Начальником цеха СК-3 был в те времена Петр Христофорович Кузов.
Родился он в селе Кузькино Новодевического района Куйбышевской области 16 августа 1925 года. В начале 1944 года поступил технологом на авиационный завод, в следующем году стал студентом – корабелом. А с апреля 1945 года по 1947 год служил - был оперуполномоченным УМГБ по Горьковской области. А, окончив политехнический, пришел на завод «Красное Сормово», где стал строителем судов, потом - ответственным сдатчиком дизельных подлодок. Вот он, Кузов, в центре на фотографии – город Астрахань, 1954 год. Подъем флага на Сормовской подлодке, идущей для сдаточных испытаний в Каспийское море. Спустя некоторое время П.Х. Кузов стал начальником важнейшего Сормовского стапельного цеха СК-3. Именно ему и пришлось строить и спускать на воду головной «Скат» в хлопотной должности начальника монтажного цеха. Он справился. И за эту работу, в 1966 году, был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Кстати, впоследствии, с 1975 года и до пенсии, Кузов работал на очень и очень непростой, одной из ключевых на заводе должностей – был заместителем директора завода по экономике.
Однако продолжим о «Скате». Через четыре года после утверждения тактико-технического задания на проектирование, когда еще строились на заводе «Красное Сормово» предусмотренные реконструкцией новые корпуса цехов, 9 мая 1964 года на стапеле цеха СК-3 заложили головную атомную подводную лодку проекта 670. А для обеспечения работ всей технологической цепочке создания атомной установки на заводе создали к тому времени новые подразделения:
Центральная заводская физическая лаборатория (ЦЗФЛ). Впоследствии – отдел автоматики, затем производственный цех автоматики, сейчас – отдел испытаний судов. Со времен «СКАТов» это было особое структурное подразделение, к персоналу которого всегда применялись повышенные требования. Работники его должны были не только досконально знать какую-либо из систем или устройств корабля, не только иметь представление об устройстве судна в целом, взаимосвязи систем, борьбе за живучесть корабля. Они умели еще и управлять судовыми системами, механизмами и устройствами самостоятельно, как операторы. Безусловно, не последним требованием к работнику было и его умение самостоятельно в кратчайший срок устранить неисправность, способность не только быстро выполнить полученную команду, но при необходимости самостоятельно принять технически грамотное решение. Требовалось, чтобы предприятия - поставщики судовых систем не присылали многочисленных командированных, а доверяли эти работы сотрудникам отдела автоматики, как своим контрагентам. Так вот и начал производственный отдел автоматики – предшественник нынешнего отдела испытаний судов.
Первый руководитель - Юрий Сергеевич Смирнов. Набирались в ЦЗФЛ инженеры или очень квалифицированные техники. Отдел начался с первой лаборатории – в просторечии операторов (реакторщиков). В остальных его лабораториях были другие специалисты, их называли тогда настройщиками судовых систем автоматики. Это подразделение существует на ОАО «Завод «Красное Сормово» и сейчас, причем оно – одно из ключевых на Судоверфи. Без этого отдела сдача танкеров и сухогрузов сегодня просто невозможна. Долгое время отдел возглавлял Сергей Игоревич Смирнов. Однако когда потребовался опытный инженер-практик с научным подходом к делу, руководство доверило Смирнову очень ответственную работу директора инженерного центра. Если по старому, то Сергей Игоревич на заводе сейчас и Главный конструктор, и Главный технолог, и Главный сварщик, и начальник типографии. Ему же подчинена и гарантийная служба. Сложнейших вопросов у него столько, что мало не покажется. А Отдел испытаний судов сейчас возглавляет один из его ветеранов – Валерий Григорьевич Гупало. Вот он, на фото, закрывает кремальерный запор люка в межотсечной переборке на нашей подлодке.
Одними из первых в ЦЗФЛ пришли Николай Сергеевич Жарков, Владимир Николаевич Сугоров и Константин Константинович Петров. Для получения необходимых производственных навыков они первыми, как потом и многие другие работники ЦЗФЛ, проходили обучение учебном центре подготовки моряков – экипажей подводных лодок в городе Обнинске. Центром этим долгие годы руководил командир первого советского атомохода, контр-адмирал, Герой Советского Союза Леонид Гаврилович Осипенко (кстати, председатель приемной комиссии головного «Ската»)...
Размещалась первая лаборатория ЦЗФЛ (операторы) - в третьем судомонажном цехе, а руководил ей тогда Владимир Генрихович Шпиро. Там и сделали стенд физического пуска установки, на котором тренировались заводские первые «операторы» атомных реакторов подлодок. Сейчас Владимир Генрихович уже довольно давно проживает в США вместе со своим семейством. Вот ведь как, бывает, делает гримасы жизнь. Один из умнейших «создателей щита державы» от «вероломного супостата» именно в стране этого «супостата» на пенсии-то и проживает. Вот только не надо делать из него какого-то предателя или объяснять его эмиграцию национальностью. В свое время автор этих строк работал в одной лаборатории с его родным братом – Аркадием Генриховичем. Был Аркаша типичным Сормовским парнем – бесхитростным и работящим. А причина эмиграции его брата, на мой взгляд, в ином – в «щедрости» российской пенсии и других наград Государства. Какую, например, награду за «Скат» получил его Главный строитель Семашко? Пару почетных грамот и, к пенсии, медаль «Ветеран труда? «Готовься к великой цели, и слава тебя найдет» - едко заканчивает Семашко свои воспоминания. Я уж не говорю о руководителе «инициативной группы» проектирования «СКАТа» - В.К.Шапошникове, который, получив вместо награды почетную грамоту, расценил это как «плевок в лицо» и перешел работать в ЦКБ на подводных крыльях. В общем: «Была у меня таможня, были контрабандисты….», а сейчас «Мне за Державу обидно», - вот что говорил смачно по этому поводу Павел Луспекаев, исполнявший роль бывшего начальника таможни Верещагина в отечественном кинобестселлере «Белое солнце пустыни»…