Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Полезные ресурсы
Главная / О нас / Коллегам / Методические пособия / Из опыта работы / Библиотека-центр информационной поддержки молодежи
Библиотека-центр информационной поддержки молодежи
Печать
Библиотека-центр информационной поддержки молодежи
Информационно-библиографическая поддержка образования, самообразования, профессионального самоопределения и воспитание информационной культуры  молодежи

(Т.В. Виноградова, заведующая информационно-библиографическим отделом )

Внедрение передовых информационных технологий в повседневную библиотечную жизнь и  компьютеризация рабочих мест библиотекарей и библиографов  сопровождается расширением  информационных ресурсов библиотеки.   Этот факт  позволяет нам  совершенствовать  традиционные и развивать  новые формы и   направления библиографического  обслуживания всех пользователей ЦРБ им.1 Мая,  в том числе и молодежи.

1. Одним   из самых важных участков индивидуальной работы с молодежью является справочно-библиографическое обслуживание. Справки, выполненные по запросам молодежи, составляют 70-73 %    от их общего количества. Причем, большинство молодых читателей обращаются  в нашу  библиотеку  в поисках информации по гуманитарным дисциплинам: экономике, праву, социологии, статистике, истории, философии, педагогике, психологии и  культурологии.

Следует  отметить, что справочно-библиографическое обслуживание молодежи в современных условиях представляет собой   сложный процесс, требующий от дежурного библиографа-консультанта не только  профессиональных знаний,  широкой эрудиции, но и хорошего владения компьютерными технологиями.

С каждым годом удовлетворение читательских образовательных  запросов становится все труднее и занимает все большую часть рабочего времени библиографов.  Это связано не только и не столько с трудностями в комплектовании библиотечных фондов и  несовершенством ББК. С возникновением новых направлений  в деятельности человека,  новых специальностей  и,  как следствие, новых учебных дисциплин  в школе и вузе информационные потребности учащейся молодежи постоянно расширяются,  и количество  справок, требующих сложного библиографического поиска, увеличивается.  В то же  время, общаясь с молодыми читателями, мы с грустью отмечаем, что  уровень знаний школьников и студентов падает,  некоторые из них не могут даже четко сформулировать тему своего запроса.

В этом  году библиографам пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти информацию по таким запросам студентов и школьников:

 - Кто был воеводой строительной дружины, возводившей Новгород Понизовский?;

 - Словесные «ляпы» в речи российских политиков;

 - Кто такой дуайен и кто является дуайеном  в России?;                               

 - Психологический портрет личности преступника;

 - Творчество и личность А.С.Пушкина в русской философской критике;

 - Почему марксизм имел такое широкое распространение в России, а в развитых капиталистических странах нет? 

Другим аспектом проблемы усложнения библиографического поиска  является то, что учителя, давая задания старшеклассникам, часто плохо представляют, есть ли вообще в фондах библиотеки  литература по той  или иной  теме. Наглядными примерами могут служить подобные запросы школьников: 

 - применение радиоактивных изотопов в сельском хозяйстве; 

 - экологические проблемы Аравийского полуострова;

 - основные отделы  налоговой инспекции и их функции.

По запросам учащихся и студентов библиографы   составляют  библиографические  списки к рефератам, докладам, курсовым и дипломным работам. Так, в этом году нами были составлены списки на темы: «Лидерство в организации», «Невербальное общение», «Международная миграция капитала», «Педагогическое мастерство», «История ленд-лиза». «Молодежная субкультура», «Воспитание характера» и др. 

В последнее время  в  справочно-библиографическом  обслуживании молодежи активно используется не только традиционный  справочно-библиографический аппарат, но и современные информационные ресурсы: Интернет  и  электронные базы данных. Так, в случае отсутствия или недостаточности предоставленной информации по   тематическому   запросу студента или школьника, дежурный библиограф  обязательно предлагает  им   воспользоваться услугами Интернет-зала. Таким образом, например, были полностью удовлетворены запросы на темы:   «Дуэльный кодекс»,   «Обеспечение экологической безопасности на предприятии НОРСИ», «Языки декларативного программирования» и  многие другие.

 Формирование электронных баз данных было начато   в нашей библиотеке в январе 2002 года: специалисты отдела  комплектования и обработки приступили к созданию электронного каталога, а библиографы,  соответственно,  - электронной картотеки статей. На 1 сентября 2004 года в  электронный каталог внесено почти 7 тыс.  записей,   электронная картотека  статей насчитывает  11109 записей. С января 2004 года электронный каталог и электронная картотека статей стали доступны для всех пользователей библиотеки. Поиск информации с  помощью этих баз данных осуществляет дежурный библиограф-консультант в зале каталогов.  За 9 месяцев с помощью этих баз  было выполнено 285 справок  для юношей и девушек в помощь их образованию и самообразованию.

