Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

matros.jpgФлот, как известно, держится на трех вещах - на дисциплине, на соленой воде и на морской травле.

Любой военный моряк, не сходя с места, сможет вспомнить морскую байку, анекдот, просто имевший место случай. Как и любой судостроитель, который прошел школу сдаточных команд. Морская травля, кстати, происходит во всех отсеках, кроме центрального - ведь на время сдачи все остальные отсеки подлодки превращаются в жилые кубрики*(толковый словарь морских терминов – в приложении).

Условия существования на сдаче подлодки, в связи с большим количеством участников, далеки от идеала. Для того чтобы как-то отдохнуть, есть такое нехитрое приспособление, называемое сдаточной командой самолет. К полетам оно не имеет ровно никакого отношения – это сколоченный из неструганных, как правило, досок деревянный топчан с подголовником. Полететь с него можно только на слани в отсеке. На этот самолет, приспособленный так, чтобы не мешать проходу, кладутся матрас и подушка. Вот на нем-то и отдыхают свободные от вахты – подвахтенные, как говорят на флоте. В общем, «Где мы – там всегда трудно, зато там, где трудно – всегда мы». А чтобы не было трудно и скучно, в ход идут морские байки.

В составе сдаточных команд народ разный. И Нижегородцы – специалисты завода «Красное Сормово» и работники электромонтажного предприятия «Эра». И контрагенты из многих регионов страны. Особенно много их из Санкт-Петербурга, из Москвы и Новочеркасска. Есть даже дальневосточники из далеких сибирских городов вроде Арсеньева. Люди это, как правило, весьма эрудированные. Существует у сдаточных команд любых подлодок такая общая специфика – если соберутся где-то больше двух свободных от вахты, то «не ходи к гадалке» - через несколько минут разговор обязательно перейдет на кораблестроение.

Вот в отсеках и кубриках подвахтенные и спорят от души. Кто был первым в истории ныряльщиком? Кто изобрел РДП? Русские или австрийцы изобрели первую торпеду? Почему Наполеон не сбежал с острова на подводной лодке? За что Маринеско так долго не давали звание героя? В общем, тем для морской травли – «немерянное количество». Лежит, скажем, инженер – настройщик судовых систем автоматики Саша Самофалов, один из лучших рассказчиков цеха автоматики, на самолете - и травит. Причем ехидные реплики некоторых «придир» только оживляют его рассказ. Пока он интересно травит – в отсеке его слушают. Как станет хоть немного скучно – подключается новый рассказчик и выдает очередную байку о том, например, почему же первую атомную подлодку назвали «Скат». После него еще один уже развивает тему о том, сколько же подлодок называлось «Наутилус». Неисчерпаем круг тем. От апокрифов до анекдотов. Это называется «держать площадку». Лучшие рассказчики могут не только держать ее долго, но и ненавязчиво, пока не надоели, передать слово другому любителю баек. Подавляющее большинство виртуозов морской травли при сдаче подлодки, как правило, в кубриках. В основном это электромонтажники - «Эровцы», контрагенты и работники цеха автоматики (по крайней мере, так было еще каких-то десять лет назад). Оно и понятно – образование у них, как правило, высшее, жизненный опыт есть. И время скоротать надо. Вот подвахтенные и резвятся от души…

Мастерством морской травли частенько владеют офицеры, мичманы и некоторые работники отдела Главного строителя. Травят они нечасто, но с большим искусством. И чаще в кают-компаниях. В кубриках коллективы предпочитают «штатных» травил. «Командиры» производства выдают, как правило, нечто лаконичное – прямо афоризмы. Темы кубриковой травли, в большинстве случаев - «когда, почему, откуда и что на подплаве произошло».

Особенно жаркие дискуссии в кубриках, - вплоть до применения в адрес оппонента «местных идеоматических выражений» (то есть простых русских матерных слов) - возникают по истории подлодок. Знатоки и эрудиты в споре, иногда переходя на личность, не только пересказывают свои штатные байки, но в запале выдают много совершенно новой информации, которую нашли, копаясь в библиотеках. Как правило, информация сия исторически достоверна.

Автор этих строк тоже был когда-то в числе рассказчиков. Правда, по молодости, предпочитал частенько быть слушателем….. Жизнь в замкнутом мужском коллективе, жестко регламентированное время вахт* и отдыха так и располагает к байкам*. Особенно в подводном положении. А на атомной подлодке порой не всплывают неделями. Чтобы скоротать межвахтенное время, ничего нет лучше баек. Мастера – рассказчики высоко ценятся в сдаточных командах. В свое время мне посчастливилось слушать многих таких мастеров.

Хотите знать, что же такое - байка? Посмотрите словарик в конце книжки. Конечно, самые интересные байки всегда были об истории развития кораблей, которые мы сдавали военным морякам – о подлодках.

Работая над этой книгой, я вспомнил некоторые из услышанных мной тогда историй и изложил их в своей интерпретации, насколько хватило таланта.