Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
СОРБИ: с Новым годом!
Печать
СОРБИ: с Новым годом!

Информационный вестник "СОРБИ" № 2 (16) выпуск, 2010 г.

Главный редактор - Е.В. Малышева, зав. отделом маркетинга и инноваций

Ответственный за выпуск - А.А. Годунова, зам. директора по библиотечной деятельности МУК ЦБС

Дорогие коллеги!

От всей души поздравляем вас с Новым 2011 годом!
 
Пусть Зайца год несет удачу,
Доходов рост большой в придачу,
Проектов всех осуществление,
Полезных связей укрепление!

Пусть жизнь становится красивой
И вдохновляют перспективы,
Все исполняются желания!
Успехов, счастья, процветания!
                                                                                                              Администрация ЦБС
 
 
Оглавление
 

Библиотека в Год учителя

modul1.jpg

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

 

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!

И эти строки поэтессы Вероники Тушновой, и эмблема Года учителя дизайнера Анной Щербаковой – раскрытые ладони, с которых взлетают ввысь оперившиеся птенцы, как нельзя лучше раскрывают суть учительской профессии – важной, значимой, благородной.

Год учителя в России был объявлен с целью развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии. Библиотеки, как давние и надежные партнеры образовательных учреждений, активно включились в работу по данному направлению. Не будем скрывать, что с каждым годом сотрудничать со школами все труднее: растет загруженность и преподавателей, и учеников, во многих школах отменили классные часы, педсоветы проводятся дважды в год при закрытых дверях, вездесущий Интернет заменяет другие источники информации. Тем не менее, мы старались разнообразить свою деятельность в Год учителя, сделать ее интересной и полезной как для учителей, так и для всех читателей наших библиотек. Работа велась в течение всего года, но активизировалась в рамках областной Недели библиотек "От Года учителя – к веку образования" и в преддверии Международного Дня учителя. В своей деятельности мы выделили два основных направления – это информационная поддержка образовательно-педагогического процесса и популяризация профессии учителя.

Важнейшим условием успешной работы является раскрытие информационных ресурсов и создание условий для широкого к ним доступа. В течение года вниманию учителей были предложены выставки книг, журналов, CD-дисков как в помощь ведению отдельных предметов: "Для вас, учителя истории", "Библиотека учителя литературы", "Специальность – учитель ОБЖ", так и по вопросам организации внеклассной работы, творческому саморазвитию: "В записную книжку классного руководителя", "Искусство учить и воспитывать", "Педагогический факультатив" и др. У выставок проводились обзоры, презентации отдельных книг, статей из периодики.

ned1.jpg
Современные информационные технологии позволяют нам создавать новые формы популяризации литературы – медиа-анонсы, электронные презентации, виртуальные путешествия по Интернет-ресурсам. Нами был сформирован и представлен педагогам своеобразный банк медиа-продукции, имеющейся в библиотеках ЦБС, которую можно использовать как дополнительный материал к урокам. Назову лишь несколько примеров: электронные выставки "Всегда живая классика", "Прикоснись к природе сердцем", "Образ учителя в русской литературе"; зарисовка "Чехов: грани таланта"; презентации "Классики без глянца", "Страна Серебряного века", "Неизвестные страницы Великой Отечественной войны" и др.
s2.jpg
Работать с учителями нам приходилось и в стенах библиотек, и на их территории. Библиотекари выходили в учебные заведения и там, в учительских или в школьных библиотеках, разворачивали выставки литературы; на переменах проводили для преподавателей обзоры, демонстрировали медиа-материалы, раздавали информационные списки, памятки, буклеты. Заниматься информированием удаленных пользователей сегодня помогает Интернет. Его возможностями мы воспользовались и при обслуживании учителей. Индивидуальное и групповое информирование преподавателей о новой литературе осуществлялось посредством электронной почты на личные и на школьные адреса e-mail. Всего за год было послано 34 информации. На сайте ЦБС педагоги могли воспользоваться электронным каталогом, услугами виртуальной справочной службы, найти полезную информацию в специально созданном модуле "Год учителя". В своей работе мы, конечно же, не ограничились лишь преподавательской аудиторией. Для всех читателей библиотек организовывались выставки и мероприятия, раскрывающие образ учителя, отражающие наследие выдающихся отечественных и зарубежных педагогов, способствующие повышению социального престижа профессии.
tokarev3.jpg

Особенно хочется рассказать о прошедшей в ЦРБ им. 1 Мая встрече с И. Д. Токаревым "Последний из Коммунаров". Иван Демьянович – последний, из живущих на территории России, воспитанник коммуны им. Ф. Дзержинского. В свои 90 лет Иван Демьянович по-прежнему бодр и энергичен. Он с увлечением рассказывал о годах, проведенных в коммуне, о встрече с А. Макаренко, об уникальных педагогических методах учителей коммуны, о своем 30-летнем преподавательском опыте. Иван Демьянович просто очаровал всех присутствующих: он мастерски продекламировал отрывок из "Евгения Онегина", затем спел украинскую народную песню и под занавес показал великолепное знание английского языка.

