Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Полезные ресурсы
Главная / О нас / Коллегам / Методические пособия / Из опыта работы / Библиотека-центр информационной поддержки молодежи
Библиотека-центр информационной поддержки молодежи
Печать
Библиотека-центр информационной поддержки молодежи
Приложение № 4

 Молодежная субкультура и молодежные движения.

(глава библиографического указателя литературы

«Молодежь России: стратегический ресурс страны или потерянное поколение?»)

Чем масштабнее социальные преобразования,

                                          тем сильнее тенденция к образованию

                                                       неформальных молодежных групп,

                                 продуцированию ими субкультур

                                           и тем вероятнее конфликт поколений,

 когда «дети» отрицают всякие авторитеты.

                                                                                         В.А. Бодахо

КОНТРКУЛЬТУРА  - субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры.

КУЛЬТУРА  - система ценностей, представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности - общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ – форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или классовых культур.

МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА (СУБКУЛЬТУРА) - культурная подсистема внутри базовой культуры общества. Молодежная культура – это собственно система молодежных ценностей, норм  и форм поведения, отношения к моде и т.д.

СУБКУЛЬТУРА  - система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства

СУБКУЛЬТУРНЫЕ СИМВОЛЫ -  признаки принадлежности к определенной группе, отличной от остального общества. Символами субкультуры являются одежда, музыка, манеры поведения или характерный сленг.

ЭКОНОМИКА ТОВАРОВ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ – развитие рынка товаров, специально адресованным юным потребителям как следствие возникновения молодежной культуры.  Экономика товаров для молодежи представлена продуктами индустрий моды, коммуникационных средств, досуга и т.д.

В современных индустриальных обществах молодым людям очень трудно проявить себя, самоутвердиться.  Поиски самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора. Сегодня  молодой человек созревает гораздо раньше, насыщаясь знаниями. Но  положение его в обществе характеризируется тем, что он не может сказать свое взрослое «Я», что связано с отсутствием весомого участия в институтах взрослых. В первую очередь, это связано с длительным периодом овладения профессией. В результате самостоятельность приходит к молодым людям очень поздно: нет профессии и собственного жилья, материально очень многие зависят от родителей.

Безуспешные попытки молодежи интегрироваться в общественные структуры  ставят ее перед необходимостью поиска альтернативных каналов интеграции и выбора между самореализацией в социально – одобряемых формах (учеба, труд) и самоутверждением в рамках молодежной культуры.  Молодежная культура в данном случае выполняет функции социализации молодых людей.

Массовая (обыденная) культура реализуется в образе жизни, который зависит от профессиональных занятий человека, традиций места проживания, социального статуса и т.д. Чаще всего, именно социальный статус задает направленность экономических и познавательных интересов личности: стиль ее досуга, общения, этикета, информационных устремлений, эстетических вкусов, моды, имиджа, образов престижности, представлений о собственном достоинстве и т.д., которые и есть массовая или обыденная культура. Молодое поколение усваивает обыденную культуру стихийно в процессе воспитания и общего образования, общении с родственниками и в своей социальной (молодежной) среде, коллегами по работе и т.д., корректируя ее   по мере изменения социального статуса и социальных контактов. И в процессе вхождения в обыденную культуру общества, человек обязательно включается в одну из социальных субкультур. В нашем случае – молодежную субкультуру.

Роль молодежной субкультуры возрастает тогда, когда основные социальные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, образовательные и культурные учреждения, общественные и религиозные организации, средства массовой информации) пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретение социального статуса, интеграцию молодежи в общество.

Молодые люди воздвигают  границы и обосабливаются от других поколений внешним видом  и понятным только им сленгом, музыкальными пристрастиями, новым способом коммуникации – Интернет, сотовые телефоны, самоорганизациями в рамках субкультур (не всегда одобряемыми в обществе и не редко – деструктивными).

