В середине 80-х годов правительства СССР и Индии заключили межправительственное соглашение о передаче в аренду на три года атомной подлодки. Это была все та же «К-43» (да, первый сормовский атомный «Скат»!). А дальше вообще фантастика сливается с былью… Когда в 1868 году Жюль Верн написал «20 тысяч лье под водой» - о «Наутилусе» (кстати, это же название носила и абсолютно реальная подлодка, построенная Робертом Фультоном), реальные подводные лодки строились уже во многих странах мира. Но все же вспомним любимую книгу детства, прежде чем опять вернемся к реалиям современности. Кем же был капитан «Наутлуса»? ….«Иго англичан стало невыносимым для народов, населяющих Индию. Принц Даккар сделался глашатаем недовольных. Он всех заразил ненавистью, которую питал к чужеземцам. Он напоминал о героических днях Типпо-Саиба, который пал смертью храбрых в Сирингапатаме, защищая свою родину. В 1857 году разразилось Великое восстание сипаев. Душой его стал принц Даккар. Он отдал делу освобождения и свой талант, и все состояние. Не жалел самого себя, сражаясь в первых рядах бойцов. В двадцати сражениях он получил десяток ран, но не умер, и когда последние борцы за независимость пали, сраженные пулями англичан. Никогда господство Британии в Индии не подвергалось такой опасности. Если бы оправдалась надежда сипаев на поддержку извне, наступил бы конец владычеству Соединенного королевства в Азии. Имя принца Даккара покрылось славой. За его голову назначили цену. Но не нашлось предателя, который бы его выдал. Поэтому отец и мать героя, его жена и дети заплатили за него своей жизнью раньше, чем он узнал, какой опасности подвергаются его близкие. Право, и на сей раз, уступило силе. Цивилизация никогда не отступает. Сипаи были побеждены, страна древних раджей опять подпала под владычество Англии, еще более жестокое. А принц Даккар, которому не пришлось умереть, возвратился в горы Бандельканда. Он остался навеки один. Собрал все, что осталось от его богатства, взял десятка два самых верных своих товарищей, и в один прекрасный день все они исчезли. Где же думал принц Даккар найти независимость, в чем ему отказал наш обитаемый мир? Под водой, в пучине морей, куда никто не мог за ним последовать. Воин превратился в ученого. На одном пустынном острове в Тихом океане он построил свои мастерские. Там по его чертежам был создан подводный корабль. Средствами, которые когда-нибудь станут всем известны, принц Даккар использовал огромную механическую силу электричества. Добывая его из неисчерпаемых источников, ученый применил электричество для всех нужд своего плавучего снаряда - оно двигало, согревало и освещало подводный корабль. Море с его огромными сокровищами, мириадами рыб, бесконечными полями водорослей, огромными морскими млекопитающими - не только все то, что похоронила в море природа, но и то, что потеряли в его пучинах люди, пошло на удовлетворение потребностей принца и его экипажа. Таким образом, исполнилось заветнейшее желание принца Даккара - ведь он не хотел иметь никакой связи с землей. Он назвал свой корабль "Наутилус", себя самого - капитан Немо и скрылся в морской глубине.
Именно этаким принцем Дакаром, героем своей любимой детской книжки, наверняка ощущал себя и Раджив Ганди. Было это, когда он, первым в Индии, в 1988 году поднялся на борт арендованной у СССР атомной подлодки. Подлодкой был «Скат». Тот самый - первый из построенных Сормовичами. Атомная подлодка бортовой номер «К-43».
Да, в общем, Раджив Ганди и был почти принцем, если не побольше. Он родился в Бомбее 20 августа 1944 года. Его дед, Джавахарлал Неру, был премьер-министром Индии с 1947 по 1964 год. Мать, Индира Ганди, занимала тот же пост с 1966 по 1977 и с 1980 по 1984 год. Раджив воспитывался в доме деда. Учился в элитарной школе в Индии, затем в Империал-колледже в Лондоне и в Тринити-колледже Кембриджского университета. По возвращении в Индию работал в компании «Индиан эйруэйз». Его младший брат Санджай стал главным политическим помощником Индиры Ганди и лидером Молодежного конгресса. Раджив же не проявлял интереса к политике. Но после гибели Санджая в авиакатастрофе Индира Ганди убедила Раджива занять место брата в парламенте и в Молодежном конгрессе (1981).
Когда 31 октября 1984 Индира Ганди была убита сикхами в отместку за военную операцию в Амритсаре в июне 1984 года, кабинет министров избрал премьером Раджива Ганди. На всеобщих выборах 1984 года партия Индийский национальный конгресс одержала победу, получив 80% мест в нижней палате парламента. Раджив Ганди снял многие ограничения на импорт товаров в Индию, поощрял иностранные капиталовложения, способствовал экономическому подъему страны. И флота…
Командующий восточным военно-морским флотом Индии вице-адмирал Чопра, премьер-министр Р. Ганди, начальник штаба ВМС адмирал Надкартни, министр обороны Панд готовятся к обходу корабля. Бенгальский залив, 3 февраля 1988 года.
