(Т.В. Виноградова, заведующая информационно-библиографическим отделом )
Внедрение передовых информационных технологий в повседневную библиотечную жизнь и компьютеризация рабочих мест библиотекарей и библиографов сопровождается расширением информационных ресурсов библиотеки. Этот факт позволяет нам совершенствовать традиционные и развивать новые формы и направления библиографического обслуживания всех пользователей ЦРБ им.1 Мая, в том числе и молодежи.
1. Одним из самых важных участков индивидуальной работы с молодежью является справочно-библиографическое обслуживание. Справки, выполненные по запросам молодежи, составляют 70-73 % от их общего количества. Причем, большинство молодых читателей обращаются в нашу библиотеку в поисках информации по гуманитарным дисциплинам: экономике, праву, социологии, статистике, истории, философии, педагогике, психологии и культурологии.
Следует отметить, что справочно-библиографическое обслуживание молодежи в современных условиях представляет собой сложный процесс, требующий от дежурного библиографа-консультанта не только профессиональных знаний, широкой эрудиции, но и хорошего владения компьютерными технологиями.
С каждым годом удовлетворение читательских образовательных запросов становится все труднее и занимает все большую часть рабочего времени библиографов. Это связано не только и не столько с трудностями в комплектовании библиотечных фондов и несовершенством ББК. С возникновением новых направлений в деятельности человека, новых специальностей и, как следствие, новых учебных дисциплин в школе и вузе информационные потребности учащейся молодежи постоянно расширяются, и количество справок, требующих сложного библиографического поиска, увеличивается. В то же время, общаясь с молодыми читателями, мы с грустью отмечаем, что уровень знаний школьников и студентов падает, некоторые из них не могут даже четко сформулировать тему своего запроса.
В этом году библиографам пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти информацию по таким запросам студентов и школьников:
- Кто был воеводой строительной дружины, возводившей Новгород Понизовский?;
- Словесные «ляпы» в речи российских политиков;
- Кто такой дуайен и кто является дуайеном в России?;
- Психологический портрет личности преступника;
- Творчество и личность А.С.Пушкина в русской философской критике;
- Почему марксизм имел такое широкое распространение в России, а в развитых капиталистических странах нет?
Другим аспектом проблемы усложнения библиографического поиска является то, что учителя, давая задания старшеклассникам, часто плохо представляют, есть ли вообще в фондах библиотеки литература по той или иной теме. Наглядными примерами могут служить подобные запросы школьников:
- применение радиоактивных изотопов в сельском хозяйстве;
- экологические проблемы Аравийского полуострова;
- основные отделы налоговой инспекции и их функции.
По запросам учащихся и студентов библиографы составляют библиографические списки к рефератам, докладам, курсовым и дипломным работам. Так, в этом году нами были составлены списки на темы: «Лидерство в организации», «Невербальное общение», «Международная миграция капитала», «Педагогическое мастерство», «История ленд-лиза». «Молодежная субкультура», «Воспитание характера» и др.
В последнее время в справочно-библиографическом обслуживании молодежи активно используется не только традиционный справочно-библиографический аппарат, но и современные информационные ресурсы: Интернет и электронные базы данных. Так, в случае отсутствия или недостаточности предоставленной информации по тематическому запросу студента или школьника, дежурный библиограф обязательно предлагает им воспользоваться услугами Интернет-зала. Таким образом, например, были полностью удовлетворены запросы на темы: «Дуэльный кодекс», «Обеспечение экологической безопасности на предприятии НОРСИ», «Языки декларативного программирования» и многие другие.
Формирование электронных баз данных было начато в нашей библиотеке в январе 2002 года: специалисты отдела комплектования и обработки приступили к созданию электронного каталога, а библиографы, соответственно, - электронной картотеки статей. На 1 сентября 2004 года в электронный каталог внесено почти 7 тыс. записей, электронная картотека статей насчитывает 11109 записей. С января 2004 года электронный каталог и электронная картотека статей стали доступны для всех пользователей библиотеки. Поиск информации с помощью этих баз данных осуществляет дежурный библиограф-консультант в зале каталогов. За 9 месяцев с помощью этих баз было выполнено 285 справок для юношей и девушек в помощь их образованию и самообразованию.
