Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Полезные ресурсы
Категории раздела Информационные ресурсы / Секреты империи Бенардаки : страницы истории легендарного завода Российской промышленности
Секреты империи Бенардаки : страницы истории легендарного завода Российской промышленности
Печать
Секреты империи Бенардаки : страницы истории легендарного завода Российской промышленности
Итак, это рассказ о корабеле Дмитрии Егоровиче Бенардаки.

Жил в XIII веке султан мамлюков Бейбарс - правитель Египта, имеющий самый большой флот на Средиземном море, сокрушивший войска крестоносцев и несметные орды потомка Чингисхана. Пленник монголов, галерный раб, Бейбарс стал султаном мамлюков. Находясь у власти он понял, что какая бы власть не была - она тленна. Восточная легенда гласит, что, оставив престол, Бейбарс отправился на родину своих предков, в родные кипчакские степи, откуда мальчиком был увезён завоевателями...

Однажды Бейбарс, в ответ на рассказ одного из своих эмиров о знатности и древности его рода сказал слова, которые вошли в историю: «Твой род кончается тобой, мой - начинается мной».

Эти его слова прекрасно подходят к основателю Сормовского завода.

«Вся моя жизнь посвящена была деятельности, плодами которой воспользуются дети, да послужит она примером для собственной жизни сыновей моих. Я вышел на поприще этой деятельности без средств, сам изыскал их; сам, при помощи и милости Божей, достигнул независимого положения и довольства.»

 

из завещания Д.Е. Бенардаки.

Серийное строительство первых на Волге пароходов, как и основание легендарного завода Российской промышленности, (сейчас ОАО «Завод «Красное Сормово») неразрывно связано с двумя именами - первый хозяин завода Дмитрий Егорович Бенардаки и первый директор завода Алексей Иванович Узатис. В литературе сведения об этих нестандартных людях ограничиваются лаконичным «отставной поручик, разбогатевший на винных откупах (Бенардаки) и отставной майор (Узатис).» Между тем это были яркие фигуры, примечательные даже среди весьма нестандартных личностей, которыми так богат был девятнадцатый век, в литературе иногда именуемый «век железа и пара». Правильнее писать не только о людях, но и о времени. Известный английский историк и философ Р.Дж. Коллингвуд еще в тридцатые годы прошлого столетия вывел нехитрую, но убедительную формулу: личность любого мало-мальски известного исторического деятеля следует рассматривать непременно с учетом времени, в котором он жил и работал, а также конкретных исторических условий.

 

Итак, о Бенардаки... Умение оказывать влияние на людей, умение добиваться своей цели в отношениях с другими - очень важны. Кажется, президент США Трумэн сказал крылатую фразу, что «управление - это искусство делать так, чтобы другие делали для вас с удовольствием то, что они не хотят делать вообще». Бенардаки был гениальным управленцем. Свою судьбу этот человек сделал сам, пройдя путь поручика гвардии до мультимиллионера. Он использовал возможности, которые тогдашняя Россия давала всем, кто хотел и умел увлеченно и не жалея сил учиться, работать, служить. Кроме того, Бенардаки обладал определенного рода выделяющими его личными качествами, говоря современным языком был «харизматической личностью», то есть наделенной необыкновенными способностями. Но, как учит Коллингвуд, сначала немного о времени...

Есть сейчас в Нижнем Новгороде компания «Волжское пароходство», основанная более 160 лет назад - во времена, когда строительством пароходов занялся Д.Е.Бенардаки. Музей истории этой компании открылся в Нижнем Новгороде в 2003 году - создание было приурочено к 160-й годовщине со дня основания компании. В экспозициях музея прослеживается путь "Волжского пароходства" начиная с 1843 года, когда по указу Николая I на Волге была организована эта судоходная компания. 15 мая 1846 года по Волге прошел первый пароход. В музее есть экспонаты, рассказывающие о судостроении на Волге - ценные фотографии первых пароходов, в том числе подлинное фото I Всероссийского съезда судовладельцев, макеты старинных парусников, пароходов, штурвал, корабельная рында. Многими из материалов этого музея я позволил себе воспользоваться, когда работал над предлагаемыми вниманию читателя эссе.

Итак, по мнению ученых, судоходство зародилось не менее пяти тысяч лет тому назад. С тех пор, как первобытный человек построил свой первый «корабль» - связанный из стволов деревьев плот или долбленый челн, корабли постоянно совершенствовались. С древних времен люди стремились расположить свои жилища ближе к реке или другому водоему, что облегчало их снабжение водой и пищей. Позднее люди научились использовать реку в транспортных целях, и это значительно расширило связи одних поселений с другими. Вначале для передвижения по воде употреблялись бревна и суда из гибких прутьев, сплетенных в форме лодки и обшитых корой. А в ходе дальнейшего развития орудий труда стали строить такие деревянные суда, как челны-однодеревки. В музее есть фото древнего челна, обнаруженного на дне Ладожского озера. Этому челну определен возраст около 5 тысяч лет.

В процессе постройки кораблей всегда применялись гениальные изобретения человечества, такие как топор, парус, якорь, колесо - ведь сам по себе корабль это сложнейшее инженерное сооружение, требующее коллективного труда. Конструкции судов все время совершенствовалась. Для увеличения грузоподъемности стали набивать на челны сверху доски - это популярные в свое время «набойные» суда. С развитием кораблестроения шел переход от индивидуальной постройки к мелкосерийным кораблям, а создание серии однотипных судов требовало уже стапелей и верфей, хотя бы элементарной конструкции, специализации производства.

Когда во второй половине 14 века стала возрождаться торговля с Ближним Востоком, судостроение начало быстрее развиваться и в России.

В 1558году «иностранец» Дженкинсон получил разрешение от российских властей организовать строительство речных судов в Нижнем Новгороде. За 10 лет на его верфи было построено несколько десятков судов. В 1569 году Дженкинсон отправился на судах вниз по Волге, чтобы дойти оттуда до Баку и проникнуть на персидский рынок за восточными товарами. В Каспийском море флот и сам Дженкинсон погибли, а его верфь в Нижнем Новгороде прекратила существование.

 

Спустя аж 65 лет, в 1634 году, первый царь династии Романовых, Михаил Федорович, разрешил Голштинскому герцогству построить 10 транспортных судов для плавания по Каспийскому морю в Персию для закупки шелка. В 1636 году на верфи в Нижнем Новгороде было построено судно "Фридрих". Был это плоскодонный, трехмачтовый парусный корабль В тихую погоду корабль передвигался с помощью 12 пар весел, при ветре - с помощью парусов. В первом же рейс «Фридрих» в Каспийском море затонул в шторм. Каспий не самое бурное море. Раз корабли тонули в первом рейсе, то или иноземные конструкции были плохими, или их верфи - убогими....

 Когда через 35 лет (в 1669 году) в селе Дединове на Оке был спущен на воду первый отечественный 18 пушечный корабль «Орел», а в Нижнем Новгороде были построены яхта с 6 пушками и две шлюпки, имевшие по одной пушке каждая, были надежды на более долговременную службу «Орла» на Каспии. Флотилия из этих судов прошла путь от Нижнего до Астрахани за четыре месяца,.... где и напоролась на «работничков» атамана Стеньки Разина, которые после знаменитого «сарынь на кичку!» захватили все эти суда, «приватизировали» пушки, а флотилию просто спалили.....

И вот, наконец, чуть более трехсот лет назад Россия шагнула от первого отечественного корабля «Орел» к постройке мелкосерийного флота. В Воронеже Петром I создана была первая в нашем отечестве русская верфь для постройки судов река-море. А где наши пращуры, Нижегородцы?