Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Полезные ресурсы
Главная / О нас / Коллегам / Методические пособия / Из опыта работы / Библиотека-центр информационной поддержки молодежи
Библиотека-центр информационной поддержки молодежи
Печать
Библиотека-центр информационной поддержки молодежи
Информационная поддержка гуманитарного образования - новое направление

в работе с молодежью

М.М. Воронкова, зав. отделом обслуживания ЦРБ им. 1 Мая
 

Сегодня главная задача библиотеки, как информационного центра по работе с молодежью, самой динамичной и требовательной аудиторией, заключается в наиболее полном удовлетворении информационных запросов данной группы пользователей. Библиотека XXI века – это не только модернизированное книгохранилище и электронные базы данных, это скорее социальное явление, без которого невозможно представить развитое пространство современного мегаполиса нового тысячелетия.

Наша библиотека, являясь одной из старейших в Нижнем Новгороде, имеет не только уникальную историю, но и универсальную структуру обслуживания читателей, позволяющую наиболее эффективно работать с отдельными группами пользователей. Характерной особенностью этой структуры является специализированное и дифференцированное обслуживание молодежи в возрасте от 15 до 24 лет на юношеском  абонементе, за годы существования которого в библиотеке накоплен огромный позитивный опыт работы.

Основными задачами деятельности юношеского абонемента являются поддержка учебного процесса и досуга молодежи, обучение их информационной культуре и грамотности, обогащение духовного мира молодых читателей на примере чтения лучших произведений мировой литературы.

В данном отделе из года в год трудятся опытные библиотекари, в большинстве своем педагоги с высшим образованием, что создает благоприятный психолого-педагогический климат для работы с юными читателями. Работа юношеского абонемента четко спланирована по всем ведущим направлениям библиотечной деятельности, сориентирована на современные школьные программы, а также на помощь в обучении учащимся ВУЗов. Библиотекари уделяют большое внимание пропаганде здорового образа жизни молодежи, выработке активной жизненной позиции; знакомят читателей с литературой жизнеутверждающего, гуманистического характера, с лучшими произведениями мировой классики, обширным репертуаром молодежной периодики, стараясь сделать тем самым библиотеку необходимым звеном учебы, жизни и деятельности молодых пользователей.

С 1994 года в России действует программа Министерства образования при поддержке фонда Сороса «Обновление гуманитарного образования в России». Ее задача – привлечение молодежи к изучению всех сторон деятельности общества и человека в целом. Необходимые для этого знания можно получить, постигая общественно-экономические, политико-правовые, психолого-педагогические науки, все отрасли философии, экологии, мировую культуру и литературу. Чтобы помочь молодым людям в изучении некоторых из этих дисциплин, сотрудники отдела обслуживания ЦРБ более 10 лет вели активную творческую работу Факультета литературных знаний и салона «Мир искусства», направленную на эстетическое развитие молодежи, поддержку в изучении сокровищ мировой культуры.

Сегодня задачи расширены, и с 2003 года центральная библиотека выбрала ведущей темой своей деятельности поддержку гуманитарного образования. Для этого в ЦРБ второй год работает информационно-образовательное объединение – Информколледж для учащихся старших классов средней школы №183. Для успешной деятельности этого объединения  координируется работа ведущих отделов центральной библиотеки: отдела обслуживания, информационно-библиографического и информационно-ресурсного. Это позволяет привлекать лучших специалистов ЦРБ к непосредственной работе с молодежной аудиторией, совершенствовать формы и методы библиотечной деятельности, задействовать в ходе занятий электронные информационные ресурсы библиотеки.

Задачи Информколледжа:

1.     Развитие гуманитарного мировоззрения, общей информационной культуры учащейся молодежи.

2.     Поддержка образовательного процесса через комплектование и раскрытие фондов гуманитарно-общественных наук и художественной литературы ЦРБ им. 1 Мая.

3.     Обучение информационно-библиографической грамотности.

4.     Привлечение молодых читателей к использованию электронных ресурсов в библиотечно-информационной среде.

Перспективный план занятий Информколледжа на текущий год разрабатывается совместно с педагогами и утверждается у директора школы, а их тематика базируется на ведущих направлениях  работы библиотеки. Информколледж является, безусловно, отличной школой совершенствования профессионального мастерства библиотекарей.

 Остановимся на некоторых занятиях информационно-образовательного объединения, прошедших в последнее время. Одно из них «Периодические издания в помощь гуманитарному образованию» состоялось в феврале 2003. Надо отметить, что, несмотря на трудные времена с подпиской, центральная библиотека выписывает в читальный зал более 150 наименований периодических изданий, среди них 110 названий журналов гуманитарного профиля. Все они представляют читателям наиболее современные актуальные материалы в помощь изучению гуманитарных дисциплин как в ВУЗе, так и в школе. Библиотекари стремились привлечь внимание слушателей Информколледжа именно к этим изданиям. В ходе занятия учащимся была представлена выставка-просмотр «Журнальный факультатив», которая состояла из следующих разделов:

1.     Правоведение и юридические науки (журналы «Российская юстиция»,  «Журнал российского права», «Человек и закон», «Закон и право», «Законность», «Законодательство» и др.).

2.      Экономика и жизнь (журналы «Вопросы экономики», «Бухгалтерский учет», «Финансы», «Маркетинг», «Менеджмент в России и за рубежом», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «Коммерсант-Деньги» и др.).

3.     Факты новой истории (журналы «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Родина», «Наше наследие», «Военно-исторический журнал» и др.).

4.     Современное литературоведение (журналы «Вопросы литературы», «Литература в школе», а также критические материалы из ведущих литературно-художественных журналов)

5.     Молодежь планеты (журналы «Ровесник», «Мы», «Штучка», «Бумеранг», «Маруся»,  «Смена»).