Благодаря тому, что за последнее время коллектив МУК ЦБС активно пополнился молодыми кадрами, в 2010 г. возобновил свою работу библиокласс "Перспектива". Так совпало, что в Год учителя главные специалисты ЦБС с радостью возложили на себя почетную миссию по обучению 16 молодых библиотекарей азам профессии. На занятиях библиокласса стажисты системы делились с начинающими коллегами знаниями и опытом. Каждый день на своих рабочих местах помогали девушкам осваивать библиотечное дело. Можно сказать, что год прошел для нас под девизом: "Библиотекарь-учитель-наставник, воспитай ученика-приемника!". Особенно приятен тот факт, что наши старания нашли отклик у молодых коллег. Они с интересом учатся и относятся к нам как к настоящим преподавателям.

tokarev2.jpg
 

Так в День учителя они поздравили нас с праздником, выложив на сайте и разослав на наши электронные адреса специально созданную открытку.

Год учителя подходит к концу. Согласно социологическим опросам педагоги ждали от него достойных зарплат, совершенствования системы ЕГЭ, внимания общественности, помощи родителей и благодарности своих учеников. Не будем подводить итоги за всех, но библиотеки нашей ЦБС своей работой старались учителям помочь, используя как традиционные формы и методы, так и разнообразные возможности современных информационных технологий.

И.М. Цирулева, зав. организационно-методическим отделом

 

Собрание единомышленников 

convent4.jpg

Собрание единомышленников. Именно так трактовали наши московские коллеги форму Российского молодежного библиотечного конвента, проходившего в Российской государственной библиотеке для молодежи с 12 по 14 октября 2010 года. И действительно, в Москве собралось около 200 единомышленников из библиотек почти 40 регионов России, а также Вьетнама, Белоруссии, Казахстана, Украины и Финляндии. Программа всех трех дней конвента была очень плотной, насыщенной, но безумно интересной. На конвенте рассматривались самые различные темы. Это и разнообразие подходов к библиотечному обслуживанию молодежи в публичных библиотеках, и привлечение молодых кадров в библиотечную профессию, и перспективы развития библиотек с активным использованием современных web-технологий, и многое-многое другое.

Особой темой конвента стала конференция, посвященная 10-летию старта библиотечного виртуального обслуживания в России и странах СНГ. Нам рассказывали об истории создания "1-ой Виртуальной справки", о трудностях, с которыми сталкивалась команда библиотекарей-первопроходцев, и о путях решения этих проблем.

Результатом огромной проделанной работы стал международный проект "Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек" - ВСИС ПБ. Было особенно интересно и приятно присутствовать на таком мероприятии, чувствуя свою причастность к этому большому и нужному делу. В апреле этого года специалисты информационно-библиографического отдела ЦБС Сормовского района стали операторами этой службы. Пока мы являемся единственными представителями Нижнего Новгорода в этом международном проекте. В Москве мы повстречали много единомышленников и еще раз убедились в правильности и перспективности выбранного пути.
convent6.jpg

Отдельно хотелось бы рассказать об атмосфере, царившей на конвенте. Она вызывала непреодолимую охоту творить, придумывать, экспериментировать! А сколько на небольшом пространстве Российской государственной библиотеки для молодежи собралось столпов библиотечного дела! Это собственной персоной библио-мэтр и суперпрофи Э.Р. Сукиасян, и Президент РГБ В.В. Федоров, и председатель секции РБА, главный редактор журнала "Молодые в библиотечном деле" Т.С. Макаренко, и директор РГБМ И.Б. Михнова, и В.К. Клюев, профессор, заведующий кафедрой Московского университета культуры и искусства. Взаимоуважение, заинтересованность в общем деле, желание помочь коллегам – это то, что я почувствовала, общаясь с этими знаковыми в российском библиотечном мире фигурами.

И совсем особая история – это рассказ о третьем дне работы конвента, когда лидеры СМС (Советов молодых специалистов) собрались за Круглым столом "Молодые библиотекари объединяются, чтобы действовать!?" для обсуждения вопросов создания и развития молодежных профессиональных объединений в библиотеках России. Это было потрясающе! Об этом можно прочитать в первом выпуске информационного вестника молодежного библиотечного объединения САМИ. Рекомендую!  

Е.В. Малышева, куратор молодежного библиотечного объединения САМИ

 

Библиотека 2.0 - мечта или реальность? 

s4.jpg

В последнее время российская библиотечная общественность активно обсуждает тему Библиотеки 2.0. Но, к сожалению, еще не для всех библиотекарей это понятие приобрело ясные и четкие очертания. Так давайте разберемся, что же такое Библиотека 2.0! 

