Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
7 гостей
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

Глава 1 

«Только разум нас возвысил: без его даров

Были б лучше человека худшие из львов ».

Мухаммед Аззахари Ас-Самарканди (ХII век).

Из поэмы «Синбад – Наме» о приключениях Синдбада – морехода,

легендарного арабского капитана и путешественника

(«см. «Тысяча и одна ночь»).

embl1.gif В этих эссе речь пойдет об одном из самых гениальных изобретений человечества - субмаринах. Об истории их возникновения, необыкновенных людях – изобретателях субмарин и, конечно, о строителях подводных кораблей.

Издавна, спроектировав и изготовив нечто новое, изобретатели попадают в странную ситуацию, Считается чудом, когда вновь изобретенный механизм пусть из рук вон плохо, но все-таки работает: автомобиль или паровоз – ездят, самолет – летает, пароход или подлодка идут по курсу и не тонут. Каждое такое событие вначале всегда вызывает в окружающих нездоровый ажиотаж, вокруг новой конструкции собираются толпы зевак. Вначале появляются своеобразные, порой – нелепые в своем подражании природе конструкции. Затем они совершенствуются и порой кардинально отличаются от своих предшественников. Однако, как только эти новые конструкции начинают с грехом пополам двигаться, люди к ним … привыкают. Ведь это как первые шаги ребенка – они всегда кажутся чудом для его родителей, а через небольшое время родители уже совсем не удивляются, когда малыш часами бегает взапуски со сверстниками…

Вообще вся техническая фантазия человека почему-то всегда состоит в том, чтобы взяться за дело не с того конца, с которого берется природа, а - с конца противоположного. Когда люди захотели летать, как птицы, они сначала попытались соорудить металлическую птицу, махающую крыльями. Она, конечно, не полетела; тогда они соорудили планер, придумали мотор и пропеллер. Ну а уж потом эта нелепая этажерка превратилась в реактивный лайнер. Когда люди захотели передвигаться по земле быстрее – они не пристроили себе четыре ноги, а изобрели колесо. А карета с бензиновым мотором потихоньку, постепенно, незаметно как-то, превратилась в современный автомобиль. Многое люди делают наоборот, чем природа. Канат, например, почему-то свивают способом обратным тому, как движется паук, плетущий свою паутину – веревочник, сплетая канат, пятится. Но ведь если бы люди подражали паукам, они никогда бы не придумали бы ткацкого станка. Сначала для того, чтобы плавать под водой, изобретатели сначала применяли плавники – весла, архимедов винт или колеса. А потом придумали двигатель внутреннего сгорания, аккумулятор и винт. И тогда убогие подводные аппараты превратились в подлодки. Еще в середине двадцатого века никто не мог и предположить, что заостренные штевни подлодок, обеспечивающие максимальную скорость надводного хода, перейдут в каплеобразную форму корпуса. А она, оказывается, может обеспечить максимальную скорость подводного хода атомных субмарин.

Почему-то вместо того, чтобы оценить удивительную необычайность своих изобретений, люди всегда стараются включить их в круг обычных явлений природы. Самолет называют птицей, паровоз или автомобиль – стальным конем. Подлодкам дают имена хищной морской живности - Дельфин, Акула, Барракуда, Скат, Мурена…. А ведь любая, даже самая необычная рыба, согласитесь, куда менее удивительное зрелище, чем всплывающая из-под воды обычная подлодка … Мы как-то привыкли к тому, что создатели уникальных кораблей – наши соседи, обычные люди. Нас уже не поражают кинокадры или фото субмарин, за один просмотр которых десять лет назад нас бы долго таскали по соответствующим заведениям. Да, мы – привыкли к субмаринам как к чему-то обыденному, как к сотовым телефонам в кармане у каждого, аэропортам, спутниковой связи, компьютерам, Интернету или к автомобильным пробкам на дорогах.…Однако, как говаривал сэр Исаак Ньютон «Все мы стоим на плечах гигантов». А уж в области техники всеми своими достижениями мы целиком обязаны предшественникам.

Немного о слове субмарина. Происходит оно от латинского sub - под, около, что означает - расположенный внизу, под чем-либо. И от слова Marinus – морской. Это латинское слово – Marinus – воплощает морскую стихию во всех ее проявлениях и отражает борьбу с этой стихией человека. Субмаринами и называют сейчас подводные лодки. При всех попытках «морского дела старателей» - как в старину на Руси называли моряков и корабелов, вооружить свой флот (то ли как Давида в битве с Голиафом - чудодейственной пращой, то ли изобрести морской меч-кладенец,) - эксплуатировался природный страх человека перед обитателями морских омутов и бездонных глубин. А вовсе не реальные боевые качества подводных истребителей кораблей. Именно этот страх зачастую и спасал положение. Бесспорно одно: боевые пловцы, водолазные колокола, а затем и подводные лодки, как и их вооружение, родились как щит обороняющейся стороны, как оружие мести, тайной и беспощадной. Всякий раз, когда к берегам страны, обладавшей слабым флотом, подступали войска завоевателей и сильные чужие эскадры, патриоты-энтузиасты убеждали своих вождей, царей, королей, адмиралов разгромить флот агрессора из-под воды.

Почему щит? Ну, во-первых, потому, что еще в Древней Руси щит был престижным предметом вооружения профессионального воина. Все исторические источники упоминают его на третьем месте, сразу после меча и копья. А чего стоит выражение «держать щит» (против кого-либо)! Или «взять на щит», то есть «взять, захватить вооруженной рукой». Потеря щита – а их, как известно, бросали для облегчения бегства, - была символом разгрома в бою. Еще со школы многие помнят спартанское выражение « со щитом или на щите»…Не случайно именно щит, как символ воинской чести, стал и символом победоносного государства: взять хоть легенду о князе Олеге, водрузившем свой щит на врата «преклоненного» Царьграда.

Во-вторых, история свидетельствует, что до середины XX века они были для государств лишь оружием обороны, а история – дама правдивая…