Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

embl2.gifА вот наше отечество было к тому времени уже далеко впереди. Вообще-то нельзя в одной книге рассказать обо всем подводном судостроении. Даже если взять более узкую тематику – только спасательные глубоководные аппараты. И даже только спроектированные ОАО ЦКБ «Лазурит», которые построены на заводе «Красное Сормово». Уж очень широка эта тема. Если читатель интересуется подробностями о Сормовских подводных кораблях, материала много. Особенно в вышедшей недавно книге «Красное Сормово. Завод и люди». (Издательство Кварц, Н.Новгород, 2006 год.)

 

  Вот эту книгу эту автор то и дело позволяет себе безбожно цитировать:

- во - первых, потому что это изумительная справочная литература, скрупулезно освящающая этапы подводного судостроения завода;

- во - вторых - автор надеется, что и его работа, конечно же, не такая «эпохальная» и всеобъемлющая (несмотря даже на вставленные к месту и не к месту цитаты), все-таки тоже будет положительно оценена теми же Сормовскими читателями;

- в - третьих - опять же не у всех есть книга «Красное Сормово. Завод и люди». А если у кого и есть, то и он вряд ли будет, читая эти эссе, лазить по ее страницам в поисках ссылок. В то же время, - полнота цитаты исключительно на совести автора. А если не цитировать, некоторые въедливые читатели, - из тех, кто читал эту книгу, могут потерять время, если будут сопоставлять приведенные мой факты (вариант «а ля классик» со ссылкой на номер страницы источника).

- в - четвертых - без приведенных в этой книге данных просто невозможно рассказать, в частности, о моем институтском учителе, Михаиле Исааковиче Лернере. А я все-таки постараюсь это сделать. Конечно, можно некоторые факты представить и как свои, но уж это слишком…

- и, наконец, в - пятых – история Сормовских спасательных глубоководных аппаратов изложена в этой книге очень доступно. Лучше просто нельзя, наверно, об этом написать. Однако обилие профессиональных терминов несколько затрудняет повествование, посему – пересказ. Желающие же могут читать первоисточник – и это сделать стоит, право…

sor_ap.gifИтак, история современных глубоководных спасательных аппаратов началась в Сормове. Кстати, ни в СССР, ни в России больше спасательных аппаратов не выпускал ни один судостроительный завод. По глубоководной тематике были и удачные проекты – на Ленинградском Адмиралтейском объединении, например, создали серию глубоководных аппаратов «Поиск» по проекту ФГУП "Санкт-Петербургское морское Бюро машиностроения "Малахит". Вообще-то по проектам СПМБМ "Малахит" построено много подводных аппаратов: "Тетис" и "Тинро", "Север-2", "Поиск-2", и "Поиск-6", подводные лаборатории с водолазным комплексом. Есть у них проекты глубоководных аппаратов "Русь" и "Консул", с глубиной погружения 6000 метров. Над созданием уникального необитаемого глубоководного аппарата поработали и петербургские корабелы с "Балтийского завода". В 2005 году они изготовили титановые корпуса модуля аппарата (рабочий и смежный) и также блок плавучести. Длина аппарата 7 метров, диаметр - около 1,5 метров, вес - 3 тонны. Правда, для пилотируемого батискафа иностранного заказчика. Обитаемая сфера этого глубоководного аппарата была сварена из титана толщиной до 120 миллиметров, благодаря чему судно способно погружаться на рекордную глубину до семи километров. Кстати, без угрозы для жизни экипажа. Однако все это – батискафы. А вот спасательных аппаратов, кроме Сормовичей, не строил и не строит НИКТО в России! Специальному конструкторскому бюро завода, которое тогда называлось СКБ-112 (потом именно его и назвали «Лазурит» - по имени камня - символа моря) было поручено проектирование подводной рабочей камеры. Камеры для оказания помощи в водолазных работах на довольно больших глубинах - до 300 метров. Этот проект был разработан в сжатые сроки. Его строителем стал завод «Красное Сормово». Камера «РК-680» представляла собой подводный снаряд, выполненный в виде шара. Диаметр камеры - 2,5 метра. На ней было четыре манипулятора, в каждом – сменные рабочие инструменты. А опускалась камера под воду на тросах. Первый в мире подводный спасательный аппарат был приспособлен для спасения 2-3 человек «сухим способом» с терпящей бедствие подводной лодки, находящейся в подводном положении на глубинах до 300 метров. Он предназначался для проверки в морских условиях возможности спасения экипажа из люка лодки – в люк аппарата без выхода в воду. Был он составной частью спасательного комплекса. За 1969-1973 годы заводом было изготовлено шесть комплектов этих камер.