В последние годы среди молодежной аудитории  ЦРБ им.1 Мая заметно возросло количество студентов правовых и экономических техникумов и  вузов, а,   следовательно, значительно повысились   потребности этой части пользователей    в правовой информации. Учитывая это обстоятельство, в январе   2002 года   на компьютере дежурного библиографа-консультанта была установлена система «Консультант Плюс»,   а в  мае  2004 года - система «Гарант».  Новый вид справочно-библиографического обслуживания оказался очень   востребованным  у читателей, в том числе и молодежи.   На эту группу по нашим подсчетам в год в среднем приходится более   1/3 всего массива документов, найденных с помощью справочно-правовых систем.

Справочно-библиографическое обслуживание молодежи

На диаграмме можно проследить  две  тенденции в справочно-библиографическом обслуживании молодежи в ЦРБ им.1 Мая за последние 3 года.    Во-первых,  это ежегодный прирост общего количества справок,  выполненных по запросам молодежи:  от 1056  - в 2002 году, до  2392 - за 9 месяцев 2004 года.  Во-вторых, это  увеличение количества справок, выполненных   с помощью электронных носителей по отношению к справкам, выполненным с помощью традиционного СБА: если в   2002 году это соотношение составило  10,6%  против 89,4%, то за 9 месяцев 2004 года   -  уже 27,6%  против 72,4%.

Год

Общее количество справок по запросам молодежи

Выполнены

С помощью традиционного СБА

Выполнены

с помощью электронных баз данных

СПС

ЭК и ЭКС

2002

1056

945   (87,6%)

111(10,6%)

111 (10,6%)

-

2003

1446

1061 (73,4%)

385(26,6%)

385 (26,6%)

-

9 мес. 2004

2392

1732(72,4%)

660(27,6%)

375

285

2. Вторым направлением   библиографического обслуживания молодежи в ЦРБ им.1 Мая является библиографическое информирование.

Оно  осуществляется совместно информационно-библиографическим отделом и отделом обслуживания и  включает в себя    самые разнообразные формы работы.

         Так, на юношеском абонементе из года в год ежемесячно ведется   индивидуальное информирование старшеклассников школ Сормовского района о поступлении  новых учебных, учебно-методических и научно-популярных изданий в помощь школьной программе, а также о свежих номерах научно-познавательных журналов  «Родина», «Литература в школе», «Наука и религия»,  «Наука и жизнь», «Вокруг света» и других.  Ведется учет выданной литературы. Так,  в  первой половине 2004 года абонентам  было послано 150 информаций и  выдано  131  издание.

         Библиотекарями  абонемента для старшеклассников   составлено   5   информационных списков    новых книг  в помощь школьной программе на следующие темы: 

         «История двух тысячелетий»,

         «Удивительное – рядом»,

«Изучающим историю России»,

 «Книги серии «Домашний репетитор»,

 «Моя российская история».

Одной  из самых популярных и действенных форм библиографического информирования молодежи являются тематические Дни информации.  При определении тематики этих комплексных мероприятий мы стараемся  выйти за рамки школьной программы, привлечь внимание старшеклассников к наиболее актуальным вопросам современности  и представить литературу по теме  Дней  с наибольшей полнотой –  как  по содержанию, так и по видам изданий.  

Так, например, после объявления  ЮНЕСКО 10-летия культуры мира, мы откликнулись на это начинание Днем информации «Человек. Общество. Цивилизация». Акцент в этом мероприятии  был сделан  на литературе, раскрывающей проблему противостояния Западной и Восточной цивилизации  на примере двух стран -  Ирана и  России.  Состоялась  презентация тематического номера   журнала «Наука и религия», целиком посвященного Ирану, а  одна из наших коллег поделилась с ребятами  своими впечатлениями от  поездки  в эту  сказочную страну. С интересом прослушали учащиеся  библиографический обзор журнальных публикаций  о необъятной и загадочной русской душе под названием  «Русские… Какие мы?», а в заключение мероприятия старшеклассники очень активно отвечали на вопросы  викторины «История мировых  цивилизаций».   

Среди самых насущных проблем, стоящих сегодня перед современным обществом – проблема защиты нашего молодого поколения от наркомании. Нашим скромным вкладом в борьбу с этим всемирным  злом стало проведение Дня  информации «Наркомания – глобальная проблема человечества».  В программу Дня были включены: обзор  литературы  у  книжной выставки  «Ловушка для человека разумного», беседа-предостережение  участкового  инспектора по делам несовершеннолетних Сормовского района, информдайджест «О наркотиках без истерики» и мини-презентация  библиографического  списка-предупреждения для подростков «Наркомания – знак беды».

