Групповая консультация / ЦРБ им. 1 Мая; Сост. зав. ОМО М.Н. Сачкова. - Н. Новгород, 2002. - 9 с.
Прежде чем перейти к рассмотрению различных аспектов выставочной деятельности в современной библиотеке попытаемся проанализировать представления о выставочной деятельности в современном отечественном библиотековедении.
В российской библиотековедческой науке понятие «библиотечная выставка» определено как «форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации документов, других экспонатов информирование об изданиях, событиях,
проблемах». Под термином « музейная выставка» подразумевается временная музейная экспозиция. «Музейная экспозиция» определяется как «основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений».
Очевидно, что первое определение узкоспециально и отражает лишь одну из многих функций и характеристик выставки. В отечественном библиотековедении традиционно в определениях термина «библиотечное обслуживание» и его конкретных форм не отражается их социальная функция, которая рассматривается в общем, контексте социальной направленности деятельности библиотек в целом. Такая односторонность культивирует в практике отечественных библиотек формальный подход к выставке как к мероприятию, в котором доминирует информационная составляющая.
По своим целям и задачам – раскрыть богатство фондов библиотеки, привлечь максимально большее число посетителей выставок с тем, чтобы донести до них знание о библиотеке и ее фондах – это форма работы с читателями, причем форма очень активная, находящая отклик у пользователей сочетает в себе оба определения.
Выбор названия – очень важный момент, ибо в нем, должна быть заключена идея всей выставки. Здесь инициатива и смелость, творчество, фантазия библиотекаря должна раскрыться в полной мере. Есть несколько требований к названию. Это – наличие в нем не более 4-5 слов, способность отразить целевое и читательское назначение ( например: замените заголовок « Новые поступления» на «Все новое – для Вас!» Обратите внимание на нетревиальность (неординарность, оригинальность), формулировки, избегайте штампов. Должна существовать логика в разбивке текста на строки. Название должно иметь социальную направленность, и в то же время играть роль приманки для читателей (Например: « Брось все и читай», « Когда хочется отдохнуть»). Знаменитый исследователь рекламы Альфред Политу на вопрос, какие элементы печатной рекламы являются самыми важными, сказал, что «самыми важными являются заголовки, поскольку некоторые люди читают только их».
В оформлении заголовка немаловажную роль играет цветовое решение. Выставка должна привлекать внимание читателей яркостью и образностью, но не раздражать излишней пестротой и крикливостью. Наиболее удачные цветовые
сочетания: черный с желтым, черный с оранжевым, красно – бело – синий, белый на синем, на красном, на зеленом. Мы привыкли использовать в оформлении заголовков и рубрик сочетания красного на белом или черного на белом. Оказывается, они« замыливают»глаз, перестают обращать на себя внимание читателей. Надписи лучше выполнять в трех цветах: один для общей информации, другой для основных элементов текста или используемой символики, третий- фон. При выборе общего фона можно использовать бумагу спокойных тонов. Следует принимать во внимание и ассоциативную реакцию зрителя на некоторые цвета (черный – предупреждение, красный – ощущение опасности). В выборе цвета надо учесть и степень его популярности на сегодняшний день, влияние моды. Удачно можно использовать в оформлении элементы компьютерной графики, которые позволяют сделать заголовки и цитаты яркими, красочными, а так же оперативно менять одни заголовки на другие, подбирая каждый раз необходимые иллюстрации.
По возможности, полезно издать буклет, отражающий книжную экспозицию. Художественно оформленные книжно – иллюстративные выставки становятся подчас событием культурной местной жизни. Так как выставка является средством воздействия на чувственное восприятие людей, необходимо учитывать момент авторства выставки, авторства идеи, авторства в исполнении и оформлении.
