Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Полезные ресурсы
Главная / О нас / Коллегам / Методические пособия / Из опыта работы / Библиотека-центр информационной поддержки молодежи
Библиотека-центр информационной поддержки молодежи
Печать
Библиотека-центр информационной поддержки молодежи
Библиотека и педгимназия:  ориентиры сотрудничества

Л.Б. Колпакова, зав. библиотекой-филиалом им. Н.В. Гоголя

Филиал имени Н.В. Гоголя обслуживает население микрорайона поселка «Светлоярский», на территории которого расположены школы №26 и №76, а также Нижегородская педагогическая гимназия. С 1995 года мы активно сотрудничаем с данными учебными заведениями, однако сегодня я остановлюсь на корпоративной работе библиотеки и педгимназии по теме «В помощь школьной программе».

Нижегородская педагогическая гимназия – одно из первых инновационных образовательных учреждений Нижнего Новгорода, лауреат международного конкурса «Красивая школа XXI века». В гуманизации образования гимназия признана федеральной и региональной экспериментальной площадкой.

Сегодня педгимназия – это уроки мировой художественной культуры, хореографии и пластики, логики и культуры общения, древних языков и компьютерных технологий. Гимназия – это сотрудничество с учебными заведениями США, Германии, Франции, Болгарии, с ведущими вузами Н. Новгорода, его культурными учреждениями и, что особенно приятно, с библиотекой им. Гоголя. Естественно, что совместная деятельность с такой школой на только почетна, но и накладывает определенные обязательства, побуждает коллектив к наиболее полному раскрытию своего творческого потенциала.

В работе по заявленной теме – «В помощь школьной программе» мы помогаем гимназистам в изучении таких предметов, как литература, психология, этика, история, экология, являющимися первоочередными предметами общечеловеческой культуры. За девять лет сотрудничества библиотекарями проведено большое число массовых мероприятий, темы которых затрагивали вопросы культуры и искусства, истории родного края и развития цивилизаций, науки и спорта, жизни молодежи в современном обществе и т.д.

Одной из распространенных форм нашей работы является совместное проведение уроков внеклассного чтения, эффект от которых возрастает многократно, если биографию писателя, малоизвестные факты из его жизни рассказывает библиотекарь, а само произведение детально разбирает учитель. Такие совместные уроки были проведены в помощь урокам литературы и посвящались они творчеству:

-                                                  Н.В. Гоголя – «Одинокий Гоголь»;

-                                                  А.С. Пушкина – «Одно детство – два начала», «Гений одиночества», «Все дуэли Пушкина»;

-                                                  Ф.М. Достоевского «Самый трудный в мире классик»;

-                                                  Дж. Байрона – «Лорд Байрон и его женщины».

Кроме того, в помощь урокам литературы нами разработана и претворяется в жизнь программа «Н.В. Гоголь: загадка третьего тысячелетия», рассчитанная на восемь лет. Завершающим этапом в реализации этой программы явится работа библиотеки в 2009 году к 200-летнему юбилею великого русского писателя.

Способствуя более глубокому  и серьезному подходу в изучении истории России, мы провели для учащихся педгимназии целый ряд массовых мероприятий, среди которых хочется выделить последние два: час интересного сообщения «История пропавшей библиотеки Ивана Грозного», являющейся величайшей культурной ценностью мирового значения, и презентация книги П.А. Кошеля «История российского терроризма». Во время презентации гимназисты узнали о непростой системе наказаний, существовавших в России в разные века, о зарождении и действии террора на русской земле.  В заключение учащиеся высказали свое отношение к современному терроризму.