Российская молодежная субкультура формировалась как явление на «эталоне» западных молодежных субкультур и в современном ее состоянии приобрела свои особенности.  Искусственное отчуждения большей части  общества от явления молодежных субкультур привело к тому, что в России нашлись «референтные группы по связям с молодежной общественностью». Криминальный мир, недобросовестные политики, заинтересованные производители молодежных товаров и услуг при помощи СМИ и рекламы легко манипулируют желаниями и потребностями молодых людей, формируют выгодные им стереотипы социального поведения и потребления.

Каждое поколение молодых живет в своем временном отрезке. Каждое молодое поколение меняет структуру социальных связей тем, что высвобождается из «пут» старых связей и создает собственные, в том числе и собственные молодежные субкультуры.  Инновационность любого гражданского общества третьего тысячелетия, а российского – особенно, состоит в стремлении поддерживать связь поколений на основе партнерской заинтересованности. Негативизм, высокомерие, скептицизм и нетерпимость между  поколениями разрушительны для развития.  Взаимоотношения  «старших» и младших» должны строиться на взаимной терпимости, умении сохранять связь времен, не отторгая прошлого (молодыми), но и не пренебрегая новым, как недостойным (старшими). Соответственно – любые формы организации и самоорганизации  молодых поколений в рамках молодежных субкультур должны быть поддержаны обществом и государством, если они не противоречат  действующему законодательству.

Книги

1. Алексеев Н. Каменные джунгли и их жители /Н. Алексеев //Культурология: Хрестоматия для высш. шк. /А.И. Кравченко. – М., 2000. – С.258-265.

В разных странах мира, в разных городах, от Токио до Москвы, от Москвы до Лос-Анджелеса бродят всевозможные «племена».  «У каждого свои наряды, обычаи, непонятный язык, загадочная письменность. Кто-то с кем-то враждует, заключает союзы – либо делает вид, что не замечает происходящего рядом». О молодежных движениях («молодежных племенах») – исчезнувших, представителей которых уже не встретишь на улицах городов и сегодняшних, которые   «отпочковались» от старых и уже исчезают - рассказывает автор статьи.

2. Андрееева И.Н. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей /И.Н. Андреева, Н.Я. Голубкова, Л.Г. Новикова //Культурология: Хрестоматия для высш. шк. /А.И. Кравченко. – М.,2000. – С.265-275.

Авторы считают, что первыми представителями отечественной молодежной субкультуры были наши «стиляги» начала 60-х  - молодые люди, внешний вид и поведение которых были призваны подчеркнуть их непохожесть на других.  «Десталинизация» общественного сознания изменили условия социализации молодежи тех лет, сблизив их с аналогичными процессами, происходившими в развитых западных странах. И «хотя условия социализации современной молодежи существенно изменились, механизмы этого процесса, выработанные административной системой, остались прежними». Каждое новое поколение должно, по возможности – безболезненно, вписаться в общественные институты, ключевые места в которых заняты представителями старшего поколения. Поэтому все возможные варианты своего  будущего социального поведения (некоторые из которых еще не одобрены обществом) молодежь должна проиграть на модельном уровне своей субкультуры. «Старшие поколения не ограничивают этих поисков, контролируя лишь «конечный результат» и пресекая те формы, которые угрожают обществу».

3. Василькова Ю.В. Социальному педагогу о «неформалах» // Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие /Василькова Ю.В., Василькова Т.А. – М., 2001. – Лекция 20. – С. 364-369.

Зарубежные неформальные молодежные группы: история. Российские неформальные молодежные группы: специфика. «Кто есть кто?» в российском молодежном движении.

4. Гуревич П.С. Важнейшие характеристики субкультуры тинэйджеров /П.С. Гуревич //Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс: Учеб. пособие. – М., 2001. – Гл.49. – С.182-186.

Молодежная субкультура: краткая история, характеристика, тенденции.