В этом отношении интересен опыт работы ЦБС г.Нальчика . Проект «Выставки: тенденции развития», в основе которого лежит неразрывность связки «библиотекарь – читатель». Одна из них – «Авторская выставка» - должна привлечь внимание читателя к ее творцу – библиотекарю, к его творческой индивидуальности. Предпосланное выставке обращение ее составителя, квалификационный паспорт специалистов, участвовавших в ее подготовке на виду у тех, кому она предназначена. Этот прием работает на имидж библиотекаря, помогает продемонстрировать сугубо личностный подход к своему творению. Диапазон авторской выставки практически не ограничен, как необъятен мир книжных полок. Другая форма – выставка « Литературное досье читателя» - отличатся от авторской выставки тем, что дает больший простор читателю в выражении своего творческого «Я». Выставка – это база, на которой ведется развернутый диалог мировоззренческого характера с читателем, высвечивается пластичность его духовного мира, особая стилистика его мыслительной деятельности. Форма подобной выставки – диалог. Специфика композиции выставки определяется установкой на индивидуальный контакт библиотекаря с конкретным читателем через интервью, что вносит новую тональность в их взаимоотношения и вовлекает читателя в круг соучастников популяризации книг. Рабочая идея « Литературного досье читателя» и практическое ее воплощение представляют собой логически обусловленный комплекс действий: цель – средства – адреса – исполнитель – гарантия. Именно гарантия обеспечивает стопроцентную выдачу изданий, отраженных на выставке.
Читатели могут участвовать в дальнейшем изменении и дополнении экспозиции. Для этого у выставки должна находиться книга отзывов и предложений. Важно сделать так, чтобы популяризация выставки была тесно взаимосвязана с методами индивидуальной работы. При определении эффективности выставки рекомендуется использовать такие методы, как: наблюдение, анкетирование, интервью, выборочный анализ читательских формуляров. Эти данные позволят оценить степень эффективности той или иной выставки, обобщить интересные методические приемы подачи литературы.
Живое слово библиотекаря помогает раскрыть логическую связь между разделами и отдельными книгами, обогащает читателя новыми данными. Воздействие на читателя становится более эмоциональным. Для этого в день открытия выставки целесообразно провести презентацию, где акцентировать внимание посетителей на основных проблемах и важнейших произведениях, можно пригласить специалиста, более профессионально владеющего темой раскрытой на выставке.
Формы современной выставки очень разнообразны. Предлагаю вашему вниманию комментарий методики организации наиболее интересных форм выставочной работы:
Выставка – викторина предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию литературы, с помощью которой читателю предлагается ответить на вопросы этой викторины. Вопросы должны быть разной категории сложности, учитывающие категорию читателей на которую рассчитана выставка. Должно присутствовать обращение к читателю с приглашением принять участие в викторине. Можно использовать выставку – викторину для рекламы библиотечных услуг:
- указать, что литературу по теме выставки можно получить на дом (где и на каких условиях),
- информировать о наличии сценариев мероприятий по данной теме, - дать заявки на проведение следующей выставки – викторины и т.д.
Закончить викторину можно примерным текстом: « Если Вы ответили на все вопросы викторины, то Вы – кладезь познаний, на 10 – 15 вопросов – знаток литературы, на 5 –9 вопросов – запишитесь на абонемент, на 1-4 вопроса – срочно запишитесь в библиотеку, не Ответили ни на один вопрос – все равно Вы молодец, потому, что не прошли мимо нашей викторины!»
Выставка – вернисаж предполагает демонстрацию картин или репродукций. Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о художниках – авторах, творчестве местных художников, о данном направлении в искусстве, больше площади для экспонирования работ, использование света, цитат, антуража. Сложность данной выставки – в разнообразии иллюстративного материала, способности библиотекаря используя драпировки сохранить индивидуальность каждой иллюстрации.
Выставка – диалог:
Выставка – размышление (раздумье) предполагает:
- тему интересную для читателей определенной группы молодежь) или широкой аудитории,
- наличие множества или двух разных точек зрения по данному вопросу, теме. Представляется литература по существующим точкам зрения,
- наличие текстового обращения к читателям, предлагающее принять участие в обсуждении этого вопроса, темы. Можно сделать цветные индикаторы различных точек зрения, которые читатель выставка предваряет проведение библиотечного мероприятия по данной теме. Наиболее глобальные, актуальные темы выставок рекламируются в средствах массовой информации.
