Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Что читать ребенку – дошкольнику
Печать
Что читать ребенку – дошкольнику

Рекомендательный обзор литературы

"Что читать ребенку – дошкольнику"

Уважаемые родители!

Книги с малых лет воспитывают у ребенка добрые чувства и благородные мысли, побуждают к хорошим поступкам, делают их жизнь полнее и интереснее. Выбирая их, исходите из возраста юного читателя, учитывая при этом, что книга должна стимулировать его развитие. Семья располагает для этого большими возможностями, чем детский сад или школа, потому что здесь легче осуществлять индивидуальный подход.

Первое знакомство с детской литературой можно начать с книжек-картинок. Это такой тип издания, в котором рисунки имеют главное значение, а подписи лишь дополняют и поясняют их. Они незаменимы для развития у детей чувства юмора.

 rod14.jpg

Радлов, Н. Рассказы в картинках / Н. Радлов. - М. : "Планета",1992. - 48 с., ил.

 

В книге есть такая сценка: купается Петя, а на берегу в его чулки, спасаясь от цапли, забрались лягушки. Глядит Петя и удивляется, почему чулки запрыгали? Эта сценка кажется ребенку необыкновенно забавной. Он смеется потому, что здесь нарушен порядок вещей (чулки и вдруг прыгают!) и радуется своей сообразительности (догадался, почему запрыгали!). "Рассказы в картинках" доставят ребенку тем большее удовольствие, чем лучше вы рассмотрите их вместе с ним.

rod15.jpg

Сутеев, В. Сказки в картинках / В. Сутеев. - М. : Астрель: АСТ, 2006. - 251 с., ил. ("Кто сказал "мяу"?, "Три котенка", "Цыпленок и утенок", "Под грибом").

 

"Сказки в картинках" В. Сутеева также веселят малышей. Рисунки здесь похожи на кадры из мультипликационных фильмов. Попросите ребенка пересказать ту или иную книгу по картинкам и внимательно рассмотрите их вместе с ним. В беседах по иллюстрациям он, вспоминая литературное произведение, сможет рассказать, какие моменты изобразил художник, что, с кем и когда происходит.

 

 

rod16.jpg
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пушкин, А. С. Сказки / А. С. Пушкин. – М. : АСТ, Астрель, 2007. – 128 с. : ил.

 

Чем раньше состоится знакомство ребят с Пушкиным, тем лучше.

Уже в 2—3 года они с наслаждением слушают отрывки из "Сказки о царе Салтане", начиная любить их звучание прежде, чем до конца поймут смысл, а в 4 года воспринимают сказку целиком, горячо сочувствуя героям.

В "Сказке о рыбаке и рыбке" дети 4–5 лет жалеют старика и негодуют против старухи, т. е. верно понимают идею сказки. Правда, они порой выражают сомнение в правильности поведения старика (лучше бы попросил у рыбки новую старуху).

Старшим дошкольникам (5–6 лет) советуем прочесть "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях". Ее романтические картины сильно действуют на детское воображение и трогают сердце. Нетрудно представить, как страшно ребенку за царевну, оставленную в темном лесу, как хотелось бы предупредить ее об отравленном яблоке и как горячо он желает удачи королевичу Елисею.

Основной смысл сказок Пушкина дети понимают легко, потому что в них, как и в народных сказках, добро отчетливо противопоставлено злу. Эти произведения нельзя читать монотонно: богатство содержания требует и богатства интонаций.

 rod17.jpg

Гаршин, В. Лягушка-путешественница / В. Гаршин. – М. : Книжный дом, 2009. – 16 с. : ил.

 

"Утки несли прутик, а лягушка — уцепилась за него ртом. "Удивительно умная голова наша лягушка", — говорили утки, а люди внизу восхищались: "Смотрите, смотрите, вот чудо-то! И кто это придумал такую хитрую штуку?" — "Это я!" — закричала лягушка и полетела на землю". Обсуждая вместе с ребенком лягушку-путешественницу, следует подчеркнуть мысль о том, что хвастовство до добра не доведет.