5. Капанадзе Л. Не возникай /Л.Кампанадзе //Энциклопедия для детей: Т.10: Языкознание. Русский язык. – М., 2001. – С.499.

Молодежный жаргон часто называют сленгом («slanq» - англ.) или арго («ardot» - франц.). Он подобен его носителям – резкий, громкий, дерзкий.

6. Крысин Л. Молодежный жаргон /Л Крысин //Энциклопедия для детей: Т.10: Языкознание. Русский язык. – М.,2001. – С.677.

Молодежный жаргон – особая форма языка. Яркая особенность молодежного жаргона – его быстрая обновляемость. Во времена молодости бабушек и дедушек деньги назывались «тугрики», «рупии», во времена родителей – «монеты», «мани», у теперешней молодежи  в ходу – «бабки», «баксы».

7. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в Татарстане /С.А. Сергеев //Культурология: Хрестоматия для высш. школы /А.И. Кравченко. – М.,2000. – С.394-404.

Автор дает свою типологию  классификации молодежных субкультур:

-         романтико - эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, байкеры),

-         гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

-         криминальные («гопники», «люберы»),

-         агархо-нигиналистическими (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и правого» толков, которые также можно назвать радикально-деструктивные.

8. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции /А.Я. Флиер //Культурология: Хрестоматия для высш шк. /А.И. Кравченко. – М., 2000. – С.242-249.

Массовая культура порождается объективными процессами модернизации общества, когда социализирующая функция традиционной культуры утрачивает свою эффективность. В этом случае массовая культура принимает на себя функции первичной социализации. По сути дела массовая культура – вариант обыденной культуры городского населения. Современный человек, даже очень образованный,  компетентен только в узко - профессиональной сфере, и в быту предпочитает пользоваться печатными, электронными и другими техническими источниками информации. «Можно ли научить все человечество читать Шекспира в подлиннике, как это сделать, как стимулировать его потребность в этом, и – главное – нужно ли это вообще? Вопрос непростой. Массовая культура не является ответом на него. Она лишь заполняет лакуну, образуемую отсутствием какого-либо ответа» - считает автор.

Статьи

1. Александров С. Наци в городе /С. Александров //Профиль. – 2001. - №42. – С.20-24.

Субкультура снинхедов – это самое опасное, что мы импортировали с Запада. Примитивная и очень агрессивная субкультура социальных аутсайдеров, основанная не на спорте и не на музыке, а на идеологии – одновременно антибуржуазной и расистской – легко прижилась на российской почве.

2. Баркова А.Л. Толкиенисты. Архаическая субкультура в современном городе /А.Л. Баркова //Человек. – 2003. - №5. – С.58-74.

Персонажи книг английского писателя Дж. Р.Р. Толкиена: эльфы, гномы, хоббиты, драконы, орки  имеют массу поклонников в нашей стране, что привело к возникновению субкультуры толкиенистов. Уже несколько десятилетий психически здоровые люди утверждают, что они являются одновременно и собой, и некой личностью из Средиземноморья. Социальный и интеллектуальный статус таких людей достаточно высок: практически все имеют высшее образование (студенчество – основная «питательная среда»). Они прекрасно реализуют себя в профессиональной сфере: работа многих из них связана с научной или иной интеллектуальной сферой,  в последние годы самой распространенной профессией среди них стало программирование.

3. Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера /И.А. Бутенко //Социс. – 2001. - №1. – С.84-91.

Читатели или пользователи? Книжная или «электронная» культура? Какое место книга и компьютер занимают в жизни современных подростков?

4. Воронов В. Что нужно знать о молодежной субкультуре? /В. Воронов / /Воспитание школьников. – 2001. - №4. – С.20-25; №5. – С.23-27.

Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные молодежные объединения – своеобразная форма общения и жизни групп или компаний подростков, молодежи, объединенных общими интересами, ценностями и симпатиями. О них и рассказывается в статье.

