Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Полезные ресурсы
Формирование и ведение АПУ
Печать
Формирование и ведение АПУ

Консультация / ЦРБ им. 1 Мая; Сост. гл. библиогр. Ю.В. Шишкова. - Н. Новгород, 2002. - 5 с.

Консультация   «Формирование   и  ведение  алфавитно-предметного  указателя (АПУ)  в  свете  реклассификации  СК и СКС  по  третьей  редакции  ББК»

Основная  цель  данной  консультации – дать  представление  о  правильной  организации алфавитно-предметного указателя   (АПУ)  в  соответствии  с  третьим  изданием  ББК.  Сначала  немного  теории.  Алфавитно–предметный  указатель -  вспомогательный  аппарат к СК и СКС, представляющий  собой  алфавитный перечень предметных  рубрик  (ПР), раскрывающих  содержание  отражённых  в  СК   и  СКС  документов  с  указанием  соответствующих  классификационных  индексов. Говоря  проще, это перечень предметов  и  понятий, расположенных  в  порядке  строгого  алфавита, оформленный  в  виде  картотеки.

Карточка алфавитно-предметного указателя оформляется по следующей форме:

 АПУ  выполняет  две  функции:     

1) функцию «предметного  входа» в поисковый  массив  СК (СКС), обеспечивающую  полноту  и  многоаспектность  поиска;

2) функцию  контроля  над  процессом  систематизации (т.е. АПУ  помогает

 библиотекарю  при  классифицировании  и  составлении  СК  и  СКС).

        В  соответствии  с  требованиями  действующих  стандартов,  АПУ  должен  отражать  содержание  реального  библиотечного  фонда  и  литературу  по  новой  тематике,  пока  ещё  не  нашедшей  места  в  классификационной  системе.

       Составление  ПР  АПУ  является  одним  из  обязательных  процессов  систематизации (ГОСТ 7.59-90). Наиболее  эффективным  (на  начальном  этапе  составления  АПУ) некоторыми  авторами  считается  использование  т.н.  цепного  метода,  идея  которого  принадлежит  Ш.Ранганатану.   За  основу  построения  АПУ  он  предлагает  брать  классификационные  индексы,  присвоенные  отражённым  в  СК  произведениям  печати.  Индексы  расчленяются  на  звенья,  которые  образуют  цепь  последовательно  подчинённых  понятий,  и  на  каждое  звено  составляется  карточка  для  АПУ. Таким  образом,  на  карточки  выписывают  все  понятия,  представленные  в  книге  от  частного  к  более   общему.  Например,  для  книги  «Рыбы»  понятия  будут  выстроены  следующим  образом:

                                       Рыбы                                                         28.693.32

                                       Позвоночные  животные                        28.693.3

                                       Хордовые                                                 28.693

                                       Систематика  животных                         28.69

                                       Зоология                                                   28.6

                                       Биология                                                   28

                                       Естественные  науки                               2

Затем  расставляют  их  в  порядке  алфавита,  а  далее  сверяют  с  ними  книги,  на  которые  составляются  карточки  АПУ.

         В  Англии  цепной  метод  применялся  для  составления АПУ  к  систематическим  каталогам;  в  России  он  не  нашёл  широкого  применения.  Одна  из  причин  этого – принятая  в  СК  российских  библиотек  методика  классифицирования,  предусматривающая  повторное  отражение  произведений  печати,  тогда  как  цепной  метод  составления  АПУ  разработан  для  СК,  в  которых  на  любую  книгу  включается  только  одно  описание.  Основная  нагрузка  по  многоаспектному  отражению  произведений  печати  ложится  при этом  на  АПУ.    При  формулировке  рубрик  АПУ  используют  основные  правила  теории  и  методики  предметизации.

 Большое  значение  имеет  выбор  ведущего  слова  в  заголовке,  стандартизация  формулировки  заголовков  и  подзаголовков,  единообразие  оформления  рубрик  АПУ.

            В  качестве  заголовка  может  быть  выбрано  наименование  предмета  или  материала,  а  процесс  можно  отразить  в  качестве  аспекта:

                                         Асбест                         30.36

                                          переработка                30.68

           Может  быть  использовано  в  качестве  заголовка  название  процесса  или  явления,  а  названия  отдельных  предметов  выносятся  в  подрубрики:

 

                                        Коллекционирование                79.18

                                                  значков                              63.2       

                                                  предметов  искусства       85.101

                                                     и  т.д.

          или:                      Комплектование  фондов

                                                   архивных                          79.3

                                                   библиотечных                  78.36

                                                   музейных                          79.1

         Карточки,  включаемые  в  АПУ,  могут  содержать  одну  рубрику  и  индекс  классификации,  или   несколько  рубрик,  образующих  узкий  межотраслевой  комплекс,  объединённый   ведущим  словом  или  устойчивым  словосочетанием:

         Борьба                                                                                                       

             спортивная   75.715

             цирковая       85.35;                  

                                                                       Античный  мир

                                                                              история                                       63.3(0)32

                                                                              литература

                                                                                     тексты                                  84(0)3

                                                                                     теория, история, критика   83.3(0)3

        Таким  образом,  в  АПУ  используются  три  вида  карточек:  простые,  сводные и  справочные. 