Концепция термина "Библиотека 2.0" - дать библиотекарям один из инструментов, позволяющих формировать своего читателя, идти за ним туда, где тот ищет информацию, и возвращать его к себе.  

Эта концепция включает в себя не только новые технологии Web 2.0, но и кардинальное изменение типа обслуживания пользователей – их участие в библиотечных проектах.

А что подразумевается под технологиями Web 2.0? В первую очередь, это социальные сети, сервисы, в основе которых лежит генерируемый пользователями текст, ими же самими и потребляемый (общепринятая трактовка на сегодняшний день).

Рассмотрим возможные приложения Web 2.0 в наших библиотеках:

- создание краеведческих энциклопедических проектов,

- ведение блогов,

- обслуживание с помощью виртуальной справки,

- консультации по электронной почте,

- заказ книг с помощью sms или непосредственно из электронного каталога на сайте в режиме online,

- электронная доставка документов,

- читательские клубы на сайтах библиотек,

- изучение читательского и пользовательского спроса с помощью электронных опросов и т.д.

Таким образом, главным брендом современной библиотеки становится Пользователь, а не Книги.

И если сейчас говорят о Библиотеке 2.0 как Библиотеке ближайшего будущего, значит уровень библиотек сегодня – это Библиотека 1.0. Значит можно и нужно наметить основные направления деятельности библиотек на перспективу:

 Библиотека 1.0  Библиотека 2.0
 Закрытое хранение книжного фонда  Открытый книжный фонд
 Услуги, доступные только в стенах библиотеки  Повсеместно доступные услуги
 Традиционный электронный каталог  Каталог с возможностью добавления комментариев
 Справочное обслуживание по телефону  Виртуальное справочное обслуживание
 Индивидуальная деятельность библиотеки  Участие библиотеки в корпоративных проектах
 Штрих код  RFID метки
 Веб сайт библиотеки  Библиотека создает и ведет свои блоги, вики, имеет "свое присутствие" в социальных сетях
 Новостные рассылки  SMS, RSS сервисы

А если еще немного помечтать, то при достаточном финансировании до Библиотеки 2.0 "рукой подать". А кто же будет работать в таких библиотеках? Конечно, библиотекари 2.0!

Это они:

- изучают инструменты Web 2.0 и Библиотеки 2.0

- комбинируют электронные и печатные форматы

- не боятся использовать нетрадиционную систематизацию (используют метки (тэги) и описание содержания, ориентированное на пользователя)

- используют и развивают сетевые социальные сети, блогосферы

- используют новейшие инструменты коммуникации для связи информации и людей

- поощряют пользователей принимать участие в проектах, предоставляя возможности новых сервисов

s3.jpg

Библиотекарь 2.0 – это мы с вами в недалеком будущем! Это мы будем осваивать новые технологии и обслуживать пользователей, и виртуальных в том числе, создавать с ними новые ресурсы и двигаться к Библиотеке 3.0.

"Это невозможно!" - сказала Причина. "Это безрассудно" - заметил Опыт. "Это бесполезно" - отрезала Гордость. "Попробуй..." - шепнула Мечта. Будем пробовать!?

 

В.Н. Ванякина,

зам. директора по автоматизации библиотечных процессов

 

Библиотечная панорама

 * * *
1okt_31.jpg

 С 1 по 8 октября для читателей старшего возраста в ЦРБ им. 1 Мая и филиале им. Ленинского Комсомола проходила акция, приуроченная к празднованию Дня пожилого человека "Чтобы осень была золотой". Акция проходила под девизом "Молодые с заботой о старших". В ее организации активно участвовали лидеры молодежного библиотечного объединения ЦБС "САМИ". В рамках акции читатели знакомились с новой литературой, участвовали в творческих конкурсах, получили бесплатные консультации врачей, юристов, социальных работников. Проведение подобных мероприятий для целевых групп читателей становится в нашей ЦБС традицией. Нам кажется, что такой подход делает работу более интересной, творческой и эффективной, ведь участниками акции стали 654 сормовича.

