Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

Однако вернемся к «Скату». Темпы проектирования и подготовки производства возрастали. Куратором всех проектов атомных подлодок с крылатыми ракетами, стреляющими из-под воды, в правительстве СССР был Заместитель председателя Совета министров Вячеслав Александрович Малышев, который еще в годы войны получил шутливое прозвище «Князь Танкоградский». Завод «Красное Сормово» он знал прекрасно. Чтобы представить методы работы Малышева, стоит привести цитату из книги В.Суворова. Цитата эта – не только про Малышева, но и про работу всех Сталинских "выдвиженцев":

"Именно он, выдвиженец, творил чудеса. Именно сталинские выдвиженцы совершали рывки из провалов и поражений к ослепительным победам. А делалось всё просто - Сталин брал любого, поднимал на высокий пост и ставил перед ним невыполнимую задачу. Совершенно новый человек на небывало высоком посту - это и был выдвиженец. Его прошлое, анкетные дан¬ные, отзывы, характеристики, аттестации, доносы роли не играли. Человек проверялся в деле. Если через день- два, через неделю невыполнимая за¬дача так и оставалась невыполненной, - командира снимали, снижали в долж¬ности, в звании, сажали, расстреливали. На его место – нового. А задача оставалась прежней, то есть невыполнимой...

И в промышленности - те же приёмы те же вполне людоедские нра¬вы. Вячеслав Александрович Малышев. В 1930 году в возрасте 28 лет - машинист паровоза. Годы молодые упущены. Какую карьеру может сделать машинист паровоза, которому уже под тридцать? Но машинист кому-то приглянулся, и его посылают на учёбу в МВТУ. В 1934 году Малышев - молодой начинающий инженер. В 1939-м - народный комиссар тяжёлой промышленности СССР. В 1940 году - заместитель председателя СНК, т.е. заместитель Молотова, с 1941 года - заместитель Сталина по промышленности. Кроме того, с 1941 года Малышев - народный комиссар танковой промышленности. Он ВЫДВИЖЕНЕЦ, и ему требуются ТАКИЕ ЖЕ. В октябре 1941 года Малышев ставит задачу: удвоить производство танков. Для этого нет ни новых ма¬териалов, ни людей, ни станков. Но фронт требует УДВОИТЬ. Если директор завода удвоит - выживет, не удвоит - его сменят. А за брак - расстрел. Путь к власти был открыт всем. Каждый мог попробовать. Отведав солёного куска генеральского, директорского или министерского хлеба, они вылетали в трубу, а на их место приходили другие, и те вылетали, пока не находился тот, кто мог УТРОИТЬ производство танков, не получая на то ни дополнительных рабочих рук, ни дополнительного для них питания". Такой человек мог не только «толкать», но и практически помогать в контактах со смежниками, спрашивать с них сроки и качество, чем он, в общем-то, и занимался…

Главным конструктором этой подлодки, в связи с тем, что, как он выразился по этому поводу: «Начальник ЦКБ должен быть и главным конструктором ведущего проекта, чтобы все силы КБ были только ему отданы» - стал В.П. Воробьев, получивший незадолго до этого звание Героя Социалистического Труда. Кстати, именно за пуск ракет с подлодки из под воды. Только с дизельной. И, хотя у этой истории были еще другие герои, но звание Героя Социалистического Труда получил Главный конструктор.

Первый пуск макета крылатой ракеты "Аметист" из подводного положения был произведен 24 нюня 1961 года. А во время испытаний «Ската» было запущено 10 ракет, успешно завершивших испытания нового ракетного комплекса. Генеральный директор НПО "Машиностроение" академик Челомей говорил: «Отечественные противокорабельные крылатые ракеты "Аметист" с подводным стартом опередили страны Запада на 10 лет. Ведь первая крылатая ракета США с подводным стартом "Гарпун" была принята на вооружение только в 1977 году»…

Двум участникам постройки головного «Ската» - Сормовичам Н.С.Жаркову и Н.И.Кваше удалось оставить глубокий след в истории не только отечественного, но и мирового судостроения. Однако небезосновательно утверждают, что из всех своих многочисленных титулов и наград их самые любимые звания - «Заслуженный подводник» и «Почетный гражданин Нижнего Новгорода».

А во времена «Ската» Главный инженер ЦКБ «Лазурит», Николай Иосифович Кваша (теперь директор ОАО ЦКБ «Лазурит») возглавил межведомственную комиссию по внедрению ракетного комплекса "Аметист" на головном «Скате». В комиссию входили и представители ЦНИИ «Гранит» - разработчика этого комплекса. Особенно активно работала кандидат технических наук И.А. Бородина, объединившая и разработчиков, и смежников и поставщиков. Ираида Александровна у сдаточной команды пользовалась непререкаемым авторитетом. Это уважение проявлялось порой, кстати, весьма своеобразно. Как вспоминает В.В. Семашко, когда она появлялась на корабле, по "Каштану» (системе общекорабельной трансляции) неизменно объявляли: "Прекратить мат! На корабле мама".