В последние годы среди молодежной аудитории ЦРБ им.1 Мая заметно возросло количество студентов правовых и экономических техникумов и вузов, а, следовательно, значительно повысились потребности этой части пользователей в правовой информации. Учитывая это обстоятельство, в январе 2002 года на компьютере дежурного библиографа-консультанта была установлена система «Консультант Плюс», а в мае 2004 года - система «Гарант». Новый вид справочно-библиографического обслуживания оказался очень востребованным у читателей, в том числе и молодежи. На эту группу по нашим подсчетам в год в среднем приходится более 1/3 всего массива документов, найденных с помощью справочно-правовых систем.
Справочно-библиографическое обслуживание молодежи |
На диаграмме можно проследить две тенденции в справочно-библиографическом обслуживании молодежи в ЦРБ им.1 Мая за последние 3 года. Во-первых, это ежегодный прирост общего количества справок, выполненных по запросам молодежи: от 1056 - в 2002 году, до 2392 - за 9 месяцев 2004 года. Во-вторых, это увеличение количества справок, выполненных с помощью электронных носителей по отношению к справкам, выполненным с помощью традиционного СБА: если в 2002 году это соотношение составило 10,6% против 89,4%, то за 9 месяцев 2004 года - уже 27,6% против 72,4%.
Год |
Общее количество справок по запросам молодежи |
Выполнены С помощью традиционного СБА |
Выполнены с помощью электронных баз данных |
СПС |
ЭК и ЭКС |
2002 |
1056 |
945 (87,6%) |
111(10,6%) |
111 (10,6%) |
- |
2003 |
1446 |
1061 (73,4%) |
385(26,6%) |
385 (26,6%) |
- |
9 мес. 2004 |
2392 |
1732(72,4%) |
660(27,6%) |
375 |
285 |
2. Вторым направлением библиографического обслуживания молодежи в ЦРБ им.1 Мая является библиографическое информирование.
Оно осуществляется совместно информационно-библиографическим отделом и отделом обслуживания и включает в себя самые разнообразные формы работы.
Так, на юношеском абонементе из года в год ежемесячно ведется индивидуальное информирование старшеклассников школ Сормовского района о поступлении новых учебных, учебно-методических и научно-популярных изданий в помощь школьной программе, а также о свежих номерах научно-познавательных журналов «Родина», «Литература в школе», «Наука и религия», «Наука и жизнь», «Вокруг света» и других. Ведется учет выданной литературы. Так, в первой половине 2004 года абонентам было послано 150 информаций и выдано 131 издание.
Библиотекарями абонемента для старшеклассников составлено 5 информационных списков новых книг в помощь школьной программе на следующие темы:
«История двух тысячелетий»,
«Удивительное – рядом»,
«Изучающим историю России»,
«Книги серии «Домашний репетитор»,
«Моя российская история».
Одной из самых популярных и действенных форм библиографического информирования молодежи являются тематические Дни информации. При определении тематики этих комплексных мероприятий мы стараемся выйти за рамки школьной программы, привлечь внимание старшеклассников к наиболее актуальным вопросам современности и представить литературу по теме Дней с наибольшей полнотой – как по содержанию, так и по видам изданий.
Так, например, после объявления ЮНЕСКО 10-летия культуры мира, мы откликнулись на это начинание Днем информации «Человек. Общество. Цивилизация». Акцент в этом мероприятии был сделан на литературе, раскрывающей проблему противостояния Западной и Восточной цивилизации на примере двух стран - Ирана и России. Состоялась презентация тематического номера журнала «Наука и религия», целиком посвященного Ирану, а одна из наших коллег поделилась с ребятами своими впечатлениями от поездки в эту сказочную страну. С интересом прослушали учащиеся библиографический обзор журнальных публикаций о необъятной и загадочной русской душе под названием «Русские… Какие мы?», а в заключение мероприятия старшеклассники очень активно отвечали на вопросы викторины «История мировых цивилизаций».
Среди самых насущных проблем, стоящих сегодня перед современным обществом – проблема защиты нашего молодого поколения от наркомании. Нашим скромным вкладом в борьбу с этим всемирным злом стало проведение Дня информации «Наркомания – глобальная проблема человечества». В программу Дня были включены: обзор литературы у книжной выставки «Ловушка для человека разумного», беседа-предостережение участкового инспектора по делам несовершеннолетних Сормовского района, информдайджест «О наркотиках без истерики» и мини-презентация библиографического списка-предупреждения для подростков «Наркомания – знак беды».
