Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

lodka_p.gif Долгое время я считал и эту песню «морской народной».

 Но недавно человек, которому я в этом вопросе абсолютно верю, - он знаток бардовских песен и недавно стал лауреатом конкурса им. В.С. Высоцкого, - поведал мне, что эта песня написана… Работниками ЦКБ «Лазурит». И написана песня была именно во времена сдачи атомной подлодки «Скат». Зовут этого человека Геннадий Николаевич, фамилия его Болонин. Кстати, по поводу романтики. Одно из самых «романтических приключений» за последние годы (из Сормовичей) испытал именно Болонин, работая в должности Главного конструктора проекта в ОАО ЦКБ «Лазурит». Было это в августе 2005 года на Дальнем Востоке, когда он был на «попавшем в капкан» спасательном глубоководном аппарате.

 На Камчатке, в бухте Березовой, расположена памятная заводчанам как заказ «Гамбузия» гидроакустическая система дальнего обнаружения подлодок. Конечно, в первую очередь американских, когда те караулят наши стратегические атомоходы на выходе из базы. Антенна у этой системы управляемая, и когда за нее зацепилась рыболовная сеть, она потеряла подвижность. «Приз», на борту которого был вместе с семью подводниками был Болонин, должен был выяснить обстановку и выполнить ремонт. Но он оказался в западне - на глубине почти 200 метров запутался в рыболовной сети, тросах и шлангах. Ситуация, в общем-то, не уникальная. Ежегодно в расставленные рыбацкие сети попадают десятки кораблей, судов и подводных лодок. Наматывали тросы на винт и батискафы. Например, в 1974 году американский глубоководный аппарат РС-9 зацепился за оборванный якорный трос. Его без особой трагедии и международного шума вызволили водолазы спасательного судна «Челленджер». Четыре года спустя все тот же РС-9 запутался недалеко от берегов Шотландии в полипропиленовом тросе. Его выручил РС-1202, который был на подстраховке. А в 1980 году спасательное судно помогало американскому подводному аппарату РС-1602, который удерживал на дне брошенный трос. В общем, список происшествий подобного рода с мини-подлодками немаленький.

Трое суток понадобилось для проведения спасательной операции. Адмиралов, кстати, в Петропавловске-Камчатском было тогда даже больше, чем на трибунах в День ВМФ - прибыли спецбортом вместе с министром обороны. А британской частью спасательной операции руководил всего лишь капитан 2-го ранга Йэн Ричез. За манипуляторы он не хватался - британский глубоководный аппарат «Скорпион» управлялся гражданскими специалистами из коммерческой структуры, которая обслуживает спасательное оборудование Королевских ВМС Англии. 7 августа 2005 года, в 16.19 по камчатскому времени, «АС-28» всплыл на поверхность после того, как «Скорпион» перерезал удерживавшие глубоководный аппарат путы. В общем, романтики в этом случае было много...

А рассказал мне про то, когда и кем была написана песня, Геннадий Николаевич сразу после того, как мы с ним вместе солировали при исполнении этой самой песни. При поддержке остальных знатоков «морского фольклора». Дело-то было на юбилее у зам. директора инженерного центра завода по специальной технике Вячеслава Александровича Годяева, друга и однокурсника Болонина. И почти все приглашенные имели к строительству подлодок прямое отношение, а поэтому знатоков хватало...

Однако вернемся к подлодке «Скат».

gordeev.jpg 26 сентября 1961 года разработанный технический проект новой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами подводного старта был утвержден. Теперь немного о строителях подлодки. Тогдашний Главный инженер завода П.А. Черноверхский, опытнейший ответственный сдатчик Сормовских подлодок сделал ставку на молодежь. А его заместитель по судостроению Константин Никифорович Гордеев (он на фото), непосредственно руководивший строительством, и сам был молодым. Как и большинство строителей, начиная с Главного строителя проекта В.В. Семашко, пришедшего на завод в 1954 году, а уже в апреле 1959 года назначенного на эту, ключевую на заводе, должность, - многие были для своих должностей «непростительно молоды». Большинство, но не все. Например, ответственный сдатчик головного корабля Феликс Григорьевич Преображенский (впоследствии Главный строитель подлодок на заводе), был как раз в расцвете сил – 37 лет. Кстати, это ему В.Д.Замышевский посвятил такие стихи:

«Верим мы, что этот день придет,

И однажды в порт приписки Энский

Теплоход из гавани уйдет

С гордым именем «Преображенский».

 А вот остальные были очень молодыми. И сдаточный механик головной лодки Александр Иванович Нахров, впоследствии один из легендарных ответственных сдатчиков АПЛ. И строители по специальностям - Бублик А.А. и Сугоров В.Н. - будущие ответственные сдатчики атомных подлодок. И Самулев В.И., который был строителем по электрочасти. Впоследствии Самулев стал зам. Главного строителя подлодок завода, ну а сейчас – профессор Нижегородской Академии водного транспорта. Начинал строителем в те времена и Любовцев А.К. Он впоследствии, стал заместелем начальника ОТК и проводил аттестацию завода по системам качества. Был в то время строителем судов и работавший потом заместителем Главного инженера Владимир Денисович Замышевский. Его, молодого, но к тому времени уже опытного специалиста, тогдашний Главный инженер завода П.А. Черноверхский отыскал аж на Дальнем Востоке, в городе Комсомольске - на - Амуре….. и сагитировал перейти на завод. Очень молодым был тогда и сдаточнй механик второго «Ската», Жарков Николай Сергеевич, - нынешний Генеральный директор завода. Всего же в группе главного строителя проекта «Скат» В.В.Семашко работало в те времена 25 специалистов, почти одна молодежь. Были строители и по макету подлодки, и опытным работам, и по корпусу, и по системам, и по ракетной установке, и по турбинной, и по электрочасти, и по вооружению, акустике, радио, навигации и т.п. На их-то плечи и легла вся тяжесть ответственности по координации работ, решению технических вопросов.