами не всплывать на поверхность. Многократное увеличение энерговооруженности дало возможность увеличить скорость хода подлодки до невозможных ранее узлов и обеспечить комфортные условия обитания для экипажа. А когда атомную подлодку вооружили стреляющими из под воды ракетами, она стала крейсерской! Вот Сормовский «Скат» и стал пионером этого поколения подлодок. А поручили его проектирование и строительство Сормовичам потому, что они имели не только большой опыт строительства серийных подлодок, но и первыми испытали на своих подлодках ракетные комплексы. Тогда, как нас когда-то учили, и произошел «переход количества в качество». Гадкий утенок превратился в лебедя, - появилась первая в мире довольно недорогая серийная крейсерская атомная подлодка «Скат» с крылатыми ракетами подводного пуска. Именно с постройки «Ската» и начали свой путь многие нынешние производственные подразделения ОАО «Завод «Красное Сормово». А его постройка и была той школой, без которой вряд ли многие талантливые судостроители, которые в те времена ее прошли, смогли бы создать впоследствии «подлодку двадцать первого века». Эта построенная на заводе «Красное Сормово» по проекту ЦКБ «Лазурит» подлодка с титановым корпусом - «Барракуда» - до сих пор считается одним из шедевров мирового подводного судостроения.

Однако это все - предисловие. А книгу надо начинать со стихов. Их о корабелах-подводниках написано пока, увы, очень мало.

 Вот маленький фрагмент из жизни Николая Сергеевича Жаркова. Период по времени – от постройки титановой подлодки «Барракуда», которую он возглавлял, будучи Главным инженером, до конца не к ночи будь помянутой конверсии. Именно в те «веселые» времена он и стал Генеральным директором завода «Красное Сормово». Вот об этом-то и стихи Владимира Денисовича Замышевского:

 zcharkov.jpg  Министры в Горький заспешили -

И с них порой снимали «стружку».

На зуб попробовать решили

Они гидравлики заглушку.

Завод мужал и рос в пути.

Завод - по сути - перестроен

Его сплоченный коллектив

По- боевому был настроен.

А кто сумел его сплотить,

Корабль в металле воплотить,

Титан коварный обуздать

И лодку головную сдать?
 znak.jpg  Кто за народ стоял горой?

- И заражал в труде азартом?

Кто был Кутузовым порой,

А, если надо, Бонапартом?

Кто удержал в руках штурвал,

Став новым заниматься делом,

Когда накрыл девятый вал

Конверсионным беспределом?

Кто был наш царь и наш герой?

Неужто Николай Второй ?

Нет, нет... но знаем, это он

Был в честь Николы наречен…

Пусть не для всех он чудотворен

Зато уж точно: не притворен !

Зело горяч порой и жарок

Кавказский Сормову подарок...