Реалиями нашей жизни являются изменения, происходящие в сознании подрастающего поколения, поиски молодежи своего места в современном обществе. Хорошим подспорьем для гимназистов, сталкивающихся на пороге самостоятельной жизни со множеством проблем, являются уроки ОБЖ. В помощь этим урокам мы провели перекресток мнений «Как найти свое место в жизни» (2003 г.), круглый стол «Наркотики со всех сторон» (2004 г.В подготовке и проведении круглого стола гимназисты приняли самое активное участие. Каждый из учащихся являлся представителем определенной профессии: юристом, врачом – наркологом, химиком, искусствоведом, инспектором по делам несовершеннолетних, актером, эстрадным певцом, наконец, самим наркоманом, и уже от их лица вел разговор на заданную тему. Программа круглого стола была составлена как чередование сообщений, основанных на данных науки, с рассказами и демонстрацией житейских ситуаций (видеофильм) и историческим экскурсом в далекое прошлое, когда впервые начали использовать наркотики.

В подготовительный период библиотекарями было проведено  анкетирование «Молодежь и наркотики» и выпущено пресс-досье о проблемах наркомании «Путевка в ад». В работе круглого стола приняли участие два десятых класса педгимназии. Получился разговор на равных, во время которого мы смогли дать возможность каждому из участников не только высказаться самому, но и услышать других.

Являясь школой практического гуманизма, педгимназия отводит особую роль в своей работе этическому и эстетическому воспитанию, культуре общения. Ряд уроков, включенных в общеобразовательную программу гимназии, так и называются: уроки этики, эстетики, культуры общения, мировой художественной культуры. В помощь этим урокам библиотекари провели презентацию энциклопедии «Культура: развлечения, одежда, спорт», прошедшую в рамках районного месячника «Диалог между цивилизациями». Учащиеся получили большой объем познавательной информации о культуре народов мира. В раскрытии каждой главы книги гимназисты принимали непосредственное участие. Занятие получилось ярким, интересным, насыщенным, с целом рядом необычных музыкально-поэтических заставок. Не остались безучастными старшеклассники и при обсуждении вопросов о взаимоотношении подростков  (открытый микрофон «Прошу слова»); о сущности человеческой психики, о положении гениев в обществе (психологический  урок «Я знаю все, но только не себя», ретро-турне «Наперекор судьбе»).

В особый ряд можно выделить мероприятия в помощь урокам по краеведению. К ним мы готовимся с особой тщательностью: пытаясь дать более достоверную информацию учащимся о событиях и людях Нижегородского края, внимательно изучаем свои краеведческие фонды, тематические папки и картотеки, используем книги из  ЦРБ. В результате такой кропотливой работы удачно прошли час пик с нижегородским ученым-физиком В.М. Плечковым, фотовернисаж «Нижний глазами М.П. Дмитриева», исторические миниатюры «Спасая землю русскую» (о нижегородском ополчении), пресс-обозрение «Литературный Нижний».

Гимназия живет сегодня в международном образовательном пространстве. Лучше сориентироваться в нем помогают гимназистам и наши Дни информации. Один из них так и называется «Время выбирать будущее». Это комплексное мероприятие вместило в себя большой объем информации по вопросам современного образования и карьерного роста.

Вся работа с педгимназией строится, безусловно, в соответствии с общими требованиями библиотечного обслуживания. Поэтому, кроме проведения многочисленных массовых мероприятий, мы не забываем и о других направлениях работы: библиотечные уроки («Учимся конспектировать», «Сочинения на отлично», «Как составлять тезисы и рефераты»); социологические исследования (анкетирование «Молодежь о времени и о себе», блиц-опрос «Я и Интернет», интервьюирование «Твой молодой лидер»); групповое информирование гимназистов-старшеклассников, оформление книжных выставок, цель которых – заинтересовать учащихся и вызвать у них желание поставить дома на полку рядом с учебниками книги, помогающие постигать школьные предметы.

Конечно же, гимназия – школа необычная. Работать с ней одновременно и легко, и сложно. Легко потому, что гимназисты, как правило, ребята любознательные, они с удовольствием подключаются к проведению массовых мероприятий, активно в них участвуют. А сложность заключается в том, что качество каждого мероприятия должно быть очень высоким, исходя из подготовки самих учащихся. Однако, эти обстоятельства не помешали нам качественно и плодотворно сотрудничать с гимназией в течение девяти лет. И есть все основания надеяться на дальнейшую совместную работу.