5. Гаврилюк В.В. Маскулинность в социализации городских подростков /В.В. Гаврилюк //Социс. – 2004. - №3. – С.98-104.

«Маскулинный» -от латинского masculinus – мужской. Анализ результатов опроса 16 - 17-летних подростков о качествах настоящего мужчины (Тюмень, 2002 г.) позволил автору выделить четыре группы маскулинной субкультуры: «классический мачизм», «свобода без ответственности», «крайний индивидуализм», «интоллерантность и агрессия».

6. Грачев М. Сленг компьютерщиков /М.Грачев //Интернет - Лоцман. – 2003. - №9. – С.16-17.

Большинство компьютерных жаргонов создано молодежью. Автор - профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой Нижегородского государственного лингвистического университета, считает, что внутренний протест против американизации русской речи является одной из причин молодежных сленгизмов: пентюх – компьютер Pentium, мыло, емеля – e-mail и т.д.

7. Грачев М. Юзеры, хакеры и другие… разновидности компьютерного сленга /М. Грачев // Интернет – Лоцман. – 2003. – №11. – С.24-25.

Жаргон компьютерщиков переходит в повседневную молодежную лексику и активно используется в общенародном языке.

8. Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка /Д.В. Григорьев //Педагогика. – 2000. - №7. – С.42-47.

Для многих современных подростков субкультура является пространством, а соответствующее ей сообщество (тусовка) – средой обитания и позиция воспитателя как взрослого должна основываться на правиле «трех  П»: понимание, принятие и признание.

9. Дорофеева З.Е. Игрушки в жизни студента /З.Е. Дорофеева, Ю.В. Сазонова //Социс. – 2002. -№6. – С.143-146.

Как объяснить тот факт, что в комнатах студенток часто можно увидеть игрушки? Почему молодые люди дарят своим девушкам игрушки, в машинах вешают талисманы? Что это мода, часть интерьера, молодежная культура ли что-то иное – попытались ответить авторы статьи.

10. Журавлева И.В. Религиозность российских и финских подростков /И.В. Журавлева, З.И. Пейкова //Социс. -  1998. - №10. – С.136-142.

Уровень и специфика  религиозности подростков: результаты международного исследования.

11. Захаров М. Комсомол под майонезом /М. Захаров //Профиль. – 2004. - №7. – С.14-17.

Статья дает представление о леворадикальных молодежных организациях:

-         Революционный комсомол (большевиков) /РКСМ(б)/ - молодежное крыло Российской коммунистической рабочей партии В. Тюлькина

-         Авангард красной молодежи /АКМ/ - молодежное крыло Трудовой России  В. Ампилова

-         Национал – большевистская партия Э. Лимонова.

12. Звонарев Ю. Пиво и арматура /Ю. Звонарев //Профиль. – 2004. - №15 (апр.). – С.22-25.

Всем понятно, что страну бритоголовые не украшают. Но их активно используют политические игроки. « Скинхеды незаменимы, если требуется провести дешевую политическую «спецоперацию». Особых затрат не требуется. Достаточно договориться с их вожаками, указать цель и обеспечить запас пива и нарезанной на куски арматуры».

13. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации /О.И. Карпухин//Социс. – 1998. - №12. – С.89-100.

Массовая культура «не хуже и не лучше элитарной культуры». Это «другая» культура, в основе которой  «не столько освоение, сколько потребление духовных ценностей». С какой из культур идентифицирует себя современная молодежь?

14. Кокшенева К. Нравственный мир: есть ли в нем место юношеству /К. Кокшенева //Российская Федерация сегодня. – 2004. -№13 (июль). – С.50-51.

Автор – кандидат искусствоведения, доктор филологических наук, основываясь на своем знании молодежной аудитории, говорит о том, что «не сама молодежь формирует свой облик в культуре. Она становится заложницей «продвинутых групп влияния», которые распространяют свои новые нормы грязной эстетики на молодежную среду».

