Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
По решению Александра I Бетанкур в 1808 году был принят на русскую военную службу в чине генерал-майора и направлен в Ведомство путей сообщения. В 1809 году произведен в генерал-лейтенанты и назначен начальником созданного им Института корпуса инженеров водных и сухопутных сообщений. Именно под руководством Бетанкура, в основном им самим, был спроектирован первый русский пароход, который был построен в 1815 г. владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом. Постройка парохода состояла в том, что в деревянную тихвинку была установлена изготовленная на заводе балансирная паровая машина Уатта мощностью 4 л. с. и паровой котел, приводившие в действие бортовые колеса.В газете "Сын Отечества" № 38 за 1815 г. в статье "Стимбот па Неве" дано подробное описание изготовленного на заводе Берда парохода, где, в частности, приводятся его размеры: корпус длиной 60 футов (18, 29 м), шириной 15 футов (4,57 м) и осадкой 2 фута (0,61 м). Гребные колеса диаметром 8 футов (2,44 м), имели шесть. лопастей длиной 4 фута (1,22 м), закрепленных на спицах.
Машина делала 40 оборотов в минуту. В статье говорится: "К. Берд не построил для приложения паровой машины к судам нового судна, а только вделал сию машину в обыкновенную Тихвинскую лодку... По середине судна возвышается железная труба диаметром около фута и вышиною футов двадцать пять. При попутном ветре труба сия служит вместо мачты для поднятия паруса". Осенью 1815 г. прошли испытания парохода на Неве. Первый его рейс, 3 ноября 1815 года, был совершен из Петербурга до Кронштадта. Путь был пройден за 5 ч 20 минут, со скоростью около 9,3 км/ч. (Напомню - скорость транспортировки баржи против течения пол километра в час, скорость парохода в 20 раз больше и бурлаков не надо!)
Путешествие это описано в статье морского офицера, в будущем адмирала Рикорда, в газете "Сын Отечества" № 46 за 1815 год. Рикорд впервые и применил в печати термин "пароход", которым стали пользоваться. Название 21 этого первого парохода до сих пор в точности не установлено: по одним данным он назывался "Елизавета", по другим "Фультон", по третьим вообще не имел названия.В 1816 Бетанкур возглавил Комитет по делам строений и гидравлических работ в Петербурге. В 1817 г. А. А. Бетанкур прибыл в Нижний для изучения вопроса о месте будущего строительства переведенной из-под стен Макарьев-Желтоводского монастыря крупнейшей в Европе ярмарки. Инженер высоко оценил предполагаемое место строительства ярмарочного комплекса на Стрелке. Одобренный Александром I проект Нижегородской ярмарки был представлен на рассмотрение Кабинету министров Строительство было поручено личному надзору разработчика В 1817-1823 годах А. А. Бетанкур каждое лето проводил в Нижнем Новгороде. По его указанию напротив ярмарки был возведен "инженерный дом", где жили его сотрудники, близ с. Гордеевка он наладил работу трех кирпичных заводов, выпускавших до 3 млн. кирпичей ежегодно. Но не только строительству первоначального ансамбля Нижегородской ярмарки мы обязаны неистощимому таланту выдающегося инженера Августина Августиновича Бетанкура. Он был бессменным директором учрежденного в 1809 году института путей сообщений. Бетанкур утверждал, что Нижний Новгород по своему расположению - крупнейший транспортный узел и предлагал создание в районе Нижнего Новгорода судостроительных верфей для производства пароходов.. «Место на стрелке соединяет в высочайшей степени все удобности к устроению ярмарки»- писал де Бетанкур - «Самая поразительная выгода сего местоположения состоит в том, что можно воспользоваться временем внутреннего судоходства и отправить товары в обе столицы с присовокуплением ещё возможности отправить их в том же году за границу.... Представляя отчёт о благо успешности работ на левом берегу Оки произведённых, нужным считаю описать их обстоятельно и изъяснить, до какой степени искусство может воспособить здесь природе. Местоположение предоставляет самым большим судам приставать к своим краям: так что сие две части берегов образуют набережную на расстоянии шести вёрст...»Ведь не зря именно директора института путей сообщений и отправил император посмотреть место для строительства ярмарочного комплекса. Есть сейчас такая наука - логистика - наука об управлении материальными потоками в процессе движения товаров.
Слова «Нижегородская ярмарка у большинства ассоциируется с Главным ярмарочным домом. Да, он впечатляет. Однако пройдите чуть дальше от него, за перекресток около моста, к порту. Там немало домов, сооруженных в тот же период. Да и сам порт во многом остался с тех времен, хотя почти двести лет прошло...
Еще немного о логистике - ну, не было в те времена в нашем отечестве термина логистика. Считается, что толчком к развитию военной логистики послужили фундаментальные работы известного военного теоретика XIX в. барона Анри Жомини (1799 - 1869) генерала, военного писателя; швейцарца по происхождению, длительное время состоявшего на русской службе. Жомини определял логистику как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т. п. А теперь вспомните воркотню старого гусара:
«Говорят, умней они ...
Но что слышим от любого?
Жомини да Жомини!
А об водке ни полслова»
Это из стихотворения Д.В. Давыдова, полкового командира Д.Е.Бенардаки - «Песня старого гусара». Речь идет о том, что молодые гусары умно рассуждают о сочинениях Жомини, возможно и о логистике, но ничего не говорят о водке. А не был ли среди тех гусар молодой поручик Бенардаки? А не логистикой ли, не рекомендациями ли де Бетанкура руководствовался талантливый частный предприниматель - Дмитрий Егорович Бенардаки при выборе места строительства Сормовских заводов?