Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

Глава 4

Среди 40 стран мира, у которых есть подлодки, только 12 строят их сами. Остальные - покупают. И эта купля – продажа началась давно, еще в 19 веке. Была перед первой мировой войной в числе покупателей и Россия.

В 50-х и 60-х годах прошлого века подлодки продавали две страны – Англия и СССР. Потом к ним присоединились Швеция, Франция, КНР, США и ФРГ. А вот Советский Союз готовых подлодок не покупал. Никогда. Зато продавать начал сразу после Великой Отечественной войны. Через три года после сдачи головной дизельной подлодки проекта 613 рабочие чертежи и техническую документацию ЦКБ «Лазурит» передало Китайской Народной республике. Китайцы сами строили эти подлодки. Сначала на заводе «Дзянань», затем подключили еще один судостроительный завод – Учаньский, расположенный в городе Ханькоу. А вот испытания подлодок производили в Порт-Артуре…

Строительство первых подлодок велось тогда силами КНР, при технической помощи группы Сормовских специалистов. Корпуса подлодок (обшивка и шпангоуты) изготавливались в КНР, Советский Союз поставлял для них только литые концевые переборки. А вот механизмы, электрооборудование, приборы и вооружение – это все это поначалу поставлял СССР. Да и на этапе подготовки к спуску и проведения швартовных испытаний от проектанта (ЦКБ «Лазурит»), с завода «Красное Сормово» и от электромонтажного предприятия «Эра» в КНР прибыла группа специалистов. Кстати, в их числе был и бригадир слесарей – монтажников А.П. Удалов. То, что говорили когда-то о «невыездных» специалистах из тех, кто занимается подлодками, потому что «они хранители гостайны» - не более чем легенда для широкой публики. Немало сормовичей все-таки побывало тогда за «железным занавесом», вот только для этого надо было быть хорошим специалистом и всегда держать язык за зубами…

ojey.gif Вообще же продажу Сормовских подлодок «за рубеж» можно разделить условно как бы на два этапа. По годам. В 1956 – 1965 годах Китаю, Египту и Индии продавались (и в немалом количестве) «Малютки» и большие дизель-электрические подлодки 613 проекта. А в 1980 – 2005 годах в Польшу, Румынию, Алжир, Индию и Китай продавались «Варшавянки». Кстати, название последней подлодки говорит само за себя. Этими современнейшими дизельными подлодками последнего поколения оснащались флота стран Варшавского договора, прекратившего свое существование после развала Советского Союза. Флота стран – противников блока НАТО. Большая часть подлодок в доках из Сормова шли до Ленинграда (Санкт-Петербурга). А затем, уже по Балтийскому морю и далее, следовали в страны – Покупатели. Перегонные команды были или из русского ВМФ, или страны – Заказчика. А сдаточные команды иногда переживали иногда весьма волнующие моменты. Например, когда в начале 1965 года, когда в гавани Александрии посол СССР в Египте, при передаче подлодки Египетскому флоту скомандовал: «Разрешаю флаг Советского Союза на этой подлодке спустить!».

kitay.gif Сормовские подлодки пришлись ко двору, особенно «Варшавянки». Кстати, немного об этом проекте. В сентябре 1980 года из эллинга завода имени Ленинского комсомола, в городе Комсомольске - на - Амуре, вышел первый корабль этой серии. Была это подлодка проекта 877, за рубежом известная под названием «Kilo». Названа подлодка так из-за низкой шумности. Ведь Kilo в переводе означает «черная дыра». Вообще-то эти подлодки внешне напоминают атомные, только они меньших размеров.

  Союзники СССР, кстати, своими подлодками жутко гордились. Польская «Варшавянка», например, в их флоте получила громкое название «Ожей – 3» («Ожей» - это по-польски то же, что «Орел» по-русски). Сормовская подлодка в Индонезии была названа в честь королевы – «Виоджидана». Однако индусы всех перещеголяли. Их подлодка называлась «Синдурайч» - король морей. Ну, а завод «Красное Сормово», кстати, уже в те времена показал себя иностранным заказчикам надежным партнером.

Замечания в период гарантии подлодок были незначительными и довольно быстро устранялись силами гарантийных специалистов. И все сдаточные команды, гарантийные специалисты сормовских субмарин безвозмездно всегда передавали иностранным морякам свой богатый опыт.

Экзотические названия мест пребывания сормовских гарантийных команд уже сами по себе навевают романтику: города Александрия, Шанхай, Гдынь, Констанца, Сурабая, Джакарта, Мере – Эль – Кабир, Арзев, Айн-Эль-Тюрк, Бомбей, Визакапатнам, Нимбо и, наконец, любимая сормовскими специалистами база подлодок под Китайским городом Дайген. Не терялись Сормовские специалисты и в общении с самыми что ни на есть высокопоставленными деятелями зарубежных Заказчиков.

  Совершенно свободно встречался в Китае ответственный сдатчик последней построенной Сормовичами «Варшавянки», Михаил Александрович Удалов с командующим восточным флотом НОАК, адмиралом товарищем Сюй-Хун-Мэном.

Кстати, этот самый Сюй-Хун-Мэй в свое время и был командиром первой «Варшавянки», приобретенной в Сормове Китаем.

В свое время руководил группой военных специалистов, приезжавших в Сормово, и заместитель главкома ВМФ Китая адмирал Хо Пэн Фэй. Вот этот-то человек, по словам Генерального директора Н.С. Жаркова, и сделал больше всего для военно-технического сотрудничества между нашими странами…

Сормович М.А. Удалов, кстати, всегда был и желанным гостем у командующего военно-морской базы в городе Денчене, старшего полковника Цао-Цзянь-Хуа, и комиссара базы, старшего полковника товарища Ху - Бочана.

Да и на праздниках города – тоже…