15. Красновский Л. Учитель и музыкальные пристрастия молодежи /Л. Красновский //Воспитание школьников. – 2003. - №10. – С.27-32.

Музыкальные вкусы молодых. Должны ли учителя, родители знать рок-группы и  рок-музыку?

16. Краснов М. Пока мы не народ, а население: [Беседа с доктором юрид. наук М. Красновым /Беседовала Г. Замятина] /М. Краснов //Эхо планеты. – 2001. - №49. – С.5-11. – Содерж.: Бритые бриты и их последователи /А.Качалин. Эффект бумеранга /В. Абросимов.

Доктор юридических наук и обозреватели журнала о национализме и ксенофобии. Скинхеды в Англии, Германии и России.

17. Крекотнев А. СМИ как опиум для молодежи /А. Крекотнев //Диалог. – 2004. - №4-5. – С.18-22.

Современная молодежная субкультура развивается под массированным воздействием СМИ. Автор считает, что это воздействие носит в основном негативный, деструктивный характер.

18. Левикова С.И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры /С.И. Левикова //ОНС. – 2001. – С.178-188.

90-е годы XX века ознаменовались появлением так называемого «Поколения X». Чем оно отличается от предшествующих молодежных поколений? Современное молодежь совершает технологическую революцию и держит в своих руках управление новой электронной эрой. Свидетельство тому – Интернет.

19. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи /А.Л. Маршак //Социс. – 1998. – 312. – С.94-96.

Культурные потребности молодежи, досуговые предпочтения: анализ опросов 1987, 1995, 1997 гг.

20. Медведева И. Порча образа /И. Медведева, Т. Шишова //Воспитание школьников. – 2004. - №3. – С.61-65.

Кто  диктует  и  как внедряется современная молодежная мода и стиль поведения?

21. Мельникова М. Путь в страну «Фэнтази» /М. Мельникова //Смена. – 2003. - №1. – С.50-55.

В 1989 г. состоялось первое толкиенистское «мероприятие» - хоббитские игрища и в России стало складываться  движение толкиенистов. Автор размышляет «что это»: молодежная тусовка, уход от реальности, философия?

22. Мурашов А. Жаргон: преодолеть – изучая /А. Мурашов //Народное образование. – 2001. - №1. – С.179-186.

У каждого времени свой жаргон. Речь подростков и юношества сегодня настолько засорена жаргонизмами, что педагогу нужно продумывать воспитательную стратегию преодоления этой тенденции. Автор, доктор педагогических наук, утверждает, что взрослым необходимо знать молодежный жаргон и входить в молодежную среду с ее языком. Умение пользоваться молодежным сленгом позволяет пародировать и вышучивать его,  лишать ореола «тайного языка».

23. Петров Ю. П. Проблема интеллигентности в понимании студентов/Ю.П. Петров //Социс. – 2001. – №2. – С.62-66

 В ходе исследование опрашиваемые определяли качества интеллигентности по трем блокам-признакам:

- внешние качества (этикет, одежда, элегантность, кругозор и т.д.),

- нравственные основы общения (коммуникабельность, толерантность, умение владеть собой),

- этические качества (сопереживание, совестливость, ответственность).

24. Пятаков Е. В чужой монастырь: Очерк школьного психолога /Е. Пятаков //Народное образование. – 2003. - №9. – С.197-206.

Представители самых разных направлений неформальной молодежной субкультуры, от хиппи до скинхедов (бритоголовых), от футбольных фанатов до толкиенистов, при всем их внешнем многообразии имеют нечто общее – многие из них часто вступают в конфликты со старшим поколением с официальными государственными органами именно из-за особенностей своей внешности и  поведения. Школьный психолог советует как разрешить конфликтные ситуации и найти компромисс.