Профориентация всегда   была одним из приоритетных направлений в работе библиотек с молодежью.  В 2003 году для старшеклассников школ Сормовского района во всех   взрослых библиотеках ЦБС  прошел  единый  День информации «Время выбирать будущее». В ЦРБ им. 1 Мая библиографы представили юношам и девушкам библиографический обзор по материалам выставки-панорамы «Время выбирать будущее»,  образовательный экскурс «Юноше, обдумывающему житьё…», библиодосье «Редкие профессии», пресс-экспресс по газете  «Биржа плюс Карьера» и встреча с профессионалом  - психологом ресурсного центра занятости.

Все чаще мы в своей работе используем такую форму информационного обслуживания молодежи, как  информационно-познавательные часы или часы познания. Эти мероприятия  являются как  бы мини-Днями информации: и время проведения ограничено одним академическим часом,  и тема для мероприятия  выбирается более узкая, например,  какое-то значимое событие из отечественной  истории или   знакомство с жизнью наиболее ярких представителей  русской науки или культуры. За три года для старшеклассников школ Сормовского района было проведено 15 информационно-познавательных часов на темы:

-  «Готовимся к выпускным экзаменам»,

- «Любимое мое Сормово»,

- «Русь книжная» (о книгах и библиотеках на Руси в XI-XV вв.),

- «Современная российская литература»,

- «Куда пойти учиться»,

- «Изучающим историю России»,

- Час славянской культуры «Всему миру свет»,

- Час философских познаний «Премудрость в личности»  и другие.

В  информационном обслуживании молодежи мы активно практикуем и такие формы работы, как    библиографические  обзоры,  информдайджесты, пресс-досье, экспресс-информации. В 2002-2004 годах  их было подготовлено и проведено для старшеклассников 36. Вот тематика  некоторых из них:

Ø     «Глобальные проблемы современности»,

Ø     «Герои нашего времени» (по произведениям  современных российских писателей),

Ø     «Ушли, чтобы остаться с нами» (о выдающихся деятелях российской культуры конца ХХ века),

Ø      «Люблю тебя, Петра творенье» (Образ Петербурга в русской поэзии), Ø      «Редкие профессии», Ø      «Проза жизни Людмилы Петрушевской», Ø      «Эссен и Нижний Новгород – города побратимы»,

Ø      «Неформалы: групповой портрет в интерьере».       

3.                      Третьим направлением в работе информационно-библиографического отдела   с молодежью   является воспитание информационной культуры, и роль библиографов здесь особенно интересна и разнообразна.

Принято считать, что азам информкультуры молодые читатели обучаются в  библиотеках учебных заведений (школ, вузов). На деле же   у значительного числа пользователей библиотеки, а особенно молодых, уровень библиотечно-библиографических знаний невысок. Это проявляется в неумении выражать информационные потребности в форме запросов на обслуживание, самостоятельно осуществлять поиск литературы и фактических данных, фиксировать найденное.

Поэтому работа по повышению информационной культуры наших молодых читателей ведется постоянно по следующим направлениям:

-         обучение библиотечно-библиографической  грамотности; 

-         обучение культуре  чтения;

-         овладение целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков получения информации  с помощью электронных ресурсов библиотеки.

Уже при записи в библиотеку каждый молодой  читатель получает   первый урок  библиотечно-библиографической грамотности: библиотекари и дежурные библиографы-консультанты    знакомят его   с  правилами пользования библиотекой, со структурой и составом  фонда,   системой каталогов и картотек, правилами оформления требования на литературу, о  чем делается пометка на обороте формуляра. Таких индивидуальных консультаций для молодежи в 2002 году было проведено 2284, а за 9  месяцев 2004 года - 3004.

Но ни один консультант не способен за считанные минуты научить умениям и навыкам, необходимым молодому читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати.

Поэтому в 2002-2004 годах библиографами ЦРБ им. 1 Мая было подготовлено и  проведено 16 библиотечных уроков и 11 групповых  консультаций,  18 обзоров  справочных изданий и 10 премьер  библиографических пособий  для молодежи следующей тематики: 

·        «Справочно-библиографический аппарат современной библиотеки: его назначение, состав и поисковые возможности»;

·         «Библиографические пособия – ваши помощники в выборе литературы»;

·         «Современная русская литература; тематические и персональные библиографические пособия»;

·         «СПС «Консультант Плюс» - совершенный ресурс правовой информации»;

·          «Учимся конспектировать»;

·          «Как правильно составить реферат и записать лекцию»;

·        «Сочинение – на отлично!»

Все вышеперечисленные мероприятия входили составной частью в программы Дней библиографии, Дней информации, Дней периодики, Дней знаний  и  занятий «Информколледжа». 

