Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
 

На флоте любой морской державы самые элитные подразделения – это спасатели и боевые пловцы. Еще не так давно, даже и во время не к ночи будь помянутой «перестройки», на Северном нашем флоте тоже была одна из лучших в мире спасательных служб. В ее штате были опытнейшие водолазы-глубоководники, за которыми те же норвежцы гонялись, как за ангелами-спасителями. Стоило кому-либо из этих людей уйти в отставку, как они тут же получали предложение поработать по контракту водолазами в Норвегии или Англии.

kreyser.jpg Спасательная эскадра Североморска, которая обслуживала и подлодки, базирующиеся в Видяево, состояла из трех аварийно-спасательных судов - "Алтай", "Бештау" и "Трефолев". Это были самые оснащенные суда подобного класса. Есть у наших моряков и еще одно спасательное судно классом повыше — "Карпаты". Сейчас оно используется как тренировочная база водолазов. Было время - эти суда сопровождали наши субмарины при каждом выходе в море, не говоря уже о крупномасштабных учениях. Кстати, иностранцы именно по расположению в море "Алтая", "Бештау", "Трефолева" и "Карпат" отслеживали, где находятся русские подводные лодки. Натовцы "засекали" суда - спасатели и сбрасывали в воду наблюдательные буи, которые и ловили в толще воды наши атомоходы. За иностранными буями в основном и охотились водолазы. Что же случилось со спасателями Северного флота? Где они сейчас? Вот как «Московский комсомолец» писал: «Нашему корреспонденту удалось встретиться с одним из тех, кто уволился с "Алтая" в отставку несколько лет назад, — Валерием Лайзансом. Этот человек имеет опыт работы на глубине 376 метров. « Когда чиновники заявляют с экранов телевизоров, что у нас в стране нет специалистов, способных работать на глубине 100 метров, я просто испытываю шок, - говорит Лайзанс. - «Если не брать в расчет людей, которые по сей день носят морские погоны, то в стране насчитывается около пяти тысяч отставников, имеющих необходимый опыт работы под водой. Все, кто даже матросом - срочником служил глубоководным водолазом и без проблем работал на глубине 160 метров. Причем на подготовку парня, призванного на службу даже из тех мест, где о море только слышали, уходило всего пять месяцев. А для того, чтобы набрать необходимую форму после перерыва в несколько лет, необходимо месяца два, не больше...».

Но ведь отличным специалистам нужна и отличная техника…?! В недалеком прошлом, спустя некоторое время после неудачной операции по спасению экипажа подлодки «Курск», Сормово посетил тогдашний вице-премьер Илья Клебанов. Было совещание и в ЦКБ «Лазурит».

bester1.gif Надежды были большие, к рассмотрению предложено несколько перспективных разработок по усовершенствованию судов глубоководной тематики. Считали – раз Клебанов из Санкт-Петербурга, он, как человек морской, поймет, - пора делать другие проекты, более современных подводных аппаратов-спасателей. Однако специалисты по глубоководным аппаратам вышли с этого совещания « в состоянии легкой очумелости». Вице-премьер заявил, что спасатели нужно покупать за границей, где они якобы лучше…

Великие слова сказал Виктор Степанович Черномырдин: " Хотели, как лучше, а получилось – как всегда». Осенью 2000 года, сразу же после трагедии в Баренцевом море, специальная межведомственная рабочая группа во главе с Ильей Клебановым разработала федеральную программу "Нептун", предусматривающую кардинальную реорганизацию и переоснащение нашей аварийно-спасательной службы. Предполагалось создать на каждом из флотов специальные спасательные центры и закупить за рубежом самое современное снаряжение для подводных работ. В Англии закупили шесть малогабаритных телеуправляемых подводных аппаратов «Tiger», два телеуправляемых аппарата «Venom», оснащенных манипуляторами и гидравлическим инструментом, а в Канаде - восемь нормобарических скафандров «New Suit NS-1200», позволяющих работать на глубинах до 400 метров.