25. Пятаков Е. Почему взрослые не одобряют некоторые особенности молодежной моды /Е. Пятаков //Воспитание школьников. – 2003. - №1. – С.45-51.

Молодежная субкультура.

26. Решенников О. Что скрывается за сленгом 14 - 16-летних /О. Решенников //Воспитание школьников. – 2004. - №4. – С.16-21.

Очень часто поведение и сленг старшеклассников – маска и если попытаться понять, что скрывается под ней, то можно разобраться в истинных потребностях современного подростка.

27. Сборов А. Майка, пейджер, Кей-Джи-Би /А.Сборов, Г. Пьяных //Комерсант. Власть. – 2001. - №19. – С.9-12.

Молодежное движение «Идущие вместе». Молодежную политическую организацию, созданную в 2001 г., называют «путинским2 комсомолом. Как и зачем создавалась эта организация, кто ей руководит и кто ее финансирует? -попытались выяснить авторы.

28. Скородумова О.Б. Хакеры как феномен информационного пространства /О.Б. Стародумова //Социс. – 2004. - №2. – С.70-79.

Эксперты МВД России считают, что «хакеры – это не преступники, хакеры в большинстве талантливые ребята, а преступники те, кто вовлекает их в совершение преступлений». Статье дает представление о хакерской субкультуре, ее истоках, тенденциях развития, национальных традициях в ней. Автор говорит о необходимости принятия государственных мер для создания условий для творческой деятельности молодежи, недопущения вовлечения ее в криминальные структуры.

29. Скороходов В.В. Боевые искусства Востока как досуговый интерес молодежи /В.В. Скороходов //Социс. – 2000. - №3. – С.129-131.

Массовое увлечение молодежи традициями боевых искусств Востока нельзя назвать молодежной субкультурой. Тем не менее,  это явление в досуговом пространстве российской молодежи должно быть изучено и использовано как средство поликультурного воспитания.

30. Старостенко Г. Вирус пошлости бродит по стране /Г. Старостенко //Российская Федерация сегодня. – 2004. – №14 (июль). – С.76.

В статье поднимается проблема «криминальной моды», охватившей мужское население страны, прежде всего – молодое население. Отличительными чертами ее являются: короткая стрижка «под нуль», тяжелый взгляд исподлобья. Никого уже не удивляет «зэковский» жаргон разговорной речи. Никого уже не раздражает блатной шансон на телевидении и радиостанциях, на улицах городов России.

31. Тарасов А. Бритоголовые: новая протофашистская молодежная субкультура в России /А. Тарасов //Дружба народов. – 2000. - №2. – С.130-150.

В публикации прослеживается путь российских скинхедов с начала 90-х по 1999 гг. По мнению автора – сотрудника Центра новой социологии и изучения практической политики, профессионально занимающегося проблемами молодежи - в конце XX века политикой в России активно интересуются  меньше четырех процентов молодежи. Из них больше половины симпатизируют именно фашизму и российские власти могут дождаться того, что «вся наша молодежь разделится на аполитичное и апатичное наркотизирующее большинство, с одной стороны, и на политически активное фашиствующее меньшинство – с другой».

32. Тарасов А. О молодежи в жанре доноса /А.  Тарасов //Свободная мысль – XXI. – 2003. - №3. – С.65-85.

Полемика с коллективом  авторов книги «Неформальные объединения молодежи» /А.А. Кутьина, Г.А. Лукс, АА. Матвеева/,  изданной в Самаре в 2002 г.  По мнению А. Тарасова - авторы неправомерно используют термин «неформальные объединения молодежи», не компетентны  в молодежных субкультурах, дискредитируют оппозиционные молодежные объединения и т. д. 

33. Тарасов А. Порождение реформ: бритоголовые, они же скинхеды: Новая фашистская молодежная субкультура в России /А. Тарасов //Свободная мысль - XXI. – 2000. - №4. – С.40-53; №5. – С.39-56.