Не забываем мы и такую традиционную форму работы, как библиотечные экскурсии. В 2002 –2004 годах было проведено 15 таких мероприятий. Во время экскурсий библиотекари знакомили  старшеклассников школ и средних специальных учебных заведений Сормовского района с историей  ЦРБ им. 1 Мая, работой каждого из ее отделов,  а также с  информационными ресурсами библиотеки.  Особый интерес у  молодежи неизменно     вызывали   экскурсии по Интернет-залу  - гордости нашей библиотеки.

Прочно вошли  в практику работы ЦРБ им.1 Мая  с молодежной аудиторией  Дни библиографии. Основой для их проведения являются  библиографические пособия,  которые специально создаются  библиографами к этим  мероприятиям. В   2002-2004 годах  было выпущено и представлено молодежи 3 указателя и 18 списков.   При подготовке Дней библиографии мы также активно используем библиографические пособия, разработанные нашими коллегами из ЦГБ и из   других районов Нижнего Новгорода.    

Так, к 100-летию Нобелевской премии библиографами  были  подготовлены   библиографический  указатель «Опередившие время», в котором были собраны материалы обо всех  русских ученых  - лауреатах премии по естественным наукам, хранящиеся в фондах ЦРБ им.1 Мая, и библиографический список литературы «И творчество, и чудотворство», посвященный русскому поэту - нобелевскому лауреату Борису Пастернаку.    Именно эти два  пособия послужили  основой для подготовки и проведения      Дня библиографии «Созвездие имен великих» для старшеклассников  Сормовского района. Впервые на этом Дне библиографии  мы  применили на практике такую новую форму работы,  как видеодебют библиографического пособия, в котором попытались соединить воедино представление нового  библиографического списка «И творчество,  и чудотворство»  с демонстрацией фрагментов видеофильма «Борис Пастернак». 

В последние годы заметно активизировалась работа библиографов библиотек города по   созданию   краеведческих библиографических пособий самой разнообразной тематики. Мы также не остались в стороне от этого начинания и  выпустили 2 библиографических пособия, посвященных нашим землякам: библиографический указатель литературы «Славны добрыми делами» (о нижегородских благотворителях и меценатах XIX - начала ХХ века) и библиографический список «Благотворительность, меценатство, спонсорство в Нижегородском крае сегодня». Именно эти издания  дали материалы для  подготовки  кольцевого Дня библиографии «Да не оскудеет рука дающего…», который    силами работников информационно-библиографического   отдела  был проведен для молодежной аудитории в ЦРБ им.1 Мая и во всех  6 библиотеках-филиалах, обслуживающих взрослое население.

Важнейшей ступенью социализации юношества в современном обществе является выбор профессии. Содержательная сторона этого процесса претерпела в последнее время существенные изменения. Престиж многих профессий упал, других – стремительно поднялся, появилось много, прежде неизвестных нам специальностей.

Поэтому основной задачей Дня библиографии «Найди свою профессию», прошедшего в апреле 2004 года,  было знакомство  старшеклассников с   современными, наиболее перспективными специальностями. Материалы о них были собраны и  представлены  на выставке «Найди свою профессию».  В  актуальном обозрении «Какие специалисты сегодня  нарасхват?» сотрудник из    Центра занятости населения Сормовского района  озвучила для ребят  рейтинги самых востребованных на сегодняшний день профессий на рынке труда.  Старшеклассники познакомились с  6-тью      выпусками новых    библиографических  пособий для молодежи из  серии «Мир современных профессий» под названиями:      «Повелители компьютеров», «Такие разные менеджеры», «Мозаика экономической деятельности», «Профессия – продавец»,  «Созидатели красоты» и «Требуются специалисты по кадрам». Библиографы представили ребятам  футурологическое библиодосье «Вакансии будущего, или Чем будут заниматься люди в XXI веке» и  мини-презентацию информационного справочника «Куда пойти учиться». В заключение мероприятия   старшеклассники совершили путешествие по профориентационным сайтам Интернета.

Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что благодаря внедрению компьютерных технологий, работа по информационно-библиографическому обслуживанию молодежи приобрела новые направления,  значительно повысилась  оперативность и полнота информации по запросам, расширился  ассортимент библиографических услуг, в том числе платных, качественно изменился внешний вид библиографической продукции, она стала более привлекательной  для современной «продвинутой молодежи». 

В 2005-2006 годах приоритетными направлениями работы библиографов с молодежью будут:

1)информационная поддержка образования, самообразования и профессионального самоопределения этой группы пользователей;

2)обучение молодежи навыкам самостоятельного поиска информации  с помощью электронного каталога и электронной картотеки статей.