6.     Психолого-педагогические науки (журналы «Вопросы психологии», «Воспитание школьников», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Семья и школа», «Народное образование», «Педагогика»)

В информационно-библиографический блок занятия вошли: информационно-библиографическое ревю «Периодика в помощь образованию молодежи» и библиографический урок «Поиск информации в СКС».

В заключение старшеклассники посетили Интернет-зал, где прослушали консультацию «Интернет-поиск материалов в помощь образованию».

В апреле 2003 года состоялось занятие Информколледжа «Современная российская литература в обновленном курсе школьной программы». Вниманию старшеклассников было предложено:

·        обзор у выставки-презентации «Русская литература на грани веков» по книге Е.И. Минералова «История русской литературы 90-ые годы ХХ века»;

·        литературное обозрение «Откровения женской прозы» о творчестве  Татьяны Толстой и Людмилы Петрушевской;

·        библиоанонс газеты «Литература» (приложение к газете «Первое сентября»).

В марте 2004 года на занятии Информколледжа «Германия: история, культура, современность», проходившем в форме факультатива страноведения, слушатели присутствовали на экскурсии по разделам выставки-вояжа «Путешествуем по Германии». Старшеклассники совершили путешествие по Берлину – городу музеев, театров и картинных галерей, познакомились с федеральными землями страны, узнали о культурно-национальных особенностях крупнейшей земли Германии – Баварии, ее столице Мюнхене – мировом центре издательств, культуры и туризма. Затем учащимся был предложен информдайджест «Город-побратим Нижнего Новгорода – Эссен», в котором особое внимание было уделено молодежным связям двух наших городов, обмену студентами, совместным культурным программам.

На фоне последних трагических событий в России особенно актуально звучат такие темы занятий нашего Информколледжа, как «Постижение духовного мира человека», проведенного в апреле 2004 года и «Гуманизм – выбор третьего тысячелетия», запланированного на ноябрь этого года. Занятие войдет как составная часть в программу Дня гуманитарной культуры, включающего экспресс-обозрение «Гуманитарные организации мира», урок гуманизма «Мать Тереза – пример подвижничества и человечности», информдайджест «Толерантность – доминанта нового века», презентацию библиографического пособия «Толерантное общество – общество будущего».

Занятия нашего объединения отличаются не только высоким профессионализмом проводящих их сотрудников, широтой и разнообразием тем для разговора с молодежью, они имеют самую главную для библиотекарей основу – наличие в библиотеке большого массива литературы гуманитарного профиля, который составляет 80% от общего состава фонда, постоянно пополняющегося целевым комплектованием по ведущему направлению работы библиотеки. Это издания по современной истории, экономике, юридическим наукам, психолого-педагогическим и общественно-политическим наукам и другим гуманитарным отраслям знаний, пользующиеся повышенным спросом у читателей студентов и учащихся старших классов средних школ. Литература приобретается библиотекой за счет платных услуг отдела обслуживания. Все без исключения занятия Информколледжа сопровождаются демонстрацией новых изданий.

В раскрытии ведущей темы библиотеки деятельность информационно-образовательного объединения занимает, безусловно, центральное место, но вместе с тем и другие виды библиотечной работы в рамках данного направления не остаются без нашего внимания.

Так уже традиционным стало проведение в библиотеке различных социологических исследований, опросов, анкетирований, тестирований. Делаем мы это для установления обратной связи с читателями, выяснения их интересов и потребностей. Например, проведенное в апреле 2004 года библиосоциологическое исследование «Молодежь о времени и о себе» показало, что наш молодой читатель – это человек, обладающий разноплановыми интересами, с надеждой и оптимизмом смотрящий в будущее, не имеющий дурных склонностей и привычек и активно использующий в своей жизни все доступные источники информации, в том числе и библиотечные.

Другим важным звеном в работе по ведущей теме являются крупные комплексные мероприятия, проводимые для молодежи. К ним относятся: Дни гуманитарных знаний, Дни информации, различные месячники и декады молодежной тематики. Так прошедшая весной этого года декада «Молодежь в современном мире» включала в себя: День периодики «Молодежь на перепутье столетий», презентацию библиографического указателя «Молодежь России: стратегический ресурс страны или потерянное поколение?», прессдайджест «Погоня за призрачным счастьем», экскурсию по выставке «Молодежный калейдоскоп».

Для успешного осуществления работы в поддержку гуманитарного образования в библиотеке в последние годы стала практиковаться организация больших тематических циклов книжных выставок: «Гуманитарная библиотека школьника», «Портфель студента-гуманитария», «Правовая культура в обществе», «Экономический образ мышления», «Мир гуманитарных знаний» и др.

Много сил и времени затрачивают библиотекари, оказывая помощь молодым пользователям в составлении докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ. На юношеском абонементе ведется активная работа с читателями индивидуального информирования в помощь школьной программе.

Обобщая многогранную деятельность отдела по работе с молодежью, можно с уверенностью сказать, что попытки библиотекарей дать читателю, и особенно юному читателю, представление о гуманных, нравственных аспектах человеческой морали, призвать к внутренней культуре и самосознанию дают уже сегодня вполне реальные плоды. Это и постоянно увеличивающийся процент молодежи в общем составе читателей ЦРБ, и наполненность наших залов, и то, что у нас всегда есть благодарная аудитория, и то, что приобретенная нами литература стопроцентно востребована. А главное – это живая, современная, нужная читателям ведущая тема в работе, позволяющая реализовать возможности библиотеки и ее сотрудников в области гуманизации сознания и образования молодежи.