 * * *
s5.jpg
В ноябре во взрослых библиотеках ЦБС прошла декада "Библиотека – территория толерантности". Ее целью было – формирование у читателей толерантного отношения к национальным диаспорам, религиозным общинам, к людям с ограниченными возможностями здоровья. Библиотекари постарались интересно и творчески раскрыть данную тему. Особое внимание было уделено рассказу о культуре и обычаях народов, населяющих Поволжье, проблемам многонационального Нижнего Новгорода. Мероприятия проводились для различных возрастных аудиторий, но акцент в работе был сделан на формирование толерантности в молодежной среде.
 * * *
s6.jpg
29 ноября в ЦРБ им. Пушкина состоялась 15-ая встреча библиотекарей ЦБС Сормовского и Московского районов. На этот раз дружественные коллективы провели семинар "Учитель, воспитай ученика", посвященный Году учителя. Программа семинара была очень интересной. С сообщением на тему "Учитель в системе профессиональной подготовки работников культуры Нижегородской области" выступила директор Нижегородского областного колледжа культуры О.В. Петухова.
s8.jpg
Сормовичи представили вниманию собравшихся выступление из опыта работы "Библиотека в Год учителя", обзор "Образ учителя в литературе 21 века" и медиа-анонс книги японского автора К. Хайтани "Взгляд кролика".
s7.jpg
Сотрудники Московской ЦБС рассказали о лицейских наставниках А.С. Пушкина, провели обзор литературы из фонда редких книг "Состояние и развитие образования и педагогической мысли в России 19-го века" и презентовали серию книг канадской писательницы Л. Монтгомери "Волшебный мир Ани Ширли". Весь представленный на семинаре материал вызвал у библиотекарей большой интерес.
 * * *
s9.jpg

25 ноября в НГОУНБ им. В.И. Ленина состоялась областная научно-практическая конференция "Будущее в наших руках: роль социального партнерства в формировании единого эколого-образовательного пространства Нижегородской области".

С опытом своей работы по данному направлению выступали библиотекари различных ЦБС области. Нижний Новгород был представлен нашей библиотечной системой. Заведующая филиалом им. Ленинского Комсомола Н.В. Монахова рассказала участникам конференции о реализации целевой программы "Жизнь в стиле "ЭКО".

Организаторы мероприятия отметили, какой большой объем работы был проделан коллективом за первый год действия программы – это и сотрудничество с экологическими организациями, и большое количество проведенных акций, и формирование читательского актива, и создание информационной эко-среды в библиотеке. Желаем нашим коллегам успехов в дальнейшей работе по экологическому просвещению жителей Сормовского района.

И.М. Цирулева,

зав. организационно-методическим отделом

 

ВСИС ПБ: вопрос-ответ 

s10.jpg

В апреле 2010 года специалисты ИБО ЦБС Сормовского района стали операторами Виртуальной справочно-информационной службы публичных библиотек (ВСИС ПБ).

Подводя итоги уходящего года, мы решили задать несколько вопросов Валентине Ивановне Полковниковой – зав. информационно-библиографическим отделом, оператору ВСИС ПБ

- Какова цель создания этой службы?

Основной целью является расширение круга пользователей библиотеки и предоставление им новых, нетрадиционных сервисных услуг, основанных на внедрении новых технологий. При поиске информации в библиотеке можно обратиться за помощью к библиографу. А в Интернете? Ведь очень трудно бывает заставить поисковую машину понять, что действительно нужно. Поиск в глобальной сети – искусство, которым владеют далеко не все. Поэтому в Интернете появились "сетевые библиографы", которые предлагают новый сервис, его название - "Виртуальная справка". Теперь любой желающий может получить профессиональную помощь в поиске сетевых ресурсов бесплатно.

- Что является основным источником информации для ответов на запросы пользователей?

Операторы Виртуальной справки стараются предоставить пользователям информацию, максимально доступную для них, в большинстве случаев – это материалы из Сети. Но если её не получается найти в электронной форме, даются ссылки на печатные источники.

- Сколько библиотек принимают участие в проекте?

В настоящий момент в проекте участвуют 30 библиотек (в том числе и ЦРБ им. 1 Мая.) разных уровней и типов из России, Украины и Казахстана, ведутся переговоры о присоединении к проекту библиотек Белоруссии. В настоящее время участниками проекта, давно ставшего международным, являются 27 российских, 2 украинские и 1 казахская публичные и университетские библиотеки.

- Определяется ли количество выполняемых справок?

Определяется минимум справок на одного оператора – две в день. Если есть желание и возможность, то можно выполнить и больше. С апреля по ноябрь 2010 г. мы выполнили – 244 заявки для пользователей из Армении, Белоруссии, Украины, Бразилии, Киргизии, Литвы, Молдавии, Узбекистана, Чехии, России. Справки выполняются только в рабочие дни.

- Кто составляет аудиторию "Виртуальной справки"?

Пользователи "Справки" - это новая аудитория библиотек, которая ориентируется в основном на сетевые ресурсы. Справочная служба работает круглосуточно: ведь операторы живут в разных часовых поясах. Аудитория "Справки" молодая. Пятая часть наших пользователей достигла 20 летнего рубежа; молодежь в возрасте от 20 до 25 лет составляет 35%; а 30-летний порог преодолели 18% нашей аудитории. В основном это учащаяся молодежь – студенты (судя по содержанию запросов) и старшеклассники. Каждый третий – с высшим или незаконченным высшим образованием.

- Каковы основные темы запросов?

Особых требований к тематике запросов нет. Но основу (2/3 запросов) как составляла, так и составляет потребность в информации по экономическим наукам. При этом качество вопросов по экономике постоянно усложняется.

