Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин
Печать
Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин

В один несчастный день, в тоске нечеловечьей,

Не вынеся тягот, под скрежет якорей,

Мы входим на корабль, и происходит встреча

Безмерности мечты с предельностью морей.

Шарль Бодлер, поэт – маринист.

embl2.gif В шестидесятые годы атомный подводный флот стал основой морской мощи Советского Союза. Как писал впоследствии Никита Сергеевич Хрущов: « мы приняли решение строить преимущественно подводный флот, поставив его создание на конвейер. Цель - создать мощный флот, которым мы могли бы угрожать противнику на всех океанах. Поставив производство подлодок на поток, мы особое внимание сосредоточили на создании ядерного двигателя, чтобы обеспечить им автономное плавание…»

Вот при строительстве и сдаче первых атомных подлодок, чтобы выполнить государственный заказ, требовалось, помимо всего прочего, создание на заводах-строителях особых структурных подразделений, к персоналу которых применялись повышенные требования – сдаточных команд. Сдаточные команды, безусловно, существовали еще с начала двадцатого века, однако время сдачи кораблей было несравнимо меньше, сложной автоматики не было. В общем, контрольный выход на ходовые испытания – и все.

Однако субмарины качественно изменились. Даже дизельные подлодки буквально перенасыщены автоматикой и сложнейшими приборами. Поэтому и командировки сдаточных команд дизельных подлодок нового поколения, как и атомных, продолжались во многих случаях не менее года. Число членов сдаточной команды, например, на дизельной «Варшавянке» - около 70 человек при 54 членах экипажа. И это только те, кто выходит в море, не считая берегового обеспечения! На атомной субмарине и того больше - примерно 100 человек сдаточной команды и 60 –экипажа. Члены заводской сдаточной команды должны были не только досконально знать какую-либо систему, механизм или устройство корабельное, но и иметь представление об устройстве судна в целом, взаимосвязи систем, борьбе за живучесть корабля, уметь управлять этим процессом самостоятельно. Безусловно, не последним требованием был и навык самостоятельно, в кратчайший срок устранить неисправность, способность не только оперативно выполнить полученную команду, но при необходимости самостоятельно быстро принять грамотное решение.

Строительство подлодок действительно «было поставлено на поток», и членов сдаточной команды, чтобы укомплектовать все лодки, требовалось много. Однако, несмотря на это, в сдаточную команду попасть было непросто: надо было стать хорошим специалистом, пройти аттестацию, которую далеко не все проходили ее с первого раза. И это правильно: в море очень много зависит от квалификации управленца, ошибки иногда обходятся дорого. Работу в составе сдаточных команд подлодок не зря считают романтичной. Спору нет, многое приходится повидать на своем веку. Но сдаточные испытания – это всегда труд, нередко опасный и всегда тяжелый. Члены сдаточной команды подлодок ведут жизнь римских легионеров. Когда нет сдачи – работа и учеба, тренировки и экзамены. И, хотя во время сдачи подлодки – работа без выходных, не менее двенадцати часов день, считается, что там вроде бы легче. Кстати, и платят в десять раз больше. Поневоле вспомнишь легионеров – те тоже утверждали, что на войне отдыхают. Не все выдерживали этот режим. Но те, кто любил свое дело, всегда были постоянными членами сдаточных команд. А для этого надо было иметь здоровье – ведь без обучения легководолазному делу, визита в барокамеру, без работы в индивидуальном дыхательном аппарате при приближенных к реальным условиям и до аттестации-то не допускали.

Кстати, и здоровая психика бывает только у тех, кто способен отдыхать в свободные от работы промежутки времени. Сдаточные команды в командировке «жили, как короли». Работали с утра до вечера, без выходных – да что же в командировке делать то еще! В коллективе были подлинно товарищеские взаимоотношения. Звали друг друга по именам, никто не корчил из себя начальника. Одно лишь имело значение – профессионализм. Им то авторитет и определялся. Не выживали в командировках конфликтные люди – не зря бытует выражение «куда ты денешься с подводной лодки!». Личности, – да почти все, однако жили дружно. Сдача лодки на ходовых испытаниях, повторюсь, процесс длительный. Командировка почти год. Работаешь досыта. Изредка, в свободное время, простые развлечения – коша (нарды) и домино – игры, в которых любой член сдаточной команды к концу сдачи достигает полного совершенства. Ну и, конечно, морская травля.