Выставка – кол лаж – главное назначение ее – привлечение внимания читателей. Она носит скорее рекламно – информационный характер. Тема обычно берется широкого плана, например « Я молодой». В рамках оформленного коллажа группируются отдельные смысловые подтемы (мода, увлечение музыкой и т.д.) Нет четкой структуры с разделами. Широко привлекается иллюстративный материал. Выставка должна быть ярко и со вкусом оформлена. Внутри тематических групп или рядом с выставкой может располагаться информация, объявления, ссылки на литературу, анонсы, информация о новых изданиях, поступивших в библиотеку.
Экспресс – выставка – это внеплановая оперативная выставка, связанная с возникновением актуальной темы, книги, статьи, интересной публикации. По форме может быть любой, главное привлечение внимания. Заголовки могут быть такими: « Обратите внимание!», « Пресса бьет тревогу!», « Горячая тема!».
Выставка – досье – представляет собой выставку документов, свидетельств, произведений по какому- либо делу или вопросу. С их помощью читателю предоставляется возможность самостоятельно определить свою позицию и оценку.
Выставка – импульс – должна побуждать к действию. Начинаться словами « Остановись», « Берегись…», «Не навреди …» и т.д. Материалы, представленные на выставке, должны также носить эмоциональный, яркий, неординарный характер.
Выбор формы книжной выставки не самоцель, а способ эффективно раскрыть содержание темы. Хорошо подготовленная и организованная выставка – это произведение библиотечного искусства, плод научных и творческих изысканий, результат вдохновенной работы. Она должна способствовать формированию положительного имиджа библиотеки.
Способствует планированию разнообразной и методически грамотной выставочной работе создание картотеки « Антология форм библиотечной работы» с выделением рубрики «Формы книжных выставок», где на карточках в алфавите названий собираются карточки с описанием методики оформления той или иной формы выставки.
« Мы живем в век выставок» - считает наш французский коллега Пьер Брейя. Книжные выставки можно назвать своеобразной визитной карточкой библиотеки. С их помощью читатель узнает не только о литературных богатствах, но и может судить о стиле библиотеки.
Реклама выставки осуществляется посредством размещения объявлений в информационном пространстве библиотеки, выпуска каталога, если тема продолжает оставаться актуальной и востребованной читателями. Интересный опыт рекламы платного абонемента предлагают коллеги ЦБС г.Славгорода Алтайского края « вращающаяся тумба открытая сверху… На каждой из четырех сторон изображено то, что предлагает платный абонемент: фантастика, боевики, женский роман и популярные журналы. Все это сопровождается эмблемой и значком (круг, сердце, квадрат или звезда). В тумбу сверху вставлены списки литературы. Информация в различной форме размещается и во внешней среде библиотеки.
В современном обществе библиотечные выставки используются как один из способов связи с общественностью. Выставки – ярмарки, международные форумы дают библиотеке возможность экспонирования своих фондов и услуг. В этом плане интересен опыт работы филиала РНТБ г.Чимкента, Республика Казахстан. «Экспонирование библиотеки предполагает: - имидж – рекламу, так как выставка – это прекрасное место встречи с представителями СМИ и специалистами предприятий; - изучение спроса на библиотечные услуги, уточнение и расширение рынка сбыта; - продвижение библиотечных услуг, в том числе новых; - заключение партнерских соглашений, договоров. « Преуспевает владеющий информацией» - такой рекламный слоган послужил заголовком и определил содержание выставленных материалов. Книги, периодические издания, нормативная документация в помощь производителям товаров и услуг недолго оставались в выставочной витрине в строгом порядке, буквально кочуя из рук в руки посетителей стенда. Пользовалась популярностью и рекламная продукция библиотеки: разнообразные листовки, закладки, буклеты «Владейте информацией», «Товарный знак – лицо фирмы», « Добро пожаловать на сайт». Участие в выставке потребовало от сотрудников библиотеки серьезной работы – аналитической, плановой, организационной. Экспонирование ресурсов филиала на выставке – ярмарке «Южная» заставило более интенсивно вращаться информационное колесо, обеспечив поддержание позитивного имиджа, продвижение библиотечных услуг, исследование рынка и укрепив сознание того, что в современном обществе преуспевает лишь владеющий информацией.»