Заковыристое название придумали для этой подлодки мудрые индусы. Слово «Чакра» на санскрите - классическом языке древних ариев, который считается священным языком индуистских рукописей и первоосновой индоевропейской языковой семьи буквально означает «кольцо». «Чакры» - были такие метальные метательные кольца с режущим наружным краем, применявшиеся в древнеиндийской армии. Их приводили во вращательное движение вокруг среднего пальца руки и бросали в неприятеля. Как японские ниндзя — сурикэны. А еще «Чакры» - это энергетические центры высшего сознания, это стремительно вращающиеся невидимые энергетические водовороты, расположенные в "эфирном теле" человека. «Чакры» образуют инизшую триаду, связанную с материальным миром, и высшую триаду, связанную с внутренним миром человека.
На выборах в ноябре 1989 Ганди сохранил депутатское место. Но из-за утраты его партией большинства в парламенте вынужден был подать в отставку с поста премьер-министра. Он возглавил оппозицию правительству В.П. Сингха. В марте 1991 года его партия способствовала падению нового кабинета. А два месяца спустя Раджив Ганди был убит тамилами в Шриперумбудуре близ Мадраса…
Не ошибся Жюль Верн и в том, что индусы могут стать морской нацией - будет в Индии флот суперсовременных «Наутилусов». Военно-морская политика Раджива Ганди продолжается, и скоро индусы будут выходить в море на атомных подлодках, которые не хуже, чем «Наутилус» капитана Немо. В Дели есть и опыт эксплуатации атомных субмарин. Когда в 1988-1991 годах Индия арендовала у СССР ракетно-торпедную подлодку К-43 проекта 670А, (того самого первого «Ската», построенного в Сормове), ее назвали «Chakra» («Чакра»). Из трех лет аренды год лодка провела в автономных плаваниях. Есть у Индии и вся необходимая инфраструктура для атомных субмарин - еще для «Chakra» был построен специальный пирс с 60-тонным краном, крытый док-эллинг, ремонтные мастерские, создана служба радиационной безопасности. Да и, кроме того, в 2001 году индийские подводники прошли еще и обучение в Северодвинске, где изучали подлодку проекта 971.
Недавно бывший глава индийской Комиссии по ядерной энергии П.К. Иенгар признал, что Индия строит свою первую атомную подлодку. Конечно, сообщения в индийских и зарубежных СМИ о строительстве атомных подлодок в Индии появлялись и раньше, но еще никогда непосредственно связанные с проектом лица еще не говорили об этом публично. "Индийские ученые и технологи способны создавать реакторы. И мы уже создаем реактор на легкой воде в Калпаккаме на юге Индии для подводной лодки", - так сказал Иенгар в Мумбаи (бывший Бомбей), во время обсуждения соглашения Дели-Вашингтон о сотрудничестве по ядерной энергии. Кстати, по этому соглашению Индия, которая не является участником Договора о нераспространении ядерного оружия и Группы ядерных поставщиков, сможет закупать за рубежом современные легководные ядерные реакторы и топливо для них. Есть в прессе и сведения, что индийская субмарина, - модифицированная версия советской ядерной подлодки класса Чарли II, поступит на вооружение флота в 2009 году.
Ну а пока строятся собственные подлодки, индусы решили пополнить свой атомный флот еще и за счет лизинга. Во время визита руководителя Федерального агентства по промышленности РФ Бориса Алешина в Комсомольск-на-Амуре с руководством судостроительного завода был подписан протокол о намерениях. Возобновлялось строительство двух подлодок - недостроенных атомных субмарин проекта 971 «Щука-Б». В середине 80-х годов их строили для Тихоокеанского флота. Работы были приостановлены из-за отсутствия финансирования. На сегодня одна лодка находится в 60-процентной готовности. Вторая субмарина, «Нерпа», в 1998 году была спущена на воду. В начале 2002 года на ней запустили ядерный реактор. И сейчас эта «Нерпа» готова уже на 85%. Так вот, достраиваться обе эти «Щуки-Б» будут не для Российского военно-морского флота, а для военно-морских сил Индии. По неофициальной информации, кстати, еще в декабре 2002 года, в ходе визита президента РФ В.В. Путина в Дели, прошли контрактные переговоры о лизинге Индией у России этих двух атомных подлодок. По данным иностранных источников, стоимость контракта составила $1,7-1,8 миллиардов. Индия, кстати, уже перевела для возобновления работ на Амурском судостроительном заводе аванс в размере $100 миллионов. После достройки субмарин их переведут для дооснащения и испытаний на филиал АСЗ — завод «Восток» (поселок Большой Камень Приморского края). Между прочим, его-то недавно и посетила официальная делегация индийских военных. Осмотрев, в том числе и полигон для проведения ходовых испытаний атомных подводных лодок.