Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

preobrazchensky.gif Ответственным сдатчиком этой подлодки был Феликс Григорьевич Преображенский, впоследствии Главный строитель завода. Вот он, на фото справа, а рядом с ним Н.С. Жарков. В год сдачи «Ската» Преображенскому было 37 лет. К этому времени он был самым опытным ответственным сдатчиком завода. За сдачу дизельных подлодок имел орден Трудового Красного Знамени. Был он грамотным специалистом и великим трудягой, приходил на работу раньше всех и уходил последним. А в период ответственных этапов постройки, особенно когда лодка была на «плаву», вообще не выходил по несколько суток из завода. Казалось, для него ничего не существовало, кроме работы. Те же, кто был рядом с ним, работал под его руководством, заражались и заряжались его энтузиазмом.

21 июля лодка из Беломорска на буксире прибыла на сдаточную базу. База располагалась на территории Северного машиностроительного предприятия и представляла собой небольшое 2-этажное здание и часть причальной стенки. У стенки уже стояли наши плавмастерская, энергоблок и плавучий КДП. Рядом стояла еще небольшая плавмастерская, обеспечивающая испытания дизельных подводных лодок.

menschikov.gifНачальником северной сдаточной базы завода в то время уже был опытнейший ответственный сдатчик подлодок Юрий Константинович Меньщиков. Именно он, в непростой достой должности заместителя начальника второго монтажного цеха, незадолго перед этим назначением руководил монтажом и наладкой первых систем подводного пуска ракет с дизельных подводных лодок. Впоследствии Ю.К. Меньшиков долго работал на заводе в еще более ответственной должности заместителя директора завода по производству.

«К приходу лодки на базу прибыла сдаточная команда и береговая команда во главе с замести¬телем начальника цеха 2-СМ Н.С. Жарковым – рассказывает он. - Для окончания швартовных испытаний и подготовки лодки к заводским ходовым испытаниям. Работа проводилась в напряженном темпе, по 12 часов в сутки и практически без выходных. На всю подготовку подлодки к выходу в море был отведен месяц, и коллектив базы с поставленной задачей справился. Для головной подлодки была принята большая программа испытаний, системы и механизмы проверялись на всех возможных режимах. Особенно обширной была программа акустического комплекса «Керчь». Для этого пришлось делать отдельный выход в Баренцево море. В общей сложности заводские ходовые испытания продолжались 22 суток. Испытания прошли достаточно успешно, не было крупных поломок и выходов из строя. Замечания были в основном направлены на улучшение обслуживания механизмов и боевых постов. После их устранения лодка была предъявлена к государствен¬ным испытаниям. Приказом командующего ВМФ была назначена госкомиссия по приемке лодки в состав флота, которую возглавил вице-адмирал, Герой Советского Союза А.И. Сорокин. 5 октября лодка вышла на государственные испытания. Они прошли успешно, вся программа была выполнена. А 5 ноября 1967 года, в канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции был подписан ее приемный акт. В середине декабря вся сдаточная база торжественно и с особым чувством гордости за завод провожала новейшую и самую современную крейсерскую атомную подводную лодку к месту несения службы».