Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Полезные ресурсы
"Морские волчата"
Печать
"Морские волчата"
Представление книги В. Шамшурина "Морские волчата": 7-9 кл. / ЦРДБ им. Н.А. Зайцева; сост. гл. библиотекарь Н.Н. Лунина. - Н. Новгород, 2010. - 11 с.
Цель: Способствовать патриотическому воспитанию подростков на примере подвига юных защитников Родины – выпускников Соловецкой школы юнг.
Задачи: Познакомить подростков с книгой В. Шамшурина "Морские волчата", вызвать интерес к теме "Юные защитники Отечества – нижегородцы", пробудить гордость за своих земляков – ветеранов Великой Отечественной войны.
Читательский возраст: 7 – 9 класс.
Оборудование: Медиапроектор.
 
Здравствуйте, ребята!
(Звучит песня "На всю оставшуюся жизнь" (Авторы Калиниченко Т. и Кравецкой П.)  
 
Ведущий 1: Приближается знаменательная дата в жизни нашей страны – 65-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Долгих 1418 дней и ночей длилась эта кровопролитная война с фашистской Германией. Вам, молодому поколению, вступившему в новый век, годы Великой Отечественной войны кажутся глубокой историей. И ветераны той войны для большинства из вас уже не только деды, но и прадеды. Заметно поредели их ряды. Никого не щадит время. Никто не бессмертен, но бессмертна память.
 
Память о далеких событиях 1941-1945 годов хранят и книги. Вот уже 65 лет наша литература пристально всматривается в образ сражавшейся Родины, умножает художественную летопись военных лет, запечатлевает мужественные характеры героев Отечества. Ни у писателей, ни у читателей никогда не притуплялся интерес к теме войны, которая, на наш взгляд, всегда привлекала, и будет привлекать, внимание нынешних и будущих поколений. 
 
scen1.jpg
 
Сегодня мы представляем вам документальную повесть известного нижегородского писателя Валерия Шамшурина "Морские волчата". Повесть посвящена самым юным участникам Великой Отечественной войны, нижегородцам - выпускникам Соловецкой школы юнг, лихим фронтовикам, воевавших на разных флотах наравне со взрослыми и проявлявших чудеса отваги и мужества. Это документальное повествование, написанное не только В. Шамшуриным, но и при непосредственном участии их самих. 
Книга выпущена в 2002 году в Нижнем Новгороде издательством "Книги". Она содержит 160 страниц с иллюстрациями.
 
 
 
 
Чтец:
Звучат шаги в предутренней тиши,
Идут в строю отважные ребята.
Ты расскажи нам, юнга, расскажи,
Как шел на фронт мальчишкою когда-то.
 
И нужно нам взглянуть в твои глаза,
И нужно нам понять твою отвагу
В тот час, когда военная гроза
Тебя принять заставила присягу.
                                       (В. Шамшурин)
 
Ведущий 2: Автор признанный нижегородский писатель Валерий Анатольевич Шамшурин. Он родился 19 марта 1939 года в городке Агрызе. В Нижнем Новгороде (тогда городе Горьком) начал жить с двух лет от роду.
 
scen2.jpgЗдесь он окончил среднюю школу и историко-филологический факультет университета. Как пишет сам Валерий Анатольевич: "Нижний Новгород стал для меня с раннего детства единственно своим, "колыбельным", пристанищем: все самое сокровенное и заветное пережито именно здесь".
 
Были у него странствия по всей стране, жил он на Алтае, работал директором сельской школы. Вернувшись в город Горький, Валерий Шамшурин работал журналистом на телевидении, а затем в редакциях газет "Ленинская смена" и "Горьковский рабочий". Именно в ту пору он пробует свои силы в самых различных жанрах: пишет сценарии документальных фильмов, очерки, репортажи, рецензии по вопросам литературы и искусства, тексты песен для передач и постановок. В 1968 году вышел первый сборник стихов В. Шамшурина "Ливни", а в 1976 году он был принят в ряды Союза советских писателей. Частые поездки писателя в качестве журналиста по просторам Родины и другим странам всегда находят отражение в его стихах. В более позднее время Валерий Анатольевич работает главным редактором журнала "Нижний Новгород". Он пишет и публикует свои произведения в прозе, главное из которых – трилогия "Жребий Кузьмы Минина", посвященная освободителю земли русской, нашему земляку. Его книги выдержали 51 издание, а их общий тираж приближается к миллиону.
 
Уже более 30 лет Валерий Шамшурин занимается историей отечественного флота. Его перу принадлежит цикл очерков о юнгах "Соловецкие встречи", записки "Месяц на "Корчагинце", очерк "Русские печали на японской земле" о захоронениях наших моряков в Японии, пьеса "Непрощенный" о командире подводной лодки С-13 Александре Маринеско. Он – почетный юнга Северного флота, лауреат премии имени писателя В. Пикуля, заслуженный работник культуры России.
 
Тема войны всегда волновала писателя. И хотя ему было только два года, когда фашисты напали на нашу Родину, но, как пишет он сам: "… Война так и не покинула меня, оставшись в памяти самыми острыми впечатлениями".  
 
