Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

batisfera.gif А ведь к этому времени уже была построена и первая батисфера, и первый батискаф. Сначала изобрели батисферы. Серьезные попытки исследовать большие глубины были начаты еще в 1930 году. Первым глубоководником стал Уильям Биб, американский ученый-натуралист, путешественник, мореплаватель, участник и руководитель свыше 60 экспедиций в Южную Америку, в Гималаи, Саргассово море, на острова Галапагос, Бермуды и другие районы мира.

В районе Бермудских островов Биб погрузился на глубину 435 метров, используя батисферу, присоединенную стальным тросом к кораблю-носителю. Батисфера эта представляла собой сферическую стальную камеру с иллюминаторами, позволявшими вести наблюдение за подводными объектами и жизнью океана.

В 1934 году Уильям Биб и Отис Бартон погрузились в батисфере уже на глубину в 923 метра. И этот рекорд оставался непревзойденным на протяжении 14 лет.

Только в 1948 году Отис Бартон погрузился глубже в модифицированной батисфере - на глубину 1372 метра.

 

batiskaf.jpg Батискаф - слово это составное, в переводе с греческого языка βαθύ — глубина, а σκάφος - судно. То есть глубоководный автономный аппарат для исследований океана. Батискафы и сейчас используются и для туристических целей, и для работ на больших глубинах. Двигались батискафы с помощью гребных винтов, приводимых в движение электромоторами. Первый был изобретен и построен в 1948 году швейцарским учёным Огюстом Пикаром. В 1960 году на батискафе «Триест» его сын, Жак Пикар, вместе с лейтенантом американского(!) флота Дональдом Уолшем достигли дна на дне впадины Челленджер в Марианском желобе - самом глубоком месте в мировом океане. Погрузились на глубину 10 912 метров.

И батисферы, и батискафы использовались, конечно, при проведении поисково-спасательных работ. Однако для спасения экипажей затонувших на значительной глубине подлодок требовалось несколько иное. В апреле 1963 года весь мир облетела весть о гибели новейшей американской атомной подлодки «Трешер». Кстати, подлодка затонула на глубине меньше критической. Однако, как отмечали специалисты, на глубинах до 180 метров экипаж еще может выбраться самостоятельно. Правда, для того чтоб спастись, ему надо было бы иметь поблизости судно, которое подберет спасшихся. Но вот «Трешер» затонул малость поглубже. Команде оставалось только выпустить на поверхность часть масла — авось кто-то заметит большое масляное пятно. И стучать по корпусу, уповая только на то, что современные гидрофоны улавливают шумы на 10 миль. Но, увы, не помогло. Тогда-то командование американских ВМС наконец, приняло решение по созданию небольших подлодок, способных опускаться на глубину 1000 метров. Там они должны были, соединившись со спасательным люком затонувшей подлодки, принять членов ее экипажа и доставить на поверхность. Проект этот, однако, «спустили на тормозах».

Однако когда через пять лет, 21 мая 1968 года, пропала новейшая атомная подлодка «Скорпион», ничего подобного так и не создали. Затонувший «Скорпион» все же был найден. Правда, только 10 ноября, в результате самой крупной в истории морской поисковой операции (в ней участвовало шесть тысяч человек, 400 судов и самолетов). Тогда в прессу и просочились данные, что с 1900 по 1970 год включительно затонула 21 американская подлодка и на них погиб 431 человек, к проекту вернулись. Вновь перед командованием ВМФ США остро встал вопрос о создании спасательных аппаратов для спасения экипажей затонувших на большой глубине подлодок. Под давлением общественного мнения было начато финансирование разработки проектов и постройки небольших спасательных подлодок. Водоизмещение — около 30 тонн, глубина погружения около 1000 метров, На этой глубине они должны были стыковаться с люком затонувшей подлодки. Поисковое оборудование предполагалось на них установить самое совершенное — множество гидролокаторов, акустические и оптические приборы...