В заключении хочу отметить, что ограничиваться изложенными сведениями и рекомендациями организатор выставочной работы не должен. Повышение эффективности и качества выставочной работы впрямую зависит от того, насколько полно усвоит библиотекарь опыт, накопленный психологами, педагогами, работниками рекламы и др., а также от творческого и энергичного поиска собственных решений применительно к поставленным перед ним задачам. Как говорил В.В.Маяковский «Нам не нужны библиотекари, которые являются хладнокровными регистраторами исходящих книг. Вы рекомендуете книгу читателю? Объясните нужность ее прочтения, сделайте толчок к читательской любви». Именно этому способствуют книжные выставочные экспозиции современных библиотек.
Для анализа эффективности консультационной информации прошу вас ответить на вопросы мини – анкеты:
1. Как Вы считаете, какие элементы выставочной экспозиции являются самыми важными?
2. Какие выставки Вы чаще всего оформляете в своей библиотеке?
3. Какие на Ваш взгляд выставки живее всего воспринимаются читателями?
4. Назовите логическую цепочку процессов оформления выставочной экспозиции?
5. Какие способы рекламы выставок Вы используете в своей работе?
Составитель: заведующая организационно - методическим отделом Сачкова М.Н.
ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ ВЫСТАВОЧНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ:
Выставка – антология;
Выставка – альманах;
Выставка – вопрос;
Выставка – дайджест;
Выставка – диспут (дискуссия, спор, полемика);
Выставка – диалог;
Выставка – дилемма (выбор из двух возможностей);
Выставка – диорама (выделяющая часть из целого);
Выставка – досье;
Выставка – викторина (конкурс, игра, загадка);
Выставка – карта;
Выставка – краеведческий срез;
Выставка – знакомство (представление);
Выставка – вернисаж (видеоряд, художественной школы, живописного жанра, репродукций)
Выставка – панорама;
Выставка - мемуарных публикаций (жанровая, воспоминание);
Выставка – совет (рекомендация);
Выставка – просмотр;
Выставка – символ;
Выставка – призыв (лозунг);
Выставка – контраст;
Выставка – реклама;
Выставка – словарь (азбука, букварь );
Выставка – коллаж;
Выставка – репортаж;
Выставка – калейдоскоп;
Выставка – хроника (хронология событий);
Выставка – рейтинг;
Выставка – чествование (юбилей, признание, посвящение);
Выставка - ретроспектива;
Выставка – календарь (дата);
Выставка – путешествие;
Выставка – хобби (увлечение, коллекция);
Экспресс – выставка;
Выставка рубрики;
Выставка газетной полосы и др.
ФОРМЫ ВЫСТАВОК
Выставка – викторина предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию литературы, с помощью которой читателю предлагается ответить на вопросы этой викторины. Вопросы должны быть разной категории сложности, учитывающие категорию читателей на которую рассчитана выставка. Должно присутствовать обращение к читателю с приглашением принять участие в викторине. Можно использовать выставку – викторину для рекламы библиотечных услуг:
- указать, что литературу по теме выставки можно получить на дом (где и на каких условиях),
- информировать о наличии сценариев мероприятий по данной теме, - дать заявки на проведение следующей выставки – викторины и т.д.