А в то время подводных спасательных аппаратов в мире не существовало. Совсем. Поэтому многое разрабатывалось впервые, с неизбежными сложностями для подобных случаев. «Строительство глубоководных аппаратов» - вспоминает бывший их главный строитель В.А. Голубев, - « началось в заводе «Красное Сормово» в 1958 году.

ups.gifУправляемый подводный снаряд - для завода дело было совершенно новое. Кроме неизвестной конструкции пришлось осваивать и новые материалы, и новые технологии испытаний, и новые нормы контроля сварных швов, испытание батарей наружным давлением. Потребовалось построить док-камеры для испытания корпуса УПС и батарей. Возникающие в процессе строительства вопросы решали всем заводом, а в первую очередь - конструктора, технологи, сварщики. А вопросов было немало, и начались они сразу после первых проверок сварочных работ. Первый блин вышел комом.… Все сварные швы корпуса были забракованы. Друшлаг !!!! После этого и начались, можно сказать, опытные работы. Сваривали образцы в разных режимах, а результат не менялся. Пригласили представителя из института им. Е. Патона (Киев). Киевляне посмотрели все образцы, проверили почти все, что заварили и сказали, что это уже хороший результат. Когда определились с нормами брака, дело пошло быстрее. Кстати, весь основной корпус УПСа все-таки варили Сормовичи. Специалисты Сварочной лаборатории или, как она сейчас называется, Отдела Главного сварщика завода. Однако все же на строительство первого Управляемого подводного снаряда ушло два года. Главная же задача УПС - спасение личного состава подводных лодок «сухим способом», то есть в подводном положении дать возможность человеку с подводной лодки перейти на УПС - была решена. На этом же опытном снаряде флот решил и другие задачи. В том числе главную из них - отработку действий водолаза на глубинах до 100 метров. К сожалению, испытания не обошлись без трагедий. Во время погружения погиб один из лучших водолазов. Увы, тогдашний флот просто не был подготовлен к подобной работе и обслуживанию этих аппаратов. А вот опытный образец УПС так и остался единственным аппаратом почти на все последующее десятилетие. К сожалению. Ведь их строительство на заводе было тогда прекращено. Итак, УПС был построен и сдан заводом «Красное Сормово» в 1962 году.

Кстати, в том же году, во время испытаний экспериментальной спасательной лодки проекта 666, впервые в мировой практике была произведена расстыковка и стыковка УПС с подводными лодками под водой. Капитал-лейтенант аварийно-спасательной службы ВМФ А.И. Никитинский с помощью УПС перешел с ЭСПЛ «сухим» способом в «аварийную» подводную лодку проекта 633. Вместе с опечатанным пакетом для наблюдающего (комиссара), - это чтобы зарегистрировать факт первого подводного перехода из одной лодки в другую в подводном положении.

В ноябре 2002 года на завод «Красное Сормово» и в ЦКБ «Лазурит» поздравление от начальника Главного штаба ВМФ адмирала В.А. Кравченко. Оно начиналось так: «40 лет назад, 4 ноября 1962 года, впервые в мире совершен переход человека под водой».

К сожалению, этот факт в 1962 году ни в одной газете, ни в одной радиотелевизионной передаче отмечен не был. А спустя семь лет, в январе 1969 года, когда на орбите состыковались два космических аппарата и из одного в другой перешли два космонавта, средства массовой информации «захлебывались» собственными словами в восторге от этого действительно выдающегося, события. В этом ирония судьбы – хотя обе стыковки были одинаковой технической сложности и с равным числом опасных факторов. Об одной говорили много, о другой – ничего! А вскоре после того, как были завершены испытания и сдан аппарат УПС, СКБ «Судопроект» (так стало называться ЦКБ-112), получило новое задание. Выполнить исследовательское проектирование по теме «Робот». И вот именно в ходе этого исследовательского проектирования, закончившегося в сентябре 1963 года, удалось доказать - создание самоходного подводного снаряда на достигнутом уровне развития судостроительной техники – возможно!

ass.gif Поэтому в октябре 1967 года СКБ «Судопроект» было поручено разработать проект аварийно-спасательного снаряда, по существу представляющего собой сверхмалую подводную лодку. Этот спасательный снаряд предназначался для решения следующих задач: поиск терпящей бедствие подлодки с помощью гидроакустических средств и визуального обнаружения; спасение личного состава терпящей бедствие подлодки «сухим» способом, путем многократного приема с глубины до 500 метров и транспортировки одновременно по 12-20 человек на спасательное судно; выполнение сложных подводных работ для поддержания жизнедеятельности личного состава терпящей бедствие подлодки во время подготовки к ее спасению. Эксплуатироваться спасательный подводный снаряд (СПС) должен был совместно с судном – носителем проекта 537.