  • Помогите найти информацию по экономико-математической модели оптимитизации структуры стада (Барнаул)

Количество вопросов, связанных с художественной литературой, литературоведением и критикой немного. В подавляющем большинстве случаев это учебные запросы. Внеучебных запросов мало; в основном это просьбы разыскать в сети тексты художественных произведений для свободного чтения.

Около 10% запросов приходится на долю педагогических наук. Часто спрашивают о путях и возможностях получения образования, переподготовки и переобучения, при этом особый интерес вызывают экономические и юридические дисциплины, иностранные языки, а также обучение за рубежом.

Пользователи рубрики "Культура. Искусство. СМИ" (5%) нередко ищут в сети конкретные произведения – картины, скульптуры, тексты пьес, киносценарии, журналы и газеты прошлых лет, книги по искусству.

  • Добрый день! Знакомлюсь с творчеством художников-передвижников и возник такой вопрос. Создается впечатление, что все для них складывалось как нельзя лучше: художественный критик Стасов их высоко ценил, Третьяков покупал их картины и относился к ним с большим уважением. А были ли те, кто их искусство не принимал и выступал категорически против? Если да, то кто эти люди? Что вообще об этом можно почитать в сети и в книгах? Вот именно об отношениях передвижников с другими, так сказать, структурами. (Москва) 

Приблизительно 7% запросов (в подавляющем большинстве случаев – учебных) относятся к рубрикам "Философия, социология, религия", "Психология, психиатрия".

К библиотечным наукам, практике работы библиотек относятся около одной десятой всех запросов.

Минимальное количество запросов приходится на негуманитарные (естественные и технические) дисциплины.

Цель обращения большинства посетителей в "Виртуальную справку", – получение информации, нужной для выполнения учебных заданий, написания рефератов, курсовых и дипломных работ.

При этом наряду с довольно простыми темами и вопросами нередко встречаются сложные, требующие от операторов не только многоступенчатого поиска, но и знания самого предмета.

  • Доброго всем здоровья! Вновь хочу обратиться к вам с вопросом. Меня интересует, если какие то рекомендации по одежде для библиотекарей. Своеобразный дресс-код для библиотекаря женщины (Глазов)

Характерно, что многие пользователи "Справки", вероятно, даже и не предполагают, что эти материалы можно найти в библиотеке своего города (особенно, если она расположена в столице, областных центрах, крупных городах), и операторы вынуждены напоминать им об этом. Однако чаще всего дело не в том, что посетитель не знает о возможностях даже очень крупной библиотеки, а в том, что он предпочитает получить нужную информацию, необходимые материалы тут же, не покидая стен своей квартиры или офиса, и лучше всего в электронном виде. Во многих запросах такое желание прямо сформулировано, в других – легко читается "между строк".  

s11.jpg

P.S. Когда верстался номер, в ЦРБ им. 1 Мая пришла посылка из Москвы. Наши коллеги из Российской государственной библиотеки для молодежи прислали нам символику операторов 1-ой Виртуальной справочной службы: красный галстук с эмблемой "Виртуалки" и симпатичный сувенир в виде мудрой совы на пьедестале с надписью "ОПЕРАТОРУ ПЕРВОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ СПРАВОЧНОЙ СЛУЖБЫ. 10 ЛЕТ МЫ ПОМОГАЕМ В ПОИСКЕ"

 

 

Детские библиотеки: калейдоскоп событий 

 * * *
s13.jpg

9 сентября был проведен Районный заключительный праздник по Программе летнего чтения 2010 года - букмистерия "Чудесных книг волшебный мир". Все юные читатели, принимавшие активное участие в мероприятиях по Программе летнего чтения, собрались в ЦРДБ им. Н.А. Зайцева.

Волшебный цветок из сказки "Цветик-семицветик" В. Катаева помог ребятам встретиться с героями понравившихся книг, вспомнить любимых писателей. На празднике были подведены итоги районного творческого конкурса рекламы книги-юбиляра 2010 года "Дарите чтение друг другу!". Победители конкурса и Программы летнего чтения были награждены дипломами и ценными подарками.  

 * * *
s14.jpg
14 октября во всех детских библиотеках Сормовского района прошел кольцевой День библиографии "Интернет с пользой для дела", основной целью которого было познакомить школьников с ресурсными возможностями Интернета и научить их правильному и эффективному поиску информации в Сети.
 * * *
s15.jpg

26 октября в ЦРДБ им. Н.А. Зайцева прошел День открытых дверей, который назывался "ЦРДБ: вчера, сегодня, завтра". На него были приглашены заместители директоров по работе с детьми, детские методисты и библиографы ЦБС города.

Сотрудники библиотеки поделились своим опытом по созданию электронной среды для информационного и творческого развития детей и подростков. Большой интерес у гостей вызвала организация автоматизированного обслуживания читателей в нашей библиотеке. В конце встречи присутствовавшие обсудили необходимость инновационных изменений в современной библиотечной деятельности.

