Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Уже в следующем после покупки земельного участка, в 1950-м, году (потрясающие темпы, не правда ли?) на Сормовском заводе был построен небольшой колёсный пароход с деревянным корпусом «Ласточка». И почти сразу вслед за ним с заводского стапеля спустили на воду двухтрубный кабестан «Астрахань». Кабестаны - это такие большие деревянные суда, предназначенные для транспортировки барж. Они пришли на смену волжским бурлакам, переняли их «таскательную» технологию. Внутри кабестанов устанавливались паровые машины, а сам кабестан представлял собой, по сути, мощную плавучую лебёдку с паровым приводом. Буксировка барж с помощью кабестанов была весьма дорогостоящим предприятиям, да и времени на транспортировку грузов таким способом уходило много. Поэтому скоро кабестаны уступили место пароходам-буксирам. Принципиальной разницы в строительстве пароходов и кабестанов, в общем-то, нет. Я не буду утомлять читателя перечнем многочисленных судов, построенных заводом, а адресую к книге «Красное Сормово. Завод и люди» Книга вышла в 2006 году. Есть в ней и полный перечень судов с датами постройки. Желающие могут посмотреть о первых пароходах в Интернете, там море информации. Кто заинтересуется - милости просим в музей истории завода «Красное Сормово». А дальше речь пойдет не о пароходах, а опять о жизни их строителей, однако...
«Стоит на Волге Сормовский завод
и добрая молва о нем идет..
Отсюда начинают корабли
Свой длинный путь по всем морям земли..»
Из песни, написанной к 150 летию завода В.Д. Замышевским.
Всегда был охоч до работы Нижегородский незлобивый мужик. И нужда вечная подхлестывала, да и засиживаться не любил он, не привык жить, сложа руки. А уж если случались хорошие заработки, так был способен сам себя в работе забыть. И навыки были - немало местных имело опыт постройки знаменитых Балахнинских расшив. Поэтому до середины 1890 года рабочие кадры завода в подавляющем большинстве комплектовались за счет местного и окрестного населения. Это было выгодно всем - и администрации завода, и местным жителям. Местные имели избы, забота о жилье для них отпадала. В случае недостатка заказов или кризисного лихолетья их даже увольняли на время. До возобновления производства они копались на своих огородах, полевых участках, да и рыбалка с охотой были любимыми занятиями местного люда. Дирекция завода никогда и не скрывала, что предпочитает местных. Только им предоставлялись лучшие, выше-оплачиваемые места в механических цехах и на судоверфи. Не было, как на Урале, приписанных к заводу деревень с крепостными. Напротив, устроится работать на Сормовский завод было проблемой. Хотя пришлые и получали наиболее трудоемкую работу с меньшей оплатой, дефицита в желающих работать не было никогда. Но, пока рабочий со стороны не «пускал корни» в Сормове, имела место отчужденность, своеобразный антагонизм в отношениях между местными и пришлыми рабочими. Эта неоднородность рабочего коллектива особенно заметно проявлялась при сложных ситуациях, когда на заводе назревала стачка или волнение. Пришлые, существуя лишь на скудный и к тому же урезанный заработок, добивались улучшения своего положения, призывали всех рабочих к единству действий в борьбе против хозяев. Местные же, в частности те, кто сдавал внаем квартиры, комнаты, «углы» и тем пополнял заработок, частенько становились на сторону заводской администрации. Мало того, мастера и домовладельцы, для которых Сормовский завод вовсе не был злой мачехой, при малейшей попытке пришлых организовать самозащиту от произвола администрации, сами начинали «разбираться» с зачинщиками волнений. «Это наш, родной завод - говорили местные, - бузить не дадим!».
Нередко местные жители под жилье рабочим сдавали свои бани. Шесть дней рабочий с семьей находился в этой прокопченной и едва освещенной «квартире», а в субботу жильцов выселяли или под открытое небо, или в хозяйский дом, пока все не перемоются в бане. Отдельные домовладельцы ухитрялись держать по два «комплекта» жильцов, подбирая их из рабочих разных смен. Пока одни квартиранты трудились на заводе, другие в это время отдыхали, и наоборот. Только не надо думать, что местные жили за счет сдачи жилья внаем. Дополнительный заработок вкладывался в основном как раз в улучшение их жилищных условий - ремонт и благоустройство своих домов, пристроек и приусадебного хозяйства.
«Я не хочу судьбу иную
Я ни на что б не променял
Ту заводскую проходную
Что в люди вывела меня».
Любимая песня нынешних кадровых Сормовичей.
Получить специальность, стать кадровым заводским рабочим, было заветной мечтой многих. Устроившись на завод, пришлые, как правило, оседали здесь «всерьез и надолго». Завод как бы растворял, ассимилировал людей. Проработав 10-20 лет, многие пришлые становились кадровыми рабочими, основателями «трудовых династий» - не зря до сих пор «Красное Сормово» называют «семейным» предприятием. «Держись за заводскую трубу - не пропадешь» - есть в Сормове до сих пор такая любимая поговорка.
Завод не имел ни одного метра жилья для рабочих. Политика владельца завода - предпочитать рабочих, имеющих собственное жилье, неспроста. Местный - это кадровый, заводской, а живущий на квартире - временный, в любой момент уйти может, ищи ему замену.. Подыскать же квартиру в крестьянских избушках местных жителей, где каждый квадратный аршин жилой площади занимался буквально с бою, стоило величайших мук. Но оседали многие навсегда. Ведь и у пришлых где-то на родине были дома, семьи, однако жизнь там не баловала, заработать было непросто. А завод кормил. Вот и строились, как могли, насколько позволяли возможности. И постепенно в окрестностях завода разросся целый фабричный поселок. Он образовался из совершенно слившихся между собой Сормова, Мышьяковки и Дарьина. Туда же влились все прилегавшие к ним выселки и «линии» на песках, так называемая Новая стройка. Впоследствии к этой объединившейся группе селений примкнули Починок, Копосово и Варя. Всего в фабричном поселке, который раскинулся на 6 верст, к началу двадцатого века проживало более 40 тысяч человек. На две трети это было пришлое население, чьи приземистые деревянные избенки с кое-как сколоченными сарайчиками, кривые, беспорядочные улочки, тупики, переулки, кучи мусора где попало - было как огромный временный лагерь. Жизнь заводских рабочих, безусловно, была тяжелой, однако так же было и на других заводах, по всей России. Но без работы на заводе жизнь была бы хуже в разы...
Завод, построенный Д.Е.Бенардаки, смог стать «градообразующим предприятием. И все это стало - Сормово.