Консультация / ЦРБ им. 1 Мая; Сост. гл. библиогр. Ю.В. Шишкова. - Н. Новгород, 2002. - 5 с.
Консультация «Формирование и ведение алфавитно-предметного указателя (АПУ) в свете реклассификации СК и СКС по третьей редакции ББК»
Основная цель данной консультации – дать представление о правильной организации алфавитно-предметного указателя (АПУ) в соответствии с третьим изданием ББК. Сначала немного теории. Алфавитно–предметный указатель - вспомогательный аппарат к СК и СКС, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик (ПР), раскрывающих содержание отражённых в СК и СКС документов с указанием соответствующих классификационных индексов. Говоря проще, это перечень предметов и понятий, расположенных в порядке строгого алфавита, оформленный в виде картотеки.
Карточка алфавитно-предметного указателя оформляется по следующей форме:
АПУ выполняет две функции:
1) функцию «предметного входа» в поисковый массив СК (СКС), обеспечивающую полноту и многоаспектность поиска;
2) функцию контроля над процессом систематизации (т.е. АПУ помогает
библиотекарю при классифицировании и составлении СК и СКС).
В соответствии с требованиями действующих стандартов, АПУ должен отражать содержание реального библиотечного фонда и литературу по новой тематике, пока ещё не нашедшей места в классификационной системе.
Составление ПР АПУ является одним из обязательных процессов систематизации (ГОСТ 7.59-90). Наиболее эффективным (на начальном этапе составления АПУ) некоторыми авторами считается использование т.н. цепного метода, идея которого принадлежит Ш.Ранганатану. За основу построения АПУ он предлагает брать классификационные индексы, присвоенные отражённым в СК произведениям печати. Индексы расчленяются на звенья, которые образуют цепь последовательно подчинённых понятий, и на каждое звено составляется карточка для АПУ. Таким образом, на карточки выписывают все понятия, представленные в книге от частного к более общему. Например, для книги «Рыбы» понятия будут выстроены следующим образом:
Рыбы 28.693.32
Позвоночные животные 28.693.3
Хордовые 28.693
Систематика животных 28.69
Зоология 28.6
Биология 28
Естественные науки 2
Затем расставляют их в порядке алфавита, а далее сверяют с ними книги, на которые составляются карточки АПУ.
В Англии цепной метод применялся для составления АПУ к систематическим каталогам; в России он не нашёл широкого применения. Одна из причин этого – принятая в СК российских библиотек методика классифицирования, предусматривающая повторное отражение произведений печати, тогда как цепной метод составления АПУ разработан для СК, в которых на любую книгу включается только одно описание. Основная нагрузка по многоаспектному отражению произведений печати ложится при этом на АПУ. При формулировке рубрик АПУ используют основные правила теории и методики предметизации.
Большое значение имеет выбор ведущего слова в заголовке, стандартизация формулировки заголовков и подзаголовков, единообразие оформления рубрик АПУ.
В качестве заголовка может быть выбрано наименование предмета или материала, а процесс можно отразить в качестве аспекта:
Асбест 30.36
переработка 30.68
Коллекционирование 79.18
значков 63.2
предметов искусства 85.101
и т.д.
или: Комплектование фондов
архивных 79.3
библиотечных 78.36
музейных 79.1
Карточки, включаемые в АПУ, могут содержать одну рубрику и индекс классификации, или несколько рубрик, образующих узкий межотраслевой комплекс, объединённый ведущим словом или устойчивым словосочетанием:
Борьба
спортивная 75.715
цирковая 85.35;
Античный мир
история 63.3(0)32
литература
тексты 84(0)3
теория, история, критика 83.3(0)3
Таким образом, в АПУ используются три вида карточек: простые, сводные и справочные.
Например: Интернет
глобальная компьютерная сеть 32.973.202
инструмент политики 66.2
маркетинг (е-коммерция) 65.421
правовое регулирование 67.404
роль в современном обществе 60.56
средство массовой информации 76.0
средство обучения
Именно сводные карточки, в которых тема представлена многоаспектно при помощи нескольких подрубрик, делают АПУ средством установки связей. Отметим кстати, что подрубрики на сводной карточке располагаются обычно в алфавитном порядке (если вся запись составляется сразу), но это условие не является обязательным (если какая-то подрубрика появляется позже, чем предыдущие, и алфавитный порядок нарушается, карточку не обязательно переписывать).
Справочная карточка разъясняет читателю, где искать однотипную литературу, находящуюся во многих отделах картотеки или каталога, перечень которой занял бы слишком много места и затруднил бы пользование указателем.
Например: Учебные издания
см. в соответствующих отраслевых отделах
с типовым делением я7. Например, учебные
издания по аналитической химии 24.4я7
Существуют ещё т.н. отсылочные карточки (их можно считать разновидностью справочных), функция которых - уточнять местонахождение в СК или СКС предмета (персоны), чьё название (имя) толкуется неоднозначно.
Например: Бен Ладен Усама
см.
Ладен Усама Бен
Понятия, общие для двух смежных наук, представлены одной предметной рубрикой с индексами обоих разделов.