 * * *
 s16.jpg С 1 по 30 ноября в детских библиотеках прошел месячник по формированию нравственно-правовой культуры у детей и подростков "Государство – это мы". В течение всего месяца подрастающему поколению рассказывали об истории власти в России, о государственных символах и основных законах нашей страны, представляли книги о правах детей. Для того чтобы привлечь детей к таким важным вопросам патриотического и правого воспитания были использованы различные игровые формы работы: игра - путешествие, викторины, правовые минутки.
 * * *
1 декабря в читальном зале ЦРДБ им. Н.А. Зайцева для членов клуба "Гостиная краеведа" была представлена медиапрезентация "Французский след в Нижнем Новгороде". Выбранная тема была приурочена к году Франции в России и России во Франции. Читатели нашей библиотеки Вероника Спорова и Таисия Ведманкина рассказали школьникам об исторической связи между Францией и Нижним Новгородом, познакомили с историческими памятниками нашего города, связанными с выдающимися людьми Франции. На мероприятии звучала французская музыка и французская речь.
 * * *
s12.jpg

9 декабря во всех детских библиотеках Сормовского района прошла районная акция по здоровому образу "Перестань зевать, выходи играть". Сколько радости и удовольствия принесли зимние развлечения ребятам, собравшимся в этот день около библиотек!

Вместе с библиотекарями они лепили снеговиков, отгадывали загадки о зиме, весело и задорно играли в подвижные игры, вспоминали новогодние стихи и песенки.

М. В. Варочкина, гл. библиотекарь

сектора инновационно-методической работы ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

 

Литературный проект "Классики без глянца"

sam19.jpg

В сентябре в ЦРБ им. 1 Мая с целью повышения квалификации для ведущих специалистов системы прошло методическое занятие, которое стало вторым звеном нового для нашей ЦБС литературного проекта "Классики без глянца".

Напомню, что в 2009 году в Центральной районной библиотеке состоялась презентация книги серии "Классики без глянца" известного литературоведа Павла Фокина. Это издание приобрело большую популярность как среди библиотекарей, так и среди читателей.  

sam20.jpg

В год памяти великого русского писателя Льва Николаевича Толстого мы с нетерпением ждали выхода книги о нем в рамках издательского проекта "Классики без глянца".  Но наши надежды не оправдались, и тогда мы решили самостоятельно по образу и подобию фокинского проекта создать электронный экземпляр книги "Лев Толстой без глянца".

В своей работе мы старались четко следовать заданному дизайну серии. Наша виртуальная книга оформлена в едином стиле со всей серией: красно-белая цветовая гамма, графический портрет, заголовок-автограф писателя. Только в заголовке к фамилии добавлено имя. Так ведь и писателей Толстых несколько…

Структура нашей е-книги также повторяет структуру большинства изданий фокинской серии. Она состоит из трех больших разделов "Личность", "Родные и близкие", "Жизнь и судьба".

Для того, чтобы создать электронную книгу, нам пришлось кропотливо изучить множество источников как из фондов нашей ЦБС, так и из Интернета, выбрать из многочисленных воспоминаний современников самый интересный и значимый материал. Так же, как и Павел Фокин, мы опирались только на воспоминания людей, лично знавших Льва Толстого. В своей работе мы использовали материалы из дневников самого писателя, его жены, детей, биографов Толстого, друзей семьи, известных писателей и т.д.

s17.jpg

Как всякий живой человек, Толстой не укладывается ни в какие определенные рамки. Кто он? Писатель? Пророк новой религии? Педагог? Спортсмен? Сельский хозяин? Образцовый семьянин? Ничего из этого в отдельности, но все это вместе и, кроме того, еще много другого.

Мы постарались раскрыть все грани творческого пути писателя, найти самые интересные факты его биографии. В медиа-сопровождение мероприятия были включены фрагменты документальной фото- и видеохроники семьи Толстых, отрывки из телепередачи "Хроники с Николаем Сванидзе" и др.

Итогом литературного проекта "Классики без глянца. Лев Толстой" стала электронная книга. Кроме того, само мероприятие было представлено библиотекарям ЦБС в качестве показательного и рекомендовано им для работы с читателями. В будущем году мы планируем пополнить копилку литературной серии "Классики без глянца".

Е.В. Малышева, зав. отделом маркетинга и инноваций

 

Информационные технологии в ОКиО 

okio.jpg

В условиях развития информационных технологий вопросы комплектования, формирования библиотечных фондов остаются одними из важнейших для библиотеки.

Несомненным положительным результатом стало внедрение компьютерных технологий непосредственно в процесс обработки библиотечных фондов.

