Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

sugorov.gif О тех напряженных днях строительства подлодки «Скат» тогдашний строитель судов, впоследствии ответственный сдатчик атомных подлодок Владимир Николаевич Сугоров вспоминает так: «В мае 1966 года меня назначают строителем реакторного отсека. Монтаж оборудования и систем реакторного отсека производил в основном цех третий судомонтажный. В его составе были сборочно-сварочный участок изготовления бака ЖБЗ, слесарный участок монтажа механизмов реактора и трубопроводов 1 контура, слесарный участок систем, обслуживающих реакторную установку, участок сварки нержавеющих трубопроводов другие участки, обслуживающие работу цеха.

В этом же цехе находился стенд физического пуска реактора. В нем производилась сборка ак¬тивной зоны реактора из отдельных элементов - ТВЭлов. После набора активной зоны она заливалась водой высокой чистоты - бидистилатом двойной перегонки. Далее производился вывод активной зоны на минимально контролируемый уровень мощности. Таким образом, проверялась правиль¬ность сборки активной зоны, уточнялись расчетные параметры ее. Работы проводились цехом 3-СМ под руководством контролирующих физиков и при постоянном присутствии ОТК. Большое внимание уделялось культуре производства и чистоте. Активная зона хранилась в стенде до монтажа в готовый корпус реактора, и она постоянно находилась под контролем. Нельзя не сказать о коллективе цеха. Руководил им Андрей Дмитриевич Шаповалов - опытный, грамотный инженер, спокойный, умный и рассудительный человек. Старшие мастера в основном были молодые инженеры, некоторые имели опыт работы на родственных заводах. Но всем им пришлось «с ходу» осваивать новую сложную технику. Делали они это с большой ответственностью, даже самозабвенно, не считаясь с личным временем. Взаимоотношения в коллективе установились доброжелательными, честными, с некоторой долей юмора, и в то же время были требовательными и принципиальными. С таким коллективом работалось легко и приятно. Многие, пройдя «школу третьего судомонтажного», стали начальниками крупных подразделений завода. Сормовичам много говорят фамилии С.А. Мельников, А.В. Цепилов, Б.К. Легостаев, В.Д. Замышевский, А.Н. Богомолов, Г.Н. Шор, В.М. Тимин.

А между тем головная подводная лодка готовилась к спуску на воду. На корабле была организована круглосуточная напряженная работа. На каждый участок выделялись суточные задания, ежедневно проводилась их проверка. В реакторном отсеке шел монтаж систем, механизмов, устанавливались трубопроводы, электронасыщение. Меня, молодого инженера, впервые попавшего на корабль в самый напряженный период строительства, удивляло, как в таком маленьком помещении (реакторный отсек имел размер 6 х 8 м, высоту 3 метров) может работать такое количество людей. Люди буквально «сидели» друг на друге, в не¬сколько ярусов, и каждый выполнял свою работу. Особенно вызывали уважение электро- и аргоносварщики из цеха 3-СМ. Они сваривали стыки труб из нержавеющих сталей. При огромном насыще¬нии отсека иногда до стыка можно было с трудом дотянуться рукой, а они умудрялись стык обварить со всех сторон, часто его не видя и применяя для этого зеркало.

Результатом напряженного труда стал спуск «Ската» на воду. Он торжественно состоялся 6 августа 1966 года. Но техническая готовность корабля была не велика, полным ходом продолжались монтажные работы. А о начале швартовых испытаний речи не было. Причиной задержек монтажа была поздняя поставка комплектующих механизмов, оборудования и арматуры. Тем не менее, радость от свершения большого события - спуска головной атомной подлодки на воду - была у всего коллектива завода.

Директивный срок сдачи головной подлодки проекта 670 высшим руководством страны был установлен - 1966 год. И хотя все понимали, что это нереально, но вслух об этом никто не говорил. В сентябре лодку поставили в док для монтажа забортной арматуры и подготовки к отправке на сдаточную базу. Полным ходом готовились к отправке и вспомогательные суда - плавмастерская, энергоблок, плавучий контрольно-дозиметрический пост. Самый поздний срок, когда речники могли взять караван в проводку, - это первая декада октября. Позднее они не гарантировали безопасную проводку каравана из-за вполне вероятной возможности замерзания шлюзов Беломоро-Балтийского канала. Тут, как говорится, « не было бы счастья, да несчастье помогло». В это время на Волгоградском заводе «Баррикады» в готовом к отправке корпусе реактора была обнаружена металлическая стружка, оставшаяся после механической обработки корпуса на станке. А это уже ЧП. Никто не мог дать гарантию, что в корпусах реакторов, установленных на лодках, отсутствует стружка. Поэтому, после долгих обсуждений в высших эшелонах власти, было принято решение провести ревизию корпусов реакторов на строящихся атомных подлодках.

Пока проводились подготовительные работы для демонтажа активной зоны, наступил ноябрь, стало примораживать. Активная зона находится в корпусе в воде, полностью ее просушить в условиях корабля невозможно. А при транспортировке в цех оставшаяся вода может замерзнуть и повредить тепловыделяющие элементы. Тогда нашли достаточно простой и радикальный выход из положения. Изготовили контейнер, по форме и размерам соответствующий корпусу реактора, закрепили его на железнодорожной платформе и залили в него 1500 литров спирта. В этом контейнере зону благополучно переправили по железнодорожным путям в цех 3-СМ и перегрузили в стенд. Кстати, при сливе спирта из контейнера в исходные емкости не досчитались 200 литров! Пришлось недостаток списать на естественную «усушку» и производственные издержки….»

«...Обстановка на лодке с продвижением работ накалялась. Уже недалек был срок отправки подлодки на сдаточную базу. Необходимо было в полном объеме провести швартовные испытания. Приказом министра была создана межведомственная комиссия, которая контролировала ход подготовки к испытаниям. Приказом директора была назначена испытательная команда. В команду входили наиболее грамотные операторы, мастера цехов второго и третьего судомонтажных цехов, слесари по специальностям, электрики ЭМПа, наладчики из отдела автоматики, дозиметристы и лаборанты по отбору проб, контролеры ОТК. Для круглосуточного проведения испытаний, команда была разделена на 4 смены. Каждой сменой руководил сменный механик из строителей. Сменными механиками были: сдаточ¬ный механик А.И. Нахров, строители Е.И. Сорокин, В.Н. Сугоров, Ю.П. Мурашкин.

Перед началом испытаний экзаменационная комиссия у всех членов сдаточной команды проверила знания по эксплуатации систем и механизмов. Межведомственная комиссия, тоже проверив готовность энергетической установки и испытательной команды, дала разрешение на начало комплексных испытаний. Встал вопрос, кому из операторов доверить пуск реактора. После бурного обсуждения кандидатур точку поставил зам. главного инженера К.Н. Гордеев: «Будем вводиться Ледневым». И Р.А. Леднев стал первым оператором на заводе, который вывел реактор на мощность. Испытания прошли успешно, организованно и закончились за семь суток. Были, конечно, вопросы, и проблемы, как в любом новом деле, но все решалось. К концу июня на корабле были в основном закончены швартовные испытания по корабельным системам, вооружению, контрагентским системам и устройствам. 7 июля 1967 года док с лодкой и вспомогательные суда покинули гавань завода, - ушли на на сдаточную базу в Северодвинск».