 

 rod18.jpg

 

 

 

 

Мамин-Сибиряк, Д. Аленушкины сказки / Д. Мамин-Сибиряк. – М. : Книжный дом, 2007. – 64 с. : ил. - ("Сказка про храброго зайца Длинные уши—Косые глаза— Короткий хвост", "Умнее всех", "Сказка про Воронушку—черную головушку и желтую птичку канарейку").

 

Сказки Мамина-Сибиряка о зверях и птицах смешны, поучительны и наводят детей на размышления о характерах героев и их поступках.

В "Сказке про храброго зайца" Зайчишка своим хвастовством привлек внимание волка — и это плохо, но он все-таки, хоть и нечаянно, да прогнал волка и вообще в его отчаянной решимости — никого не бояться — есть что-то симпатичное.

"Сказка про Воронушку…" показывает ребятам, как все непросто на белом свете. Воробьи гнались за канарейкой и хотели заклевать ее. "За что вы ее обижаете?", — спрашивает Ворона. "А зачем она желтая?" — запищали разом все воробьи. Ворона тоже решила, что канарейка не птица, но защитила и взяла ее жить в свое гнездо. Сказка учит ребенка обязательной для человека терпимости к другим.

 rod19.jpg

 

 

Горький М. Рассказы и сказки для детей / М. Горький. – М. : Стрекоза, 2008. – 160 с. : ил. – (Классика – детям).

 

А.М. Горький нежно любил детей и писал для них сказки. Одна из них — "Воробьишко". Пудик был очень самостоятельным и не хотел согласиться с мамой, что человек хорош и без крыльев: "Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья". Однажды самоуверенный воробьишко не послушался старших и едва не попал кошке в когти. В этой сказке все закончилось благополучно, если забыть, что мама, защищавшая сына, осталась без хвоста... Хорошо иметь свое мнение, только при этом нужно слушаться взрослых. При чтении постарайтесь передать звукоподражания, комично воспроизводящие чириканье воробья и мяуканье кошки. Другие сказки М. Горького тоже занимательны и поучительны: "Случай с Евсейкой", "Самовар", "Про Иванушку - дурачка".

Дошкольник не знает Горького, поэтому в беседе скажите ему, что Максим Горький — наш земляк, что он писал много произведений и для взрослых.

 rod21.jpg

 

Успенский, Э.Н. Дядя Федор, пес и кот / Э.Н. Успенский. - М. : Самовар, 2000. - 124 с. : ил.

 

Повесть-сказка "Дядя Федор, пес и кот" тоже отвечает детской потребности — играть во взрослых. Дядя Федор — прозвище серьезного, самостоятельного мальчика, который, обидевшись на маму (она не любила животных!), ушел из дома и поселился в деревне с котом Матроскиным и собакой Шариком. Забавные происшествия в этой дружной семье и составляют содержание сказки: как купили веселый трактор "Тр-тр Митя", работающий не на бензине, а на супе с котлетами, как кот выписал из института физики, где жил прежде, искусственное солнце, как Шарик охоту с ружьем поменял на охоту с фотоаппаратом и т.д. Одним словом, и в этой сказке, как всегда у Успенского, ребенок видит нашу жизнь и своих сверстников.

 rod20.jpg

Успенский, Э. Крокодил Гена и другие сказки / Э. Успенский. - М. : Ангстрем, 1993 . - 125 с. : ил.

 

Герои повести-сказки "Крокодил Гена и его друзья" — резиновый крокодил, пластмассовая кукла Галя и плюшевый зверек Чебурашка. Сказки об игрушках традиционны в детской литературе, но Успенский наполнил их дыханием сегодняшней жизни, близкой ребенку. Автор предлагает детям игру, которая увлекает их: здесь есть и благородная цель (организовали "Дом дружбы"), и победная борьба со злом (старуха Шапокляк с крысой Лариской).  

 

Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения читать, начинает складываться начитанность, и в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.