Профориентация всегда была одним из приоритетных направлений в работе библиотек с молодежью. В 2003 году для старшеклассников школ Сормовского района во всех взрослых библиотеках ЦБС прошел единый День информации «Время выбирать будущее». В ЦРБ им. 1 Мая библиографы представили юношам и девушкам библиографический обзор по материалам выставки-панорамы «Время выбирать будущее», образовательный экскурс «Юноше, обдумывающему житьё…», библиодосье «Редкие профессии», пресс-экспресс по газете «Биржа плюс Карьера» и встреча с профессионалом - психологом ресурсного центра занятости.
Все чаще мы в своей работе используем такую форму информационного обслуживания молодежи, как информационно-познавательные часы или часы познания. Эти мероприятия являются как бы мини-Днями информации: и время проведения ограничено одним академическим часом, и тема для мероприятия выбирается более узкая, например, какое-то значимое событие из отечественной истории или знакомство с жизнью наиболее ярких представителей русской науки или культуры. За три года для старшеклассников школ Сормовского района было проведено 15 информационно-познавательных часов на темы:
- «Готовимся к выпускным экзаменам»,
- «Любимое мое Сормово»,
- «Русь книжная» (о книгах и библиотеках на Руси в XI-XV вв.),
- «Современная российская литература»,
- «Куда пойти учиться»,
- «Изучающим историю России»,
- Час славянской культуры «Всему миру свет»,
- Час философских познаний «Премудрость в личности» и другие.
В информационном обслуживании молодежи мы активно практикуем и такие формы работы, как библиографические обзоры, информдайджесты, пресс-досье, экспресс-информации. В 2002-2004 годах их было подготовлено и проведено для старшеклассников 36. Вот тематика некоторых из них:
Ø «Глобальные проблемы современности»,
Ø «Герои нашего времени» (по произведениям современных российских писателей),
Ø «Ушли, чтобы остаться с нами» (о выдающихся деятелях российской культуры конца ХХ века),
Ø «Люблю тебя, Петра творенье» (Образ Петербурга в русской поэзии), Ø «Редкие профессии», Ø «Проза жизни Людмилы Петрушевской», Ø «Эссен и Нижний Новгород – города побратимы»,Ø «Неформалы: групповой портрет в интерьере».
3. Третьим направлением в работе информационно-библиографического отдела с молодежью является воспитание информационной культуры, и роль библиографов здесь особенно интересна и разнообразна.
Принято считать, что азам информкультуры молодые читатели обучаются в библиотеках учебных заведений (школ, вузов). На деле же у значительного числа пользователей библиотеки, а особенно молодых, уровень библиотечно-библиографических знаний невысок. Это проявляется в неумении выражать информационные потребности в форме запросов на обслуживание, самостоятельно осуществлять поиск литературы и фактических данных, фиксировать найденное.
Поэтому работа по повышению информационной культуры наших молодых читателей ведется постоянно по следующим направлениям:
- обучение библиотечно-библиографической грамотности;
- обучение культуре чтения;
- овладение целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков получения информации с помощью электронных ресурсов библиотеки.
Уже при записи в библиотеку каждый молодой читатель получает первый урок библиотечно-библиографической грамотности: библиотекари и дежурные библиографы-консультанты знакомят его с правилами пользования библиотекой, со структурой и составом фонда, системой каталогов и картотек, правилами оформления требования на литературу, о чем делается пометка на обороте формуляра. Таких индивидуальных консультаций для молодежи в 2002 году было проведено 2284, а за 9 месяцев 2004 года - 3004.
Но ни один консультант не способен за считанные минуты научить умениям и навыкам, необходимым молодому читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати.
Поэтому в 2002-2004 годах библиографами ЦРБ им. 1 Мая было подготовлено и проведено 16 библиотечных уроков и 11 групповых консультаций, 18 обзоров справочных изданий и 10 премьер библиографических пособий для молодежи следующей тематики:
· «Справочно-библиографический аппарат современной библиотеки: его назначение, состав и поисковые возможности»;
· «Библиографические пособия – ваши помощники в выборе литературы»;
· «Современная русская литература; тематические и персональные библиографические пособия»;
· «СПС «Консультант Плюс» - совершенный ресурс правовой информации»;
· «Учимся конспектировать»;
· «Как правильно составить реферат и записать лекцию»;
· «Сочинение – на отлично!»
Все вышеперечисленные мероприятия входили составной частью в программы Дней библиографии, Дней информации, Дней периодики, Дней знаний и занятий «Информколледжа».
