К началу строительства первого Сормовского атомохода «Скат» завод имел необходимое количество квалифицированных специалистов. Правда, некоторые из работников отдела автоматики перешли в отдел Главного строителя судов – ведь там тоже были очень нужны квалифицированные специалисты. Сдаточным механиком второго стал «Ската» Н.С. Жарков, а В.Н. Сугоров – сменным механиком первого «Ската» в реакторном отсеке. Однако «вернемся к нашим баранам», - ко вновь созданным в период постройки «СКАТа» подразделениям:
Отдел измерений. Начальник - Владимир Николаевич Любишев. Этот же отдел - впоследствии производственный отдел измерений. Неброское название, правда? Однако те, кто смотрел в свое время нашумевший фильм «Девять дней одного года» помнят, как умирали от лучевой болезни герои фильма – первые советские физики. Ух, как убедительно сыграл тогда Баталов… Подразделение с таким невидным названием – в первую очередь дозиметрический контроль. После Хиросимы с Нагасаки все японцы (и много лет), все ходили с небольшим прибором, умещавшимся в кармане, этаким «карандашиком», - счетчиком Гейгера – Мюллера. Так вот, ПОИ этими замерами (дозиметрическим контролем) на «СКАТе» и занимался. Владимир Николаевич закончил физико-технический факультет нашего Горьковского политехнического института. Мне повезло – я был близко знаком с этим удивительным человеком. Отец мужа моей родной сестры, Александр Федорович, учился с Любишевым в одной группе. Александр Федорович Шапкин человек непростой – он много лет был у Игоря Васильевича Африкантова, начальника ОКБМ и создателя первых атомных реакторов, начальником отдела расчетчиков. Расчетчик – это у конструкторов высшая квалификация. В любом деле. А уж у атомщиков…. Так вот, Александр Федорович, узнав, что я знаком с Любишевым, сказал: «Володя Любишев еще в институте был лучшим из нас. Он физик божьей милостью ». А свидетельство Шапкина «дорогого стоит». Его родной брат, по-нашему «дядя Леша» - доктор наук и преподает… в Кембридже. Сын Виктор тоже в свое время стал доктором технических наук. Поэтому уж в чем в чем, а в людях научного склада он разбирается.
Мне тоже довелось поработать с Владимиром Николаевичем. Правда, тогда он уже занимал должность заместителя Главного инженера завода, а производственный отдел измерений возглавлял Виктор Васильевич Штрыков, в прошлом его заместитель. Оба они, кстати, были специалистами высшего класса, и школа Сормовского производственного отдела измерений оценивалось до такой степени высоко, что к ним за консультациями обращались не только со всей области, но и, частенько, столичные специалисты Москвы и Ленинграда. Любишев обладал редким качеством – любую невероятно на первый взгляд сложную проблему мог объяснить просто, доходчиво и, на мой взгляд, удивительно доступно неспециалисту. Свое решение не предлагал – предпочитал, чтобы ты сам догадался, как поступить…
Отдел неразрушающих методов контроля. Это УЗК, рентген, цветная дефектоскопия. В основном – проверка качества сварных швов. Отдел был создан в составе ОТК завода.
Первый его руководитель - Вениамин Михайлович Балашов, был удивительно интеллигентный человек и с виду мягок, как воск. Однако на самом деле - «крутой» профессионал и твердых убеждений. Когда я, в бытность заместителем начальника цеха СК-5, попросил его однажды пропустить на стапель секцию с небольшим, в общем-то, отступлением – отказал на отрез. Не долго думая, я нажаловался начальнику ОТК завода Семашко. Тот на Балашова попытался надавить. Не получилось. Подключил я уже и директора. Опять нет. Пришлось всю ночь сварной шов секции прочного корпуса выстрагивать и переваривать. Казалось бы, мы «враги навек» (с учетом тех оскорблений, которые я тогда Балашову наговорил). Оказалось – нет. Вениамин Михайлович нашел время, сам пришел ко мне в цех, подвел к секции прочного корпуса и – прочитал лекцию на тему «что будет, если то г..но, которое сделали мои подчиненные, оставить как есть. За ту лекцию, кстати, я ему до сих пор благодарен… Именно этот человек и внедрял на заводе новые методы неразрушающего контроля. А в процессе постройки «Ската» было множество проблем – и по сварке нержавейки, и по контролю сварных швов, особенно на прочном корпусе, и по контролю заварки дефектов цветного литья, и по контролю наплавок под механическую обработку из различного вида материалов. Зачастую надо было не написать где надо «одобрям - с», а отстоять, обосновать свое решение проектанту и военной приемке.
И – требовались, требовались, требовались. Везде нужны были абсолютно новые для завода специалисты: физики; инженеры управления энергетической установкой (операторы); наладчики систем автоматики; дозиметристы; турбинисты; и прочие, прочие…..
Одной из самых ответственных работ был монтаж реактора с оборудованием и приводами. Этим сложнейшим участком руководил тогда В.Д. Замышевский. Участок довольно быстро превратился в третий судомонтажный цех, без которого построить атомные подлодки было просто невозможно. А Замышевский потом долго был ответственным сдатчиком атомных подлодок, затем - заместителем Главного инженера завода по надежности (это гарантийная служба по подлодкам). А когда отдел надежности трансформировался в предприятие «Курс», - возглавил это предприятие. Сейчас Владимир Денисович - директор музея истории завода. Наверное, такой трудовой и романтический, весьма непростой жизненный путь и помог ему стать хорошим поэтом…
В книге «Красное Сормово. Завод и люди» есть рассказ Валентина Алексеевича Кузина, который в то время был начальником второго судомонтажного цеха. В цехе СК-3 подлодки строились на стапеле, а после спуска на воду корабль попадал в надежные руки второго монтажного, который доводил его постройку и сдачу до конца. «Подготовка к испытаниям «Ската» шла медленно и напряженно. Отсутствовала технология испытаний. Методики изучались «на ходу». Нужно было еще учить материальную часть механизмов, устройств и систем. Старшие мастера, мастера, в основном инженеры без практической работы, учились по вечерам. Преподавателями были конструкторы, строители по направлениям.
Изучение механизмов турбинного участка со всеми обслуживающими системами взял на себя заместитель начальника цеха Н.С Жарков. Он организовал учебу мастеров и рабочих участка. Читал лек¬ции и на практике знакомил с устройствами и назначением того и другого механизма. По окончании учебы как член комиссии принимал зачеты. Ввиду сложности систем и механиз¬мов разграничили обязанности, у слесарей-монтажников появились приставки - масленщик, турбинист, дизелист, специалист по системе КПС испарительной установки и пр. Большую помощь оказывали конструкторы-проектанты, специалисты поставщиков (контрагенты). Особенно напряженно шли испытания систем гидравлики. Бригада слесарей А.П. Удалова (того самого, который служил в юности на Сормовских «Малютках», а впоследствии стал Героем Социалистического Труда и кандидатом в члены ЦК КПСС) круглосуточно была занята на испытаниях. Они постоянно сталкивались с неточной подгонкой труб. Но к чести этого рабочего коллектива, испытания систем были выполнены в срок и с высоким качеством. Заслуживает высокой оценки и деятельность Н.С. Жаркова, который сумел сплотить коллектив испытателей. Он не только помогал молодым инженерам освоить профессию судостроителя, но и умел спросить с исполнителей. Преданностью делу, знанием, своей трудоспособностью он завоевал заслуженный авторитет в коллективе. Вот так воспитывались руководители произ¬водства, набирались опыта для постройки других проектов».