Скинхеды, как и другие молодежные субкультуры (хиппи, панки, байкеры, трешеры, «кислотники» и т.д.) пришли в Россию с Запада. В Англии, на Родине скинхедов, о них написано сотни три книг и тысячи статей. В статье всесторонне рассматривается  российская наци-скин-субкультура.

34. Тарасов А. Тащить и не пускать. Кремль наконец-то выработал молодежную политику /А. Тарасов //Свободная мысль – XXI. – 2001. - №11. – С.82-92.

Статья дает представление о движениях, организациях и объединениях на российской  молодежной политической сцене: «Идущие вместе», бюрократы, скинхеды, РПЦ, молодые казаки и т.д.  Автор выражает свою точку зрения об отношении власти к политической молодежи: «Сегодня Кремль точно знает, что, где происходит и как к этому относиться. Одних – «Бюрократов» - можно не замечать (пусть себе растут); других – «скинов» и «казаков» – нужно поощрять (патриоты);  третьих – «Идущих» - надо строить и направлять».

35. Тарасов А. Экстремисты по вызову /А. Тарасов //Свободная Мысль – XXI. – 2003. -№7. – С.63-75.

На протяжении нескольких лет автор серьезно изучает российскую «скин-тусовку». Публикуемый материал интересен тем, что дает представление из каких слоев общества в первую очередь рекрутируются  скинхеды.

36. Трофимов А. Будущее наци /А. Трофимов //Профиль. – 2004. – 15 (апр.). – С.18-22.

Неонацисты «выросли» из молодежной субкультуры и становятся реальной политической силой. На учет в МВД России состоят 453  националистические группировки общей численностью около 20 тыс. человек и 453 лидеров этих группировок.

37. Чудинова В. Что читают современные подростки /В. Чудинова, Е. Голубева //Воспитание школьников. – 2004. - №4. – С.38-44.

В статье содержится картина детского чтения в сегодняшней России, которая отражает реальные процессы и тенденции. Опираясь на результаты исследований, проведенных в последние годы Российской государственной детской библиотекой, авторы говорят о серьезных переменах в чтении детей и подростков.

38. Шмелев А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России /А.А. Шмелев //Социс. – 1998. - №8. – С.103-109.

Студент Российского гуманитарного движения, рассказывает о составе, жаргоне и идеологии молодежных культурных движений: хиппи, толкиенисты и другие любители ролевых игр, панки, байкеры, «алисоманы» и «киноманы , (поклонники музыкальных групп 90-х «Алиса» и «Кино»). Автор дает  свою классификацию молодежных общественных движений: «покрышные» движения, являющиеся молодежными филиалами некоторых российских партий и движений;  досуговые движения, объединяющие представителей творческих клубов; лево-радикальные организации (анархисты, «лимоновцы») и т.д. Не претендуя на полноту картины молодежных движений, автор утверждает, что  в стране нет ни одного молодежного движения, способного «заполнить политический и культурный вакуум» и обеспечить преемственность поколений.

39. Щеглова С.Н. «Своя»  комната как артефакт молодежной субкультуры /С.Н. Щеглова//Социс. – 2003. - №3. – С.119-122.

Молодежное сообщество отгораживается от других многими символическими границами:  одеждой,  прической, украшениями;  музыкальными пристрастиями и проведением досуга… Какое место занимает в этом ряду «собственная комната» горожан молодежного возраста?

40. Щенникова Л.С.  Духовные ориентиры псковских студентов /Л.С. Щенникова //Социс. – 1999. - №8. – С.98-100.

Опрос студентов: отношение к традиционной культуре,  роль и место массовой и молодежной субкультуры, религиозность, отношение к СМИ.

41. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия /Е.В. Якушина //Педагогика. – 2001. – С.55-60.

Каким образом и с какой целью подростки используют Интернет?  Как учителя и родителя должны корректировать подростковый интерес, чтобы доступ в Сеть принес пользу?