Сводные  карточки  составляются  в  тех  случаях,  когда  литература  об  одном  предмете,  в  зависимости  от  аспекта  его  рассмотрения,  находится  в  разных  разделах  каталога  или  картотеки. 

 

Например:        Интернет

                                               глобальная  компьютерная  сеть    32.973.202

                                               инструмент  политики                    66.2

                                               маркетинг  (е-коммерция)               65.421

                                               правовое  регулирование                67.404

                                               роль  в  современном  обществе     60.56

                                               средство  массовой  информации  76.0

                                               средство   обучения   

 

Именно  сводные  карточки,  в  которых  тема  представлена  многоаспектно  при  помощи  нескольких  подрубрик,  делают  АПУ  средством  установки  связей.  Отметим  кстати,  что  подрубрики  на  сводной  карточке  располагаются  обычно  в  алфавитном  порядке (если  вся  запись  составляется  сразу),  но  это условие  не  является  обязательным (если  какая-то  подрубрика  появляется  позже,  чем предыдущие,  и  алфавитный  порядок  нарушается,  карточку  не  обязательно  переписывать).

          Справочная  карточка  разъясняет  читателю,  где  искать  однотипную  литературу,  находящуюся  во  многих  отделах  картотеки  или  каталога,  перечень  которой   занял  бы  слишком  много  места  и  затруднил  бы  пользование  указателем.

 Например:                      Учебные  издания

                                            см.  в  соответствующих  отраслевых  отделах

                                            с  типовым  делением  я7.  Например,  учебные

                                            издания  по  аналитической  химии    24.4я7

       Существуют  ещё  т.н.  отсылочные  карточки (их  можно  считать  разновидностью  справочных),  функция  которых  -  уточнять  местонахождение  в  СК  или  СКС  предмета (персоны),  чьё   название (имя)  толкуется  неоднозначно.

 Например:                                   Бен  Ладен  Усама

                                                                    см.

                                                        Ладен  Усама  Бен

      Понятия,  общие  для   двух  смежных  наук,  представлены  одной  предметной  рубрикой  с  индексами  обоих  разделов.

 Например :           Патогенные  микроорганизмы       48;  52.64

                               Агрессия                                           88.37;  88.8

 

       Конкретные  понятия (революции, войны и др.), имеющие  характерные  названия, даются  в  указателе  только  под  этими  названиями:

                               Крымская  война   1853-1856                63.3(2)47

                               Русско-японская  война     1904-1905     63.3(2)521

      В  тех  случаях,  когда  понятия  представлены  в   разных  исторических   периодах,  подрубрики,  включающие  даты,  располагаются  в  хронологическом  порядке:

                           Революционно-демократическое  движение  в  России

                                   20-е  гг. Х1Х в -  1861                 63.392)47

                                   60-90-е гг. Х1Х в.                        63.3(2)51

      Подрубрики,  имеющие  порядковые  номера,  располагаются  в  последовательности  порядковых  номеров:

                                     Интернационал

                                              Первый                66.61(0)

                                              Второй                  66.62

                                              Третий                  66.61(0)

      В  тех  случаях,   когда  в  таблицах  принято  альтернативное   решение  о  месте  той  или  иной  рубрики,  в  указателе  отражаются  и  основной,  и  альтернативный  индексы:

                    Нанайская  литература     83.3(2Рос=Нана)    или    83.3(Рос5)

 

       Термины,  имеющие  краткую  и  полную   форму,  приводятся  в  АПУ  в  полной        и  краткой  форме:

       ГИБДД (Государственная  инспекция  безопасности  дорожного  движения)  67.401.213

       Государственная  инспекция  безопасности  дорожного  движения (ГИБДД)

 67.404.213                                                                                                                                           

       При  дублировании  тематики  в  указателе  отражаются  оба  индекса:

                     Естествознание          20

                           библиографические  пособия  по  Е.  91.9:2  и  20

        Как   СК  и  СКС,  АПУ  постоянно  пополняется.  Новые  рубрики  можно  условно  разделить  на  три  категории: 1) вводятся  в  соответствии  с  запросами  читателей; 2) рубрики  опережающего  характера; 3) временные ( например,  к  знаменательным  датам).  Если  в  АПУ  отсутствует  ПР,  соответствующая  содержанию  новой  книги  или  статьи,  то  она  формулируется  и  включается  в  АПУ  одновременно  с  включением  библиографической  записи  в  СК  или  СКС.

          При  редактировании  СК   и  СКС  все  изменения  вносятся  в  АПУ.  При  текущем  редактировании  АПУ  уточняются  формулировки   рубрик,  вносятся  исправления,  заменяются  ветхие  карточки,  исключаются  устаревшие  ПР.