spasateli.gif Но почему-то в руках наших специалистов вся эта дорогостоящая техника (по разным данным, на ее закупку было истрачено около 30 миллионов долларов) оказалась бесполезной. «Tiger» исправно передавал со дна картинку. На большее, собственно говоря, он и не рассчитан. Для использования нормобарических скафандров нет подходящего оборудования. А «Venom» почти сразу сломался. Кстати, этот маломощный аппарат стоит почти в три раза дороже, чем британский же аппарат «Scorpio», - 3 миллиона долларов против 1,1 миллиона. Теперь все флотские специалисты недоумевают, почему были совершены столь нерациональные покупки. А может, кто-то и разобрался, раз теперь вопросами спасения жизней экипажей подлодок на море уже занимаются совсем другие люди. Пока же российская аварийно-спасательная служба страдает системным недугом. Не помогла и покупка отличившихся при спасении экипажа АС-28 британских глубоководных аппаратов «Scorpio-45», на экстренной закупке двух экземпляров которого настоял в свое время министр обороны Сергей Иванов. Они тоже погоды не делают. По своим техническим характеристикам это своего рода подводные кусачки. Они умеют только отвинчивать и разрезать, а это далеко не все, что требуется при спасении экипажей подводных кораблей, терпящих бедствие. Так что уже сейчас можно сказать, что это и это приобретение было больше эмоциональное, нежели рациональное.

Тем более что разработчики МВТУ им. Баумана и того же нижегородского ЦКБ "Лазурит» давным-давно, еще в 60-е годы, спроектировали глубоководные спасательные аппараты "Приз" и "Бестер", которые не уступают зарубежным аналогам. Но наши аппараты так и оставались или в проектах, или в опытных образцах, потому что госзаказа на их изготовление просто не поступало. А ведь еще недавно в покорении глубин, как и в покорении космоса, мы были впереди планеты всей. До сих пор ни один флот в мире не обладает такой лодкой, как подводный спасатель проекта 940 "Ленок", спроектированный, построенный и сданный флоту Сормовичами. Это была не просто субмарина, а глубоководная база автономных спасательных аппаратов, подводная барокамера и мини-госпиталь в одном прочном корпусе. И однажды эта универсальная система выполнила свое предназначение. В октябре 1981 года водолазы "Ленка" вывели из затонувшей после столкновения с рефрижератором подлодки «С-178» 16 моряков. Причем шесть человек, наиболее слабых, были перенесены на борт подводного спасателя на тридцатиметровой глубине. Сейчас о "Ленке" сохранились только легенды….

ekipazch.gif Закончился период застоя для российских спасательных аппаратов. Глубоководный спасательный аппарат «Русь» третьего поколения совершил погружение на глубину более 3,5 тысяч метров в районе Азорских островов. Его построили на ОАО «Адмиралтейские верфи». В районе Азор проводился глубоководный этап испытаний. На предыдущих стадиях испытаний аппарат «Русь» совершал погружения на Балтике, но на гораздо меньшие глубины. Спроектированный в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» (проект 16810), аппарат рассчитан на проведение работ близ океанского дна. Первый из построенных Сормовичами спасательных аппаратов серии «Приз» тоже сегодня получает вторую жизнь. «Все электронное оборудование на АС-28 устарело не только физически, но и морально. Мы установим на нем самое лучшее оборудование, что есть в мире», – сказал, по сообщениям прессы, Н.И.Кваша. По его словам, модернизация АС-28 была запланирована еще до произошедшего в августе у берегов Камчатки инцидента. К тому времени ЦКБ «Лазурит» уже подготовило соответствующую документацию на проведение работ. «Срок эксплуатации АС-28 истек семь лет назад», – сказал Генеральный директор «Лазурита». Однако, несмотря на это, «работать ему можно», добавил он.

Вот по проекту ЦКБ «Лазурит» и проходит реконструкция и модернизация аппарата на судоверфи ОАО «Завод «Красное Сормово». Делать такую работу могут еще несколько судостроительных заводов страны. Однако личный авторитет, квалификация сормовских рабочих кадров и команды руководящих специалистов завода, блестящие аттестации производства завода офицерами военного представительства 175 МО РФ помогли Генеральному директору Н.С.Жаркову убедить «главного заказчика подводного флота» - вице адмирала А.Ф.Шлемова поручить этот заказ Сормовичам.

И не только головной. Но и доверить Сормовичам работы по модернизации всей серии этих аппаратов. Стапельные работы на первом заказе идут к завершению. Непосредственное руководство за техническим директором А.В.Цепиловым и опытнейшим ответственным сдатчиком спасательных глубоководных аппаратов, старшим строителем кораблей Сергеем Викторовичем Михайловым. Даже на фотографии видно, как довольны докладом А.В.Цепилова о ходе работ на этом заказе главнокомандующий ВМФ России адмирал В.В. Масорин и его офицеры, которых привел в цех Генеральный директор Н.С. Жарков...