Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Полезные ресурсы
Категории раздела Информационные ресурсы / Секреты империи Бенардаки : страницы истории легендарного завода Российской промышленности
Секреты империи Бенардаки : страницы истории легендарного завода Российской промышленности
Печать
Секреты империи Бенардаки : страницы истории легендарного завода Российской промышленности
Выше я уже писал о том, что гусарский поручик имел понятие о логистике. Баржи, бурлаки и коноводные машины - прошлый век, надо строить пароходы, а пароходы стоить на чужих верфях дорого, качество неважное. Значит надо строить свои. Однако нельзя забывать о причине финансового краха компании Д.П.Евреинова: из-за неумения управлять хозяйством, из-за того, что владельцы опирались в основном на иностранных специалистов, которые зачастую оказывались полными невеждами в технике, компания «Компания парового судоходства по реке Волге, Каме и Каспийскому морю» потерпела финансовый крах. Значит, нужен толковый управляющий, к тому же инженер, разбирающийся в судостроении. И возить надо не только свои товары, чтобы уменьшить их себестоимость, но и чужие. И строить пароходы надо на Волге, при этом недалеко от ярмарки. Именно там была и самая дешевая рабочая сила - крестьяне малоурожайного Балахнинского уезда Нижегородской губернии, имеющие опыт речного судостроения (постройки расшив, например). В общем, в Нижнем все было под рукой - в З0-ти километрах от ярмарки находилась Балахна, где процветало баржестроение, в этом районе можно было рассчитывать на высококвалифицированные кадры плотников, столяров, слесарей, кузнецов и других профессий. На Нижегородской ярмарке всегда можно приобрести уральское железо, лес тоже был рядом - сплав леса шел по Унже и Немде.

В производстве паровых судов видел Д. Е. Бенардаки будущее своего бизнеса. Кстати, а почему именно в пароходах? Понятно, они лучше тех судов, что применялось до них. Сейчас мы, живущие в двадцать первом веке, избалованы обилием транспорта помимо речного - желенодорожный, автомобильный, авиационный. Ну а во времена Бенардаки?

Паровозы: Только в 1851 году под личным руководством графа Клейнмихеля Петра Андреевича, генерала от инфатерии и главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями, завершена постройка железной дороги Петербург - Москва.

В 1851-1858 построена железная дорога Петербург - Варшава. Только через 14 лет после создания Сормовских заводов и начала пароходного движения по Волге, в 1858 - 1863 году построена железная дорога Москва - Нижний Новгород.

Всего три города в России с промежуточными станциями были соединены железной дорогой, тогда как Волга была транспортной магистралью с выходом за границу. Да и что это были за поезда, малая грузоподъемность, не предназначенные для погрузо-разгрузочных работ промежуточные станции железной дороги и прочая, прочая... Вот, например, фото - паровоз на станции Пермь. Фото начала 20 века. Судите сами....

Автомобили: Как сообщает журнал Supercars, самым первым самостоятельно движущемся транспортным средством был паровой автомобиль, разработанный Николасом Джозефом Кагнотом (Nicholas Joseph Cugnot) в 1769 году. Задание на разработку было получено от тогдашнего Министра Войны Франции Этьена-Француа который хотел получить более практичный транспорт для перевозки артиллерийских установок. Максимальная скорость этого транспорта составляла всего 4 км/ч, но он мог буксировать до 5 тонн грузов. В дальнейшем был сделан четырехместный пассажирский вариант. Главной проблемой парохода Кагнота были тормоза, поэтому в 1771 году, после нескольких несчастных случаев проект был закрыт. Первый же автомобиль в России, марки АМО, был создан только в 1898 году.

Самолеты: Официальный отчет о деятельности VII (Воздухоплавательного) отдела Русского технического общества, называя Александра Федоровича Можайского первым создателем самолета, отмечает, что «из осуществленных проектов аэропланов прежде всего заслуживает упоминания аэроплан Можайского, построенный и подвергшийся испытанию».

Можайский начал собирать свой самолет еще в 1881 году. Ему разрешили производить сборку на Красносельском военном поле, вблизи казарм Николаевского военного училища.

Итак, у пароходов во времена Бенардаки не было альтернативы. А его подстегивали конкуренты. С 1843 по 1861 г. г. в Нижнем Новгороде было основано целых 16 пароходных товариществ и обществ.

Сначала Бенардаки был одним из трёх владельцев «Товарищества Нижегородской машинной фабрики и волжского буксирного пароходства"». Но когда Дмитрий Егорович предложил вложить деньги в строительство металлургического завода в Сормове, все партнеры по-тихому отползли со своими отцовскими капиталами куда-то в сторону от этого рискованного проекта». Итак, 30 июня 1849 года по доверенности компании "Нижегородской машинной фабрики и Волжско-Камского буксирного и заводского пароходства" отставной майор Алексей Иванович Узатис купил... участок земли на правом берегу реки Волги, между деревнями Сормово и Мышьяковка. «Покупка земли этой сделана с целью устроить машинную фабрику и другие заведения, к пароходству принадлежащие». 21 июля 1849 года Балахнинский уездный суд утвердил купчую. Эта дата и считается днём рождения Сормовского завода».

Теперь мне кажется, что стоит несколько отвлечься от Бенардаки и поговорить об Узатисе, который в литературе представлен каким - то зачуханым отставным майором....

Итак, «был решен и вопрос об управлении местным отделением компании, а также о руководстве строи-тельством и заведовании будущим заводом. На этот ответственный пост был назначен отставной майор корпуса горных инженеров Алексей Иванович Узатис, один из участников компании. Выбрали его не случайно. Узатис более, чем кто-либо другой из компаньонов, располагал необходимыми качествами. Воспитанник Института корпуса горных инженеров, он прошел и практическую школу работы с паровыми машинами. После отставки Узатис продолжал совершенствовать свои знания и даже создал оригинальную конструкцию речного судна.»

 

«Там, где Волга протекает,

Полосою темных вод,

Уж, наверно, всякий знает,

Бенардаковский завод.

С первой утренней зарею,

Чуть забрежжится восток,

Будит эхо над рекою.

Оглушительный свисток.

Старый, малый,

Трезвый, пьяный,

По свистку спешит в завод,

Перебранка, говор ранний,

Раздается у ворот.

Из вальцовки, из литейной,

Все толпятся в проходной.

Коридор, как дом питейный.

Полон шумною толпой.

Опоздавшие минуту,

Не могли уж номер взять,

Их штрафует сам Узатис,

Бенардаки хитрый зять...»

 

Узатис действительно был зятем Д.Е.Бенардаки, то есть мужем дочери. А интересно ли Вам узнать фамилии остальных дочерей Бенардаки?