          Исключать  и  вводить  понятия  надо  с  чрезвычайной  осторожностью,  т. к.  сокращённый, а  тем  самым -  обеднённый  АПУ  не  даст  читателям  возможность  разыскать  нужную  литературу;  АПУ,  включающий  понятия,  по которым  литература  в  библиотеке  отсутствует,  дезориентирует  читателя.  И  в  том,  и  в  другом  случае  у  него  пропадает  охота  обращаться  к  каталогу  (или  СКС),  а  может  быть,  и  в  библиотеку.

        В  АПУ  принята  пословная  алфавитная  расстановка  рубрик.  Организация  рубрик  в  АПУ    происходит  с  помощью  разделителей,  на  которых  указываются  буквы  и  слоги  (за  каждым  разделителем  находится  примерно  60  карточек).  АПУ  размещают  в  каталожных  ящиках  с  этикетками,  на  которых  указывают  первые  и  последние  буквы  или  слоги  рубрик,  помещённых  в  ящик,  и  номера  ящиков.

          Таковы, в  общих  чертах,  теоретические  основы  ведения  АПУ.

          С  выходом  в  свет  3-й  редакции  ББК  перед  нами  встала  проблема  реклассификации  фонда  и  всей  системы  каталогов  и  картотек,  а  значит,  и  АПУ  к  ним    большинстве  библиотек  организуется  единый  указатель  к  СК  и  СКС).

        Исследования  показывают,  что  в  массовой  библиотеке  к  АПУ  обращается  примерно  четверть  читателей,  причём  этот  показатель  зависит  от  полноты  отражения  книжного  фонда  в  указателе;  в  свою  очередь,  эффективность  АПУ  зависит  от  удовлетворённости  читателя  результатами  поиска.  Чаще  читатель  массовой  библиотеки  ведёт  поиск  от  общего  к  частному,  с  использованием  внешнего  и  внутреннего  оформления  СК  и  СКС.  Оптимальным  и  наиболее  эффективным  является  комбинирование  двух  способов  поиска  -  логического  и  вербального,  с  использованием  АПУ.

        Надо  отметить,  что  3-я  редакция  ББК  значительно  отличается  от  2-й,  и  реклассификацию  СК  и  СКС  можно  проводить  параллельно  с  модернизацией  АПУ.  Введение  новых  рубрик  в  СКС  сразу фиксируется  не  только  в  паспорте  СКС,  но  и  в  АПУ,  для  удобства  читателей  и  облегчения  дальнейшей  работы  библиотекарей.  АПУ  должен  быть  всегда  под  рукой -  и  у  читателя,  и  у  библиографа,  и  в  нём  должны  быть  все  ключевые  слова,  все  новые  термины,  все  аббревиатуры  с  расшифровкой.  АПУ  нуждается  в  постоянном  редактировании,  в  процессе  которого  образуются  сводные  ПР,  уточняются  формулировки,  вносятся  все  необходимые  изменения.  Повторюсь:  АПУ  должен  содержать  в  себе  только  те  предметы  и  понятия,  информация  о  которых  имеется  в  данной  библиотеке,  иначе  он  будет  вводить  в  заблуждение  читателей  и  библиотекарей.

       Как  организовать  АПУ,  если  его  нет  в  библиотеке  вообще,  или  в  том  случае,  если  он  полностью  «отстал  от  жизни?» Прежде  всего,  необходимо  сверить  содержание  фонда  и  справочного  аппарата (они  должны  соответствовать  друг  другу),  затем  реклассифицировать  их   в соответствии с   3-й  редакцией  ББК.  Библиотекарь,  хорошо  знающий  фонд  библиотеки,  из  АПУ  к  3-му  изданию  ББК,  выбирает  те  предметы,  о  которых  есть  книги  и  статьи  в  библиотеке.  Эти  предметы  заносятся  вместе  с  соответствующими  индексами  на  карточки,  которые  затем  расставляются  в  порядке  алфавита;  в  дальнейшем  АПУ  пополняется  только  карточками  на  новые  поступления.

      Возможен  другой  способ  составления  АПУ.  В  этом  случае  предметы  берутся  непосредственно  из  описаний  книг  и  статей (например,  по  цепному  методу),  и  из  названий  рубрик  СК  и  СКС.  Путь  более  длительный,  но  и  более  точный.

      Самое  главное – помнить,  что  АПУ  к  справочно-библиографическому  аппарату  библиотеки  должен  соответствовать  её  возможностям.  Алфавитно-предметные  указатели  центральной  библиотеки  и  библиотек-филиалов  не  могут  быть  одинаковыми  по  своему  содержанию,  дробности  индексации  и  другим  показателям.  Как  и  система  каталогов  и  картотек,  АПУ библиотеки  должен  отражать  содержание  фонда.  Следовательно,  составление  карточек  для  АПУ,  его  организация – задача,  которую  должны  решать  все  подразделения  ЦБС,  имеющие  СК  и  СКС.  Успех  этой  работы  зависит  от  единства  методов  её  выполнения  как  в  самой  ЦБ,  так  и  в  её  филиалах. 

 

                                                                              Консультацию подготовила

                                                                             главный библиограф ИБО ЦРБ им.1 Мая

                                                                             МУ ЦБС Сормовского района

                                                                             Шишкова Ю.В.

                                                                                                                20 февраля 2002 г.