Разработка проекта, для скорости, проходила не в обычных условиях - очень большая часть основного оборудования разрабатывалась параллельно с проектом подлодки, без опережения последнего по стадиям разработки. К моменту защиты технического проекта лодки еще не были утверждены технические условия почти по 150 единицам основного оборудования. В первую очередь это относится к комплексу "Аметист", по которому отсутствовали некоторые необходимые данные и конструктивные решения. Такое же было по турбинам, АТГ, парогенераторам, статическому преобразователю и гидроакустическому комплексу "Керчь": Кстати, в дальнейшем комплексы "Керчь" и "Аметист" проходили государственные испытания и принимались на вооружение вместе со сдачей корабля. Объективные обстоятельства послужили одной из причин двух корректировок технического проекта «СКАТ». Кстати, во время второй корректировки даже пришлось увеличить длину прочного корпуса подводной лодки. На 4,1 метра, с добавкой пяти шпаций в четвертом отсеке и двух - в шестом отсеке. Но даже корректировки технического проекта не задержали выдачу рабочих чертежей заводу "Красное Сормово" в марте 1963 года. А параллельно полным ходом шла реконструкция завода. Эта крайне интересная тема прекрасно освещена в книге «Красное Сормово. Завод и люди». К ней-то я и отсылаю интересующихся…

sudno.gif Для обеспечения испытаний «Ската» по заданию ЦКБ «Лазурит» заводские конструктора во главе с А.А. Животовским отлично спроектировали суда для обеспечения испытаний подлодок - плавсооружения «Академик Крылов» и «Инженер Каманин». Эти суда верно служат заводу до сих пор. Плавучка «Инженер Каманин» обеспечивает сдачу кораблей и сейчас, как и плавсооружение «Академик Крылов». Он, кстати, долгое время обеспечивал достройку подлодок на северной сдаточной базе. Потом – на заводе. А вот в 2005 году, под руководством Виталия Анатольевича Параненцева, «Академик Крылов» даже ходил из Сормова в Санкт – Петербург. Для того чтобы на Адмиралтейских Верфях обеспечить испытания построенной для китайцев Сормовской подлодки…

 

 

 

varsch.gif На этом фото эпизод из сдачи подлодки «Варшавянка». Пирс «Адмиралтейских Верфей», Санкт – Петербург. После проведенного технического совещания на палубе подлодки стоят (справа налево) В.А. Параненцев, Н.С. Жарков, А.В. Цепилов, О.Е. Глазков, В.П. М.А. Удалов. А пришвартована подлодка к плавсооружению «Академик Крылов».

В наше время нельзя, как прежде, изобрести и построить подлодку одному. Строительство современных кораблей – дело коллективное. Уж больно они сложны…. Кроме того, все судостроители - изобретатели, конструктора, технологи, администрация и специалисты верфи – сейчас, в общем-то, такие же строители кораблей, как и рабочие многообразных судостроительных специальностей. И вся их работа настолько переплетена и взаимосвязана, что труд сотен людей невозможно разделить по степеням важности. На каждом этапе строительства корабля - свои приоритеты. И почти каждый участник постройки судна получает огромное удовлетворение от сделанной работы. Если она, конечно, сделана хорошо. Правда, удовлетворение редко бывает в процессе работы. Иногда – в конце смены или рабочей недели. А, в основном, - когда вся твоя работа на этом корабле уже закончена. Современное судостроение, безусловно, шагнуло далеко вперед по технической оснащенности. Тут тебе и дробеметы для очистки металла, и окрасочная линия с нанесением покрытия в микронах, и поточные полуавтоматические линии для сборки и сварки секций, и современнейшие системы и устройства с электроникой. Только вот без копоти, дыма, грязи, запахов красок, масла и топлива судостроение никак существовать не может, да и вряд ли когда будет. Пот и усталость – непременные спутники постройки корабля. Не всегда работа идет гладко – и тогда частенько неизбежная производственная ругань, непопулярные управленческие решения…

Но все же, когда красавец – корабль отчаливает от причальной стенки, в душе корабелов всегда что-то тихонечко щемит. Это «вздох облегчения» - именно так назвал один из сборников своих стихов профессиональный корабел, многолетний начальник малярно-достроечного цеха завода и поэт Виталий Иванович Смирнов…