Выставка – вернисаж предполагает демонстрацию картин или репродукций. Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о художниках – авторах, творчестве местных художников, о данном направлении в искусстве, больше площади для экспонирования работ, использование света, цитат, антуража. Сложность данной выставки – в разнообразии иллюстративного материала, способности библиотекаря используя драпировки сохранить индивидуальность каждой иллюстрации.
Выставка – размышление (раздумье) предполагает:
- тему интересную для читателей определенной группы молодежь) или широкой аудитории,
- наличие множества или двух разных точек зрения по данному вопросу, теме. Представляется литература по существующим точкам зрения,
Выставка – коллаж – главное назначение ее – привлечение внимания читателей. Она носит скорее рекламно – информационный характер. Тема обычно берется широкого плана, например « Я молодой». В рамках оформленного коллажа группируются отдельные смысловые подтемы (мода, увлечение музыкой и т.д.) Нет четкой структуры с разделами. Широко привлекается иллюстративный материал. Выставка должна быть ярко и со вкусом оформлена. Внутри тематических групп или рядом с выставкой может располагаться информация, объявления, ссылки на литературу, анонсы, информация о новых изданиях, поступивших в библиотеку.
Экспресс – выставка – это внеплановая оперативная выставка, связанная с возникновением актуальной темы, книги, статьи, интересной публикации. По форме может быть любой, главное привлечение внимания. Заголовки могут быть такими: « Обратите внимание!», « Пресса бьет тревогу!», « Горячая тема!».
Выставка – досье – представляет собой выставку документов, свидетельств, произведений по какому- либо делу или вопросу. С их помощью читателю предоставляется возможность самостоятельно определить свою позицию и оценку.
Выставка – импульс – должна побуждать к действию. Начинаться словами « Остановись», « Берегись…», «Не навреди …» и т.д. Материалы, представленные на выставке, должны также носить эмоциональный, яркий, неординарный характер.
Список литературы:
1. Библиотечное дело: Терминологический словарь.- 3-е, изд..перераб.и доп./Рос.гос.б-ка.-М.,1997.-С.19
2. Дворкина М.Я Библиотечное обслуживание: Теоретический аспект/МГИК.-М.,1993.-С.39
3. Винниченко О.А. Как мы формируем библиотечный фонд// Библиотековедение.-2001.-№4.-С.90-91
4. Гринвальдт В. Что может выставка // Библиотекарь.-1987.-№8.-С.32-33
5. Зыков О.П. Выставочная работа публичных библиотек : опыт практического пособия.-Л.,1990.-55 с.
6. Качалина В.В. Выставочная деятельность Британской библиотеки // Библиотековедение.-2001.-№3.-С.94-102; № 4.-С.97-104
7. Матлина С.Г. «Наиболее ясно и живо» //Библиотекарь.-1984.-№9.- С.34-36
8. Матлина С.Г. Эта обычная и необычная выставка…// Библиотековедение.-2002.-№1.-С94-95
9. Мулюн Т.А. Арзамасские путешествия во времени // Библиотековедение.-2002.-№1.-С.96-99
10. Книжная выставка- визитная карточка библиотеки: Сборник методико – библиографических материалов.-Белгород,2000.-56 с.
11. Методические рекомендации по организации книжных выставок / ЦБС Ленинского района.-Н.Новгород ,1993.-10 с.
12. Прокопенко Е. Несекретные секреты экспонироания // Библиотека.-2002.-№8.-С.16 – 17
13. Реклама – важный элемент библиотечного маркетинга : Консультация / ЦБС Ленинского района .-Н.Новгород,1996.- 19 с.
14. Рудишина Т. Что может книжная выставка? // Дет.лит..-1990.-№12.-С.41-42
15. Федосеева Э. Выставка – какой ей быть? // Библиотекарь .-1980.-№3.-С. 54-56
16. Что может книжная выставка : Консультация / ЦБС Московского района.- Н.Новгород,1999.-9с.
17. Якубенкова Э. «Говорящие выставки» // Библиотекарь .-1990.-№6.-С.45-46