Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

То же было и в ЦКБ 112.

semaschko1.gif Как вспоминает В.В. Семашко: «По времени сложилось так, что начало проектирования совпало с периодом, когда многие старые, опытные конструкторы достигли своего производственного потолка и пошли на заслуженный отдых. Это Ф.Ф. Малышев, С.М. Чепурнов, М.М. Пилярский, А.П. Овчинников, а молодые Б.В. Осипов, А.И. Аменицкий, М.В. Бабанский, А.С. Знаменский такого опыта не имели, и подобных проектов никто не проектировал. Подчас просто не хватало кадров. Набирали совершенно «необстрелянную» молодежь, которой пришлось учиться в процессе работы ускоренным методом. Состав и уровень «новобранцев» был мне хорошо известен, так как я в течение десяти лет каждую пятницу подписывал изменения в чертежах, а это прямой контакт с народом»…

…«Хочу отметить тот героизм, который проявило конструкторское бюро – молодое по возрасту и опыту, к тому же более чем наполовину женское по составу. В основном женщины и стояли у чертежных досок. Как в удалой пословице: «Бабы сеют, бабы жнут, мужики – учет ведут!» Честь и хвала этим женщинам!» Для этой «необстрелянной» молодежи – конструкторов «Лазурита» и судостроителей с «Красного Сормова», - создание «СКАТа» носило, в общем-то, еще и личный характер. Тогдашнее поколение строителей кораблей - и частично воевавшее, и, в большинстве своем, не воевавшее, но пережившее войну, хорошо понимало все «прелести» новой войны. И новой мировой войны, безусловно, не хотело. Поэтому и работало над созданием «атомного щита державы» так, что вкладывало в работу «весь пыл молодости».

Об этом в свое время рассказывал мне непосредственный участник этих событий Петр Христофорович Кузов: «Вдарить «янки» в те времена со своих авианосцев по «первой в мире Стране Советов» могли исключительно качественно. Понимали мы это прекрасно – вот потому и работали «на износ». Для защиты Родины».

Ну а, кроме того, эти события происходили в шестидесятые годы. Те годы, которые современники сравнивают с только что открытой бутылкой шампанского. Поколение шестидесятых… Шестидесятые годы - это Евтушенко и Рождественский, это первые книги Аксенова и Шукшина, это барды, в том числе Окуджава и Галич. Это фестиваль молодежи и студентов в Москве. Шестидесятые – период оттепели, повышения уровня жизни и личной свободы. Поэтому тогдашнему, послевоенному поколению шестидесятых и не надо было объяснять, что же это такое – Родина. Им было что защищать. Совсем недавно, в 2007 году, здорово сказал о Родине Михаил Жванецкий: «Государство – это такая организация в мундире. Это или солдат, или милиционер. Он все решает невероятно долго. Если ты прибежишь и скажешь: «Тонет пароход!», годами этот вопрос будет решается. Пока жены моряков не возьмутся за дело. Государство – это взятки, это бесконечные разрешения, за которыми нужно бесконечно приходить. Этого не должно быть. Мы не должны просить ни у кого разрешения. Поэтому государство от меня далеко. Самое лучшее в государстве – это то, что оно стягивает разные народы и превращается в Родину. Когда немцы на нас напали, оно стало Родиной – ты защищал то место, где живешь, тех друзей, с которыми рядом находишься. Я за то, чтобы государство быстрее превратилось в Родину». («Аргументы и факты» №16, 2007 год.)

Вот люди, которые «Скат» проектировали и строили и делали подлодку так, чтобы она была надежным щитом для их любимой Родины… В те времена, когда строился первый «Скат» цеха судокорпусно-монтажного, в котором впоследствии строились атомные подлодки, еще не было. Он был построен в 1966 году. А закладывался, строился и спускался Головной «Скат» силами построенного в начале пятидесятых годов цеха СК-3, - того, который впоследствии стал строить только дизельные подлодки. Да и в те времена дизельные подлодки 641 проекта тоже троились в СК-3. Параллельно со «Скатом». И сроков сдачи никто не переносил.