Не забываем мы и такую традиционную форму работы, как библиотечные экскурсии. В 2002 –2004 годах было проведено 15 таких мероприятий. Во время экскурсий библиотекари знакомили старшеклассников школ и средних специальных учебных заведений Сормовского района с историей ЦРБ им. 1 Мая, работой каждого из ее отделов, а также с информационными ресурсами библиотеки. Особый интерес у молодежи неизменно вызывали экскурсии по Интернет-залу - гордости нашей библиотеки.
Прочно вошли в практику работы ЦРБ им.1 Мая с молодежной аудиторией Дни библиографии. Основой для их проведения являются библиографические пособия, которые специально создаются библиографами к этим мероприятиям. В 2002-2004 годах было выпущено и представлено молодежи 3 указателя и 18 списков. При подготовке Дней библиографии мы также активно используем библиографические пособия, разработанные нашими коллегами из ЦГБ и из других районов Нижнего Новгорода.
Так, к 100-летию Нобелевской премии библиографами были подготовлены библиографический указатель «Опередившие время», в котором были собраны материалы обо всех русских ученых - лауреатах премии по естественным наукам, хранящиеся в фондах ЦРБ им.1 Мая, и библиографический список литературы «И творчество, и чудотворство», посвященный русскому поэту - нобелевскому лауреату Борису Пастернаку. Именно эти два пособия послужили основой для подготовки и проведения Дня библиографии «Созвездие имен великих» для старшеклассников Сормовского района. Впервые на этом Дне библиографии мы применили на практике такую новую форму работы, как видеодебют библиографического пособия, в котором попытались соединить воедино представление нового библиографического списка «И творчество, и чудотворство» с демонстрацией фрагментов видеофильма «Борис Пастернак».
В последние годы заметно активизировалась работа библиографов библиотек города по созданию краеведческих библиографических пособий самой разнообразной тематики. Мы также не остались в стороне от этого начинания и выпустили 2 библиографических пособия, посвященных нашим землякам: библиографический указатель литературы «Славны добрыми делами» (о нижегородских благотворителях и меценатах XIX - начала ХХ века) и библиографический список «Благотворительность, меценатство, спонсорство в Нижегородском крае сегодня». Именно эти издания дали материалы для подготовки кольцевого Дня библиографии «Да не оскудеет рука дающего…», который силами работников информационно-библиографического отдела был проведен для молодежной аудитории в ЦРБ им.1 Мая и во всех 6 библиотеках-филиалах, обслуживающих взрослое население.
Важнейшей ступенью социализации юношества в современном обществе является выбор профессии. Содержательная сторона этого процесса претерпела в последнее время существенные изменения. Престиж многих профессий упал, других – стремительно поднялся, появилось много, прежде неизвестных нам специальностей.
Поэтому основной задачей Дня библиографии «Найди свою профессию», прошедшего в апреле 2004 года, было знакомство старшеклассников с современными, наиболее перспективными специальностями. Материалы о них были собраны и представлены на выставке «Найди свою профессию». В актуальном обозрении «Какие специалисты сегодня нарасхват?» сотрудник из Центра занятости населения Сормовского района озвучила для ребят рейтинги самых востребованных на сегодняшний день профессий на рынке труда. Старшеклассники познакомились с 6-тью выпусками новых библиографических пособий для молодежи из серии «Мир современных профессий» под названиями: «Повелители компьютеров», «Такие разные менеджеры», «Мозаика экономической деятельности», «Профессия – продавец», «Созидатели красоты» и «Требуются специалисты по кадрам». Библиографы представили ребятам футурологическое библиодосье «Вакансии будущего, или Чем будут заниматься люди в XXI веке» и мини-презентацию информационного справочника «Куда пойти учиться». В заключение мероприятия старшеклассники совершили путешествие по профориентационным сайтам Интернета.
Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что благодаря внедрению компьютерных технологий, работа по информационно-библиографическому обслуживанию молодежи приобрела новые направления, значительно повысилась оперативность и полнота информации по запросам, расширился ассортимент библиографических услуг, в том числе платных, качественно изменился внешний вид библиографической продукции, она стала более привлекательной для современной «продвинутой молодежи».
В 2005-2006 годах приоритетными направлениями работы библиографов с молодежью будут:
1)информационная поддержка образования, самообразования и профессионального самоопределения этой группы пользователей;
2)обучение молодежи навыкам самостоятельного поиска информации с помощью электронного каталога и электронной картотеки статей.