Например : Патогенные микроорганизмы 48; 52.64
Агрессия 88.37; 88.8
Конкретные понятия (революции, войны и др.), имеющие характерные названия, даются в указателе только под этими названиями:
Крымская война 1853-1856 63.3(2)47
Русско-японская война 1904-1905 63.3(2)521
В тех случаях, когда понятия представлены в разных исторических периодах, подрубрики, включающие даты, располагаются в хронологическом порядке:
Революционно-демократическое движение в России
20-е гг. Х1Х в - 1861 63.392)47
60-90-е гг. Х1Х в. 63.3(2)51
Подрубрики, имеющие порядковые номера, располагаются в последовательности порядковых номеров:
Интернационал
Первый 66.61(0)
Второй 66.62
Третий 66.61(0)
В тех случаях, когда в таблицах принято альтернативное решение о месте той или иной рубрики, в указателе отражаются и основной, и альтернативный индексы:
Нанайская литература 83.3(2Рос=Нана) или 83.3(Рос5)
Термины, имеющие краткую и полную форму, приводятся в АПУ в полной и краткой форме:
ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения) 67.401.213
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)
67.404.213
При дублировании тематики в указателе отражаются оба индекса:
Естествознание 20
библиографические пособия по Е. 91.9:2 и 20
Как СК и СКС, АПУ постоянно пополняется. Новые рубрики можно условно разделить на три категории: 1) вводятся в соответствии с запросами читателей; 2) рубрики опережающего характера; 3) временные ( например, к знаменательным датам). Если в АПУ отсутствует ПР, соответствующая содержанию новой книги или статьи, то она формулируется и включается в АПУ одновременно с включением библиографической записи в СК или СКС.
При редактировании СК и СКС все изменения вносятся в АПУ. При текущем редактировании АПУ уточняются формулировки рубрик, вносятся исправления, заменяются ветхие карточки, исключаются устаревшие ПР.
Исключать и вводить понятия надо с чрезвычайной осторожностью, т. к. сокращённый, а тем самым - обеднённый АПУ не даст читателям возможность разыскать нужную литературу; АПУ, включающий понятия, по которым литература в библиотеке отсутствует, дезориентирует читателя. И в том, и в другом случае у него пропадает охота обращаться к каталогу (или СКС), а может быть, и в библиотеку.
В АПУ принята пословная алфавитная расстановка рубрик. Организация рубрик в АПУ происходит с помощью разделителей, на которых указываются буквы и слоги (за каждым разделителем находится примерно 60 карточек). АПУ размещают в каталожных ящиках с этикетками, на которых указывают первые и последние буквы или слоги рубрик, помещённых в ящик, и номера ящиков.
Таковы, в общих чертах, теоретические основы ведения АПУ.
С выходом в свет 3-й редакции ББК перед нами встала проблема реклассификации фонда и всей системы каталогов и картотек, а значит, и АПУ к ним (в большинстве библиотек организуется единый указатель к СК и СКС).
Исследования показывают, что в массовой библиотеке к АПУ обращается примерно четверть читателей, причём этот показатель зависит от полноты отражения книжного фонда в указателе; в свою очередь, эффективность АПУ зависит от удовлетворённости читателя результатами поиска. Чаще читатель массовой библиотеки ведёт поиск от общего к частному, с использованием внешнего и внутреннего оформления СК и СКС. Оптимальным и наиболее эффективным является комбинирование двух способов поиска - логического и вербального, с использованием АПУ.
Надо отметить, что 3-я редакция ББК значительно отличается от 2-й, и реклассификацию СК и СКС можно проводить параллельно с модернизацией АПУ. Введение новых рубрик в СКС сразу фиксируется не только в паспорте СКС, но и в АПУ, для удобства читателей и облегчения дальнейшей работы библиотекарей. АПУ должен быть всегда под рукой - и у читателя, и у библиографа, и в нём должны быть все ключевые слова, все новые термины, все аббревиатуры с расшифровкой. АПУ нуждается в постоянном редактировании, в процессе которого образуются сводные ПР, уточняются формулировки, вносятся все необходимые изменения. Повторюсь: АПУ должен содержать в себе только те предметы и понятия, информация о которых имеется в данной библиотеке, иначе он будет вводить в заблуждение читателей и библиотекарей.
Как организовать АПУ, если его нет в библиотеке вообще, или в том случае, если он полностью «отстал от жизни?» Прежде всего, необходимо сверить содержание фонда и справочного аппарата (они должны соответствовать друг другу), затем реклассифицировать их в соответствии с 3-й редакцией ББК. Библиотекарь, хорошо знающий фонд библиотеки, из АПУ к 3-му изданию ББК, выбирает те предметы, о которых есть книги и статьи в библиотеке. Эти предметы заносятся вместе с соответствующими индексами на карточки, которые затем расставляются в порядке алфавита; в дальнейшем АПУ пополняется только карточками на новые поступления.
Возможен другой способ составления АПУ. В этом случае предметы берутся непосредственно из описаний книг и статей (например, по цепному методу), и из названий рубрик СК и СКС. Путь более длительный, но и более точный.
Консультацию подготовила
главный библиограф ИБО ЦРБ им.1 Мая
МУ ЦБС Сормовского района
Шишкова Ю.В.
20 февраля 2002 г.