Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

raketa_p.gif Судостроительные заводы, которые могли строить такие АПЛ, уже имели проекты лодок нового поколения. Строительства современных подлодок, вооруженных крылатыми ракетами, стреляющими из-под воды, требовали насущные задачи обороны страны – ведь в это время резко возрастала мощь авианосных соединений ВМФ США, нашего тогдашнего «вероятного противника». Возрастала за счет создания новых целевых атомных авианосцев, оснащенных крупными парками летательных аппаратов. Это в разы и повышало боевые возможности авианосных соединений. Это было время, когда «ковался щит страны» - от «авианосцев типа «Энтерпрайс» из пиратского шестого флота «вероломного супостата» - США», - именно так выражался, когда я учился на кораблестроительном факультете Горьковского политехнического института заведующий военной кафедрой, капитан первого ранга В.Ф. Митрофанов.

Кроме того, у ГК по судостроению тоже был соблазн строить подлодки на «Красном Сормове»: опыт подводного судостроения, причем именно в постройке крупных серий подлодок, завод имел большой. Да и проектант – ЦКБ 112 – рядом. Во главе этого ЦКБ – опытный конструктор, В.П.Воробьев, получивший за пуск ракет с дизельной подлодки звание Героя Социалистического Труда. Да и атомные-то реакторы тоже ведь были Сормовские. Тогда не было в городе Московского района, а ОКБМ, по проекту которого атомные реакторы делались, да и Машиностроительный завод, на котором они изготавливались – оба были в Сормовском районе. В общем, во многих вопросах с Сормовичами было проще. Тогда и родился «инициативный вариант»: в ГК по судостроению вышла группа из ведущих специалистов ЦКБ-112 и специалистов завода Красное Сормово», вышла уже с вполне конкретными предложениями:

  1. Параметры новой подлодки проработаны. У Главного конструктора «инициативного» варианта Шапошникова В.К. есть блестящее решение – так называемая «тройная восьмерка» прочного корпуса и с бортовым расположением контейнеров для ракет.
  2. Подлодка может быть построена на заводе «Красное Сормово» после его реконструкции. Предложения имеются.
  3. В специально построенном доке подлодка может быть доставлена по внутренним водным путям на Север и на Юг. Вариант проработан.
  4. При постройке надо применить самое современное основное оборудование, пока еще разрабатываемое проектантами, технические задания на которые пока еще тоже не все утверждены. И надо сделать эти проекты параллельно, так, чтобы не задерживать ее строительства.
  5. Надо изменить состав оружия атомной подводной лодки с "торпедного" на "ракето-торпедное". То есть опередить подводный флот США. Для этой цели предлагается применить разрабатываемый в то время в ОКБ-52 (Главный конструктор академик В.Н. Челомей) новый ракетный комплекс морского базирования с подводным стартом - "Аметист".

Это позволит создать самый современный подводный корабль.

Такой вот был принятый «инициативный вариант» атомной подводной лодки проекта 670. Соответствующим образом было откорректировано и утверждено тактико-техническое задание ТТЗ (Все-таки была тогда любовь к юбилейным датам - датировано это задание было днем Победы, 9 мая I960 года, а подписано лично Министром обороны Р.Я. Малиновским). Такая вот дата была на задании по проектированию средней подводной лодки проекта 670, головная лодка которого получила название «Скат».

Подводные лодки в части названий непохожи на надводные корабли. У каждого надводного корабля со времен Петра I на корме название написано. Имя, так сказать, собственное. А у подлодок – нет. Правда, первые лодки советской постройки из серии «Декабрист» получили каждая свое название. Да и первые подлодки серии «Ленинец» - тоже. Однако эти названия на подплаве как-то не привились. Впоследствии «Революционер», «Спартаковец», «Якобинец» серии «Д» или «Дзержинец», «Кировец» и «Менджинец» серии «Л» получили просто литерно - цифровые наименования Д-1, Д-2,… и Л-1, Л-2… Подводные лодки следующих типов получали иногда собственные названия, но привились они только для серий в целом. По названию головной лодки все последующие называли – «Щуки», «Малютки», «Сталинцы», «Крейсерские». Конечно, с прибавлением номера...

Если, помимо литерно-цифрового, некоторым лодкам давали все же названия, вызвано это было причинами объективными. Например, среди «Малюток» были целые комсомольские дивизионы: «Ярославский комсомолец» («М-104»), «Челябинский комсомолец» («М-105»), «Ленинский комсомол» («М-106»), «Новосибирский комсомолец» («М-107»). Потому, что все это были подлодки, построенные на средства, собранные комсомольцами и молодежью страны. Были и такие названия, как «Рыбник Донбасса» - он ведь тоже за счет собранных рыбаками средств и строился. Однако же этих названий на корпусах лодок не было. Раз лодки строились на средства, собранные народом, то им и давали названия сами инициаторы сбора средств. В момент торжественной передачи подлодок флоту название писали белой краской на ограждении боевой рубки. А вот с прибытием в боевое соединение название закрашивалось, а на его месте появлялась литерно-цифроваяя аббревиатура. Название после этого было только в корабельных документах и никогда не появлялось больше на борту корабля.