Использование компьютерных технологий в сфере комплектования позволяет:

- получать в сетевом режиме информацию о продукции издающих организаций;

-оперативно знакомиться с новой литературой, предлагаемой через книготорговую сеть;

- на основе использования электронной почты заказывать и получать необходимые издания.

Сегодня библиотека успешно внедряет автоматизированую информационо-библиотечную систему MARC. В настоящее время общее количество записей в ЭК, создание которого началось в 2002 году, составляет около 287 тысяч.

Программа MARC дает возможность:

- формировать инвентарную книгу;

- вести контроль по подписке;

- вести 1-ую часть книги суммарного учета (КСУ). Это своего рода дублет традиционной КСУ.

- формировать акт по ветхости и взамен утерянных;

- вести тетрадь учета книг, принятых от читателей взамен утерянных.

Таким образом, информационные технологии обеспечивают комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов в ОКиО: комплектование литературы, создание и ведение ЭК, систематизацию, обработку поступающих изданий, учет библиотечного фонда.

И.В. Черешкова, зав ОКиО

 

Деловое чтение

s18.jpg

Уважаемые коллеги!

В данной рубрике я, Ирина Цирулева, буду знакомить вас с новинками профессиональной литературы: книгами, журналами, отдельными статьями в помощь повышению вашей квалификации и творческому развитию.

 

Сегодня я представляю научно-практический журнал о библиотеках, чтении и книгах "Современная библиотека". Первый номер журнала вышел в свет в конце августа 2009 года. Он издается в Москве издательским центром "Литера-Пресс" с периодичностью – 4 раза в полугодие. На 112 полосах журнала освещается разнообразная палитра развития библиотечно-информационных учреждений страны и мира.
s19.jpg

В каждом номере журнала "Современная библиотека":

- обсуждение актуальных проблем, стоящих перед библиотекой;

- выступления представителей библиотечного сообщества, деятелей культуры, образования;

- описание опыта работы коллег из разных стран;

- практические материалы для самостоятельного повышения квалификации;

- познавательные статьи о книгах, истории, людях;

- календари знаменательных дат;

- репортажи и сообщения о заметных событиях в библиотечной отрасли;

- консультации, тренинги, сценарии и многое другое.  

Наша ЦБС выписывает журнал "Современная библиотека" со второго полугодия текущего года. На сегодняшний день, к сожалению, пришел только один номер - №5 за 2010 г. Хочу обратить ваше внимание на следующие статьи:

Коробкина, Т. А. Библиотека-читальня XXI в.: ловить ветер времени : [Текст] : интервью журналу // Современная библиотека. - 2010. - № 5. - С. 45-52. – (Персона).

Библиотека мегаполиса… Как ей живется в круговороте культурных событий, чем таким особенным она должна "взять" своего читателя, какие услуги и ресурсы предложить ему? Об этом и многом другом рассказала в интервью журналу Т.Е. Коробкина, директор Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева г. Москвы.

Маруга, О. М. Интеллигентное хулиганство "воблы" : [Текст] // Современная библиотека. - 2010. - № 5. - С. 88-91. – (Крупный план).

Библиотека – это не устаревшая модель информационного центра, а живой организм, открытый новым веяниям культурной жизни. Заведующая отделом социально-досуговой деятельности Волгоградской ОУНБ рассказывает о прошедшей в библиотеке молодежной перформанс-акции.

Уважаемые коллеги, приглашаю вас стать читателями "Современной библиотеки".

Сайт журнала http://sb.litera-ml.ru

 

Литературные премии-2010 

s20.jpg

19-е вручение "Русского Букера" ознаменовалось скандалом: старейшую российскую премию получила вологодская писательница Елена Колядина за роман "Цветочный крест", единственное достоинство которого – это слово "афедрон".

Роман вышел в журнале "Вологодская литература" в 2009 году и вызвал неоднозначную реакцию читателей. В частности, появились насмешливые записи в блогах и отрицательные рецензии в СМИ. И рецензенты, и блогеры отмечали неумелую стилизацию под древнерусский язык и комичность эротических моментов. Колядину упрекали в отсутствии "чувства языка" и элементарном невежестве.

Сама писательница охарактеризовала свой роман как "веселая тотемская галиматья об огненной елде и золотых лядвиях". По словам Колядиной, она всегда хотела написать "о любви и сексе", но не находила подходящих для этого слов в современном русском языке, только ругательства да медицинские термины. "Нужные" слова нашлись в допетровской Руси.

Действие романа происходит в городе Тотьма в эпоху правления Алексея Михайловича. В центре конфликта оказывается юная жительница города Феодосия. Молодой священнослужитель Логгин, ставящий своей целью перевоспитание невежественной паствы, после не совсем успешных попыток сделать Феодосию "праведной" отправляет ее на костер за колдовство.

Сообщается, что в конце декабря - начале января роман "Цветочный крест" появится в книжном варианте в издательстве "АСТ".

