Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

К началу строительства первого Сормовского атомохода «Скат» завод имел необходимое количество квалифицированных специалистов. Правда, некоторые из работников отдела автоматики перешли в отдел Главного строителя судов – ведь там тоже были очень нужны квалифицированные специалисты. Сдаточным механиком второго стал «Ската» Н.С. Жарков, а В.Н. Сугоров – сменным механиком первого «Ската» в реакторном отсеке. Однако «вернемся к нашим баранам», - ко вновь созданным в период постройки «СКАТа» подразделениям:

lubischev.gifОтдел измерений. Начальник - Владимир Николаевич Любишев. Этот же отдел - впоследствии производственный отдел измерений. Неброское название, правда? Однако те, кто смотрел в свое время нашумевший фильм «Девять дней одного года» помнят, как умирали от лучевой болезни герои фильма – первые советские физики. Ух, как убедительно сыграл тогда Баталов… Подразделение с таким невидным названием – в первую очередь дозиметрический контроль. После Хиросимы с Нагасаки все японцы (и много лет), все ходили с небольшим прибором, умещавшимся в кармане, этаким «карандашиком», - счетчиком Гейгера – Мюллера. Так вот, ПОИ этими замерами (дозиметрическим контролем) на «СКАТе» и занимался. Владимир Николаевич закончил физико-технический факультет нашего Горьковского политехнического института. Мне повезло – я был близко знаком с этим удивительным человеком. Отец мужа моей родной сестры, Александр Федорович, учился с Любишевым в одной группе. Александр Федорович Шапкин человек непростой – он много лет был у Игоря Васильевича Африкантова, начальника ОКБМ и создателя первых атомных реакторов, начальником отдела расчетчиков. Расчетчик – это у конструкторов высшая квалификация. В любом деле. А уж у атомщиков…. Так вот, Александр Федорович, узнав, что я знаком с Любишевым, сказал: «Володя Любишев еще в институте был лучшим из нас. Он физик божьей милостью ». А свидетельство Шапкина «дорогого стоит». Его родной брат, по-нашему «дядя Леша» - доктор наук и преподает… в Кембридже. Сын Виктор тоже в свое время стал доктором технических наук. Поэтому уж в чем в чем, а в людях научного склада он разбирается.

Мне тоже довелось поработать с Владимиром Николаевичем. Правда, тогда он уже занимал должность заместителя Главного инженера завода, а производственный отдел измерений возглавлял Виктор Васильевич Штрыков, в прошлом его заместитель. Оба они, кстати, были специалистами высшего класса, и школа Сормовского производственного отдела измерений оценивалось до такой степени высоко, что к ним за консультациями обращались не только со всей области, но и, частенько, столичные специалисты Москвы и Ленинграда. Любишев обладал редким качеством – любую невероятно на первый взгляд сложную проблему мог объяснить просто, доходчиво и, на мой взгляд, удивительно доступно неспециалисту. Свое решение не предлагал – предпочитал, чтобы ты сам догадался, как поступить…

Отдел неразрушающих методов контроля. Это УЗК, рентген, цветная дефектоскопия. В основном – проверка качества сварных швов. Отдел был создан в составе ОТК завода.

balaschov.jpg Первый его руководитель - Вениамин Михайлович Балашов, был удивительно интеллигентный человек и с виду мягок, как воск. Однако на самом деле - «крутой» профессионал и твердых убеждений. Когда я, в бытность заместителем начальника цеха СК-5, попросил его однажды пропустить на стапель секцию с небольшим, в общем-то, отступлением – отказал на отрез. Не долго думая, я нажаловался начальнику ОТК завода Семашко. Тот на Балашова попытался надавить. Не получилось. Подключил я уже и директора. Опять нет. Пришлось всю ночь сварной шов секции прочного корпуса выстрагивать и переваривать. Казалось бы, мы «враги навек» (с учетом тех оскорблений, которые я тогда Балашову наговорил). Оказалось – нет. Вениамин Михайлович нашел время, сам пришел ко мне в цех, подвел к секции прочного корпуса и – прочитал лекцию на тему «что будет, если то г..но, которое сделали мои подчиненные, оставить как есть. За ту лекцию, кстати, я ему до сих пор благодарен… Именно этот человек и внедрял на заводе новые методы неразрушающего контроля. А в процессе постройки «Ската» было множество проблем – и по сварке нержавейки, и по контролю сварных швов, особенно на прочном корпусе, и по контролю заварки дефектов цветного литья, и по контролю наплавок под механическую обработку из различного вида материалов. Зачастую надо было не написать где надо «одобрям - с», а отстоять, обосновать свое решение проектанту и военной приемке.

 

И – требовались, требовались, требовались. Везде нужны были абсолютно новые для завода специалисты: физики; инженеры управления энергетической установкой (операторы); наладчики систем автоматики; дозиметристы; турбинисты; и прочие, прочие…..

zamyschevsky.gifОдной из самых ответственных работ был монтаж реактора с оборудованием и приводами. Этим сложнейшим участком руководил тогда В.Д. Замышевский. Участок довольно быстро превратился в третий судомонтажный цех, без которого построить атомные подлодки было просто невозможно. А Замышевский потом долго был ответственным сдатчиком атомных подлодок, затем - заместителем Главного инженера завода по надежности (это гарантийная служба по подлодкам). А когда отдел надежности трансформировался в предприятие «Курс», - возглавил это предприятие. Сейчас Владимир Денисович - директор музея истории завода. Наверное, такой трудовой и романтический, весьма непростой жизненный путь и помог ему стать хорошим поэтом…

 

В книге «Красное Сормово. Завод и люди» есть рассказ Валентина Алексеевича Кузина, который в то время был начальником второго судомонтажного цеха. В цехе СК-3 подлодки строились на стапеле, а после спуска на воду корабль попадал в надежные руки второго монтажного, который доводил его постройку и сдачу до конца. «Подготовка к испытаниям «Ската» шла медленно и напряженно. Отсутствовала технология испытаний. Методики изучались «на ходу». Нужно было еще учить материальную часть механизмов, устройств и систем. Старшие мастера, мастера, в основном инженеры без практической работы, учились по вечерам. Преподавателями были конструкторы, строители по направлениям.

 

zgharkov_m.gifИзучение механизмов турбинного участка со всеми обслуживающими системами взял на себя заместитель начальника цеха Н.С Жарков. Он организовал учебу мастеров и рабочих участка. Читал лек¬ции и на практике знакомил с устройствами и назначением того и другого механизма. По окончании учебы как член комиссии принимал зачеты. Ввиду сложности систем и механиз¬мов разграничили обязанности, у слесарей-монтажников появились приставки - масленщик, турбинист, дизелист, специалист по системе КПС испарительной установки и пр. Большую помощь оказывали конструкторы-проектанты, специалисты поставщиков (контрагенты). Особенно напряженно шли испытания систем гидравлики. Бригада слесарей А.П. Удалова (того самого, который служил в юности на Сормовских «Малютках», а впоследствии стал Героем Социалистического Труда и кандидатом в члены ЦК КПСС) круглосуточно была занята на испытаниях. Они постоянно сталкивались с неточной подгонкой труб. Но к чести этого рабочего коллектива, испытания систем были выполнены в срок и с высоким качеством. Заслуживает высокой оценки и деятельность Н.С. Жаркова, который сумел сплотить коллектив испытателей. Он не только помогал молодым инженерам освоить профессию судостроителя, но и умел спросить с исполнителей. Преданностью делу, знанием, своей трудоспособностью он завоевал заслуженный авторитет в коллективе. Вот так воспитывались руководители произ¬водства, набирались опыта для постройки других проектов».