Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

Глава 3

В 2005 году исполнилось 50 лет с момента закладки первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» проекта 627. За минувшие годы на российских верфях построено свыше 240 атомных подводных лодок (ПЛА), более половины всех атомных подводных лодок мира. В реализации программ атомного подводного флота участвуют тысячи промышленных предприятий научно-исследовательских и проектных организаций. Проектированием атомных подводных лодок в СССР занимались ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит» в Ленинграде и ЦКБ «Лазурит» в Горьком».

Святослав БАЗИЛЬЧУК, капитан I ранга запаса, «Подводные лодки России: история и современность».

«Мы приняли решение строить преимущественно подводный флот, поставив его создание на конвейер. Цель - создать мощный флот, которым мы могли бы угрожать противнику на всех океанах. Поставив производство подлодок на поток, мы особое внимание сосредоточили на создании ядерного двигателя, чтобы обеспечить им автономное плавание. Потом уже из печати я узнал, что мы в этом деле добились хороших результатов».

Никита Сергеевич Хрущов.

СОРМОВСКАЯ АТОМНАЯ ПОДЛОДКА, или, как озаглавил свои воспоминания ее бывший Главный строитель Владимир Владимирович Семашко: «Как проектировалась ЦКБ 112 (ЦКБ «Лазурит») и строилась заводом «Красное Сормово» первая атомная подводная лодка проекта 670.»

5 ноября 1967 года в городе Северодвинске был подписан приемный акт уникальной подлодки «Скат». Кстати, обратите внимание на дату – в очередную годовщину пролетарской революции подписывались в те времена не только приемные акты сухогрузных теплоходов, но и кое-каких кораблей куда серьезнее !!!!. И хотя об этом (увы) не писала пресса, однако такая дата подписания приемного акта - все-таки шикарная возможность доложить о своих трудовых успехах наверх. Авось после такого доклада и награды корабелам щедрые будут к пролетарскому празднику…

 Итак, в канун пролетарской годовщины Сормовичам во главе с тогдашним директором завода Михаилом Афанасьевичем Юрьевым удалось добиться того, что в Северодвинске, когда подписывались приемные акты сразу трех (!) головных атомных подводных лодок 2-го поколения, среди них была и первая Сормовская атомная подлодка проекта 670 - «Скат».

353.jpgНемного истории. Напомню, что эра атомоходов началась 17 января 1955 года, когда с борта американской атомной подводной лодки «Наутилус» было передано сообщение: «Следую на атомной энергии». Понятно, что после этого на всех судостроительных заводах нашей страны форсировали работы по подготовке к строительству атомных подлодок.

Первая атомная подводная лодка в СССР, проекта 675, вооруженная комплексом корабельных крылатых ракет «П-6» (восемь крылатых ракет) была принята на вооружение ВМФ в конце сентября 1963 года. Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков называл подлодки, вооруженные комплексом «П-6» «национальной гордостью нашей страны». Однако основной недостаток этих подводных лодок – необходимость вести стрельбу ракетами с надводного положения. Поэтому создавались новые проекты подлодок, вооруженных крылатыми ракетами, стреляющими из-под воды. Выбирали лучшие. Первая, спроектированная Ленинградским КБ и построенная другим заводом, пока еще опытная, атомная подлодка проекта 661 с подводным стартом крылатых ракет была принята в состав ВМФ только в конце 1969 года…

semaschko.gif А за десять лет до этого события, в апреле 1959 года, на заводе «Красное Сормово» был назначен Главный строитель проекта 670. Лодки, оснащенной новым оружием. Этим Главным строителем проекта стал Владимир Владимирович Семашко. Главным строителем судов на заводе в то время был опытнейший А.Ш.Курбангалиев. Но он руководил всем судостроением завода. А Главный строитель серьезного проекта потому и назначается, чтобы он занимался одной, крайне серьезной, задачей. Когда уже принято решение строить новую серию кораблей, и есть документация. Или, на худой конец, хотя бы утвержденное техническое задание. Вот тогда-то и надо начинать всерьез «разруливать» ситуацию между заводскими подразделениями и внешним миром, причем глядеть немного вперед и убирать «камни преткновения», мешающие постройке корабля. Документация была. Главным конструктором этого проекта был тогда в ЦКБ 112 («Лазурите») Виталий Константинович Шапошников. Группа конструкторов под его руководством и представила в Государственный Комитет по судостроению свой вариант проекта 670. Однако этот вариант был забракован. Проектирование передали Ленинградскому ЦКБ 143, придав ему и группу Шапошникова. А в октябре 1959 года Главный инженер Первого Главка по судостроению И.Б. Михайлов еще раз забраковал проект. И этот проект был закрыт. Но Государственный Комитет по судостроению, учитывая настойчивые просьбы Горьковского совнархоза, которому тогда ему подчинялся завод, и руководства самого завода «Красное Сормово», продолжал искать проект подлодки с новой энергетикой, как называли тогда подлодки с атомными установками.