Голоса членов Литературной академии – жюри Национальной литературной премии "Большая книга" – распределились следующим образом: первую премию получил П. Басинский за книгу "Лев Толстой: бегство из рая", вторую – А. Иличевский за "Перс", третью – В. Пелевин за роман "t".  

s21.jpg

Несколько слов о книгах-призерах.

У Павла Басинского получилась крайне удачная, отвечающая самым высоким критериям научно-популярной литературы компиляция сведений из источников — компиляция, которая переросла в оригинальный текст. Это детальная хроника жизни Толстого, исследованная со всех возможных сторон. Не только история эксцентричного умирания — но полноценная биография, рассказанная через сюжет об уходе. Ревизия отношений Толстого и церкви. Люди, населявшие дом Толстых, приживалы и частые гости. Социальная сеть, внутри которой жил поздний Толстой. Финансовая сторона жизни. История брака. Экономика Ясной Поляны. Был ли уход сложной формой самоубийства? Был ли Толстой "женофобом"? Что произошло с толстовским завещанием?

 

s22.jpg
У автора хорошее "чувство Толстого", его толкования текстов глубоки и вызывают доверие; у него есть вкус на курьезы, он проявляет интерес не только к тому, что то или иное событие значило, но и к бытовой стороне, в частности, к "логистике" странного похода. Соблюдая баланс "изнанки" и лицевой стороны, Басинский не злоупотребляет первым — и не стесняется показывать вторую. Он уверен, что — несмотря на общераспространенное мнение, будто "Толстой ушел, чтобы умереть со своим народом", — Толстой ушел не чтобы умереть, а чтобы НЕ умереть. Несмотря на масштабы фигуры своего героя, автор имеет смелость не только следовать за ним, но и рассуждать о нем критически, не стесняясь называть вещи своими именами.
s23.jpg
Главный герой "Перса" - молодой ученый Илья Дубнов, гражданин США, который после тяжелого развода с женой отправляется на Каспий, в места своего детства. Там, на задворках бывшей советской империи, он встречает школьного друга Хашема Сагиди, выходца из Ирана, который живет в заповеднике и обучает охотничьих соколов. В степи он устраивает вместе с егерями своеобразную коммуну - Апшеронский полк имени Велимира Хлебникова.
s24.jpg
Книга Пелевина посвящена Льву Толстому и его уходу из "Ясной Поляны". Главного героя романа зовут граф Т., он мастер боевых искусств и пробирается в Оптину Пустынь, а по пути встречает каббалистического демона Ариэля, утверждающего, что и мир, и самого графа Т. создал именно он. Накануне церемонии награждения было объявлено, что роман Пелевина стал победителем читательского голосования.
s25.jpg

Лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2010 год стал перуано-испанский прозаик и драматург Марио Варгас Льоса "за детальное описание структуры власти и за яркое изображение восставшего, борющегося и потерпевшего поражение человека".

Варгас Льоса считается одним из величайших латиноамериканских прозаиков новейшего времени наряду с Хуаном Рульфо, Карлосом Фуэнтесом, Хорхе Луисом Борхесом и Габриэлем Гарсия Маркесом.

Исходя из цифр официальных тиражей его книг, он может быть признан также наиболее активным и наиболее коммерчески успешным среди авторов этого культурного пространства в первом десятилетии XXI в.


На счету Льосы более 30 романов, пьес и эссе. Международное признание ему принес роман 1960-х годов "Время героя". В 1995-м писатель получил премию Сервантеса, самую престижную литературную награду испаноязычного мира.

Произведения Варгаса Льосы переведены на десятки языков, неоднократно экранизированы и отмечены многочисленными престижными премиями. Член Испанской королевской академии, почетный доктор ряда университетов Европы и Америки.

s26.jpg

Лауреатом Букеровской премии 2010 года стал британский писатель Говард Джейкобсон c сатиричным романом "The Finkler Question" ("Вопрос Финклера").

"Вопрос Финклера" стал первым комедийным произведением, удостоенным этой награды за всю историю премии. Сам Джейкобсон, который характеризует себя как "Джейн Остин для евреев", свою книгу назвал историей о том, "каково быть евреем со стороны".

В произведении рассказывается о жизни евреев и тех, кто хочет ими быть. Книга Г. Джейкобсона - о любви, мужской дружбе и поражениях, которые терпит в жизни человек. Роман "Вопрос Финклера", повествующий о двух школьных друзьях и их учителе, насыщен юмором и грустью, он светел и одновременно почти трагичен.

"Это замечательная книга: очень забавная, но в то же время и очень умная, очень печальная и очень тонкая, - сказал председатель жюри, поэт Эндрю Моушин. - Она такая, какой и должна быть, и даже гораздо лучше. Она полностью заслуживает того, чтобы стать обладателем этого великого приза. Эта книга - очень ясная, и все в ней четко подогнано и хорошо работает".

(По материалам Интернет)