В 1972 году Валерий Шамшурин был участником встречи бывших выпускников Соловецкой школы юнг, воевавших на флотах в годы Великой Отечественной войны. Эта встреча и послужила началом замысла книги "Морские волчата". Об участии подростков - добровольцев в Великой Отечественной войне, стремившихся помочь отцам в защите Отечества уже были написаны книги. Одна из них – повесть В. Пикуля "Мальчики с бантиками", где автор в художественной форме рассказывает о Соловецкой школе юнг, организованной руководством ВМФ осенью 1942 года на Соловецких островах в Белом море на севере страны. Сам писатель был выпускником той самой школы юнг и не понаслышке знает все, происходившие там, события и ее участников. Но поскольку это художественное произведение, то все имена там вымышленные.
 
К слову сказать, В.А. Шамшурин был в гостях и у писателя В.Пикуля, жившего в г. Риге в Латвии, который также щедро поделился с ним своими воспоминаниями о тех далеких днях.
 
Другой книгой о моряках-горьковчанах в годы Великой Отечественной войны стал сборник повестей нашего земляка В.Г. Гузанова "Не спустивший флага". Автор книги тоже был выпускником Соловецкой школы юнг. В сборник вошли три повести "Паренек из Сормова", "Командир принимает решение" и "Соловецкие паруса", основанные на воспоминаниях писателя.
 
Третьей книгой о выпускниках Соловецкой школы юнг стала книга В. Шамшурина "Морские волчата". Герои книги В. Шамшурина не придуманные, а вполне реальные. Валерий Анатольевич прослеживает судьбу юнг-нижегородцев, с которыми он непосредственно встречался, беседовал. В этом главное отличие его книги от повествования В. Пикуля. Эта книга – тоже дань благодарности самым юным фронтовикам, называвшим себя горьковчанами, чья боевая юность накрепко связана с флотом, спасшим для нас Россию в самые ненастные времена.
 
Все три книги объединяет общая тема. В них подлинность, согретая истинным и глубоким чувством. Каждый воин заслуживает того, чтобы навечно остаться в памяти. Книга "Морские волчата" еще одно подтверждение их мужества, летопись подвига. 
 
Ведущий 1: Потери первых месяцев кровопролитных сражений с врагом оказались настолько велики, что на боевых кораблях стало остро не хватать специалистов. Необходимо было в кратчайшие сроки усилить флот. 25 мая 1942 года появляется приказ народного комиссара Военно-Морского флота Николая Герасимовича Кузнецова:
 
"К 1 августа 1942 г. сформировать при Учебном отряде СФ школу юнг ВМФ штатной численностью переменного состава 1500 человек, с дислокацией на Соловецкие острова…Школу укомплектовать юношами комсомольцами и не комсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование в объеме 6-7 классов, исключительно добровольцами…"( с.4)  
 
Кто же были эти мальчишки, решившие встать на защиту Отечества? С любовью и гордостью рассказывает о них писатель В. Шамшурин в своей книге "Морские волчата". Перед нами проходит целая галерея лиц и судеб. Книга состоит из пяти рассказов.  
 
Рассказ первый – "Дорога к морю". Начинается он с описания жизни нашего города в первые военные годы. Фронт был далеко, но город жил по-фронтовому сурово. Вооруженные патрули на улицах. Светомаскировка. Госпитали в школьных зданиях. Хлебные карточки. Голос из черной тарелки репродуктора: "Граждане, воздушная тревога!" По ночам город бомбили. По железной дороге шли бесконечные эшелоны с фронта и на фронт. Война беспрерывно требовала оружия. И город, выбиваясь из сил, давал его. Заводы работали денно и нощно. Но требовалось не только оружие, требовалась живая сила. Отцы уходили на фронт – дети вставали за станки. Так и жили, недосыпая и недоедая, отдавая работе по 17-18 часов в сутки. В этом рассказе читатель впервые знакомится с будущими юнгами и узнает, почему эти мальчишки решили пойти в школу юнг. 
 
Ведущий 2: После окончания восьмого класса встал за токарный станок Серега Барабанов.  Был он смышленым, любознательным и шустрым пацаном с неунывающим характером. Когда объявили набор в школу юнг, из горьковских мальчишек он откликнулся одним из первых. 
 
У Димы Арсенина в самом начале войны под Брестом погиб брат. И это не давало ему покоя. Он вспоминал убитого старшего брата, и ему, во что бы то ни стало, надо было попасть на фронт, иначе он не простит себе.  
 
scen3.jpgПредприимчивый верткий Стас Шкарин пытался прибавить себе годы, чтобы попасть на фронт вслед за своим отцом, но военкомат разоблачил его. К счастью, в это время проходил набор в школу юнг.  
 
У Виталия Гузанова отец тоже был на фронте, зенитчицей служила под Москвой сестра Александра, старший брат Константин охранял дальневосточную границу. Виталька тоже не мог усидеть дома.  
  scen4.jpg
Миша Хорошев жил не в Горьком, а под г.Павловом. Ему приходилось рыть противотанковые рвы, и он страстно хотел уйти в партизаны. А пока он трудился за токарным станком, и такая чрезвычайная трудовая закалка очень помогла ему, когда он стал юнгой. После войны он напишет книгу воспоминаний под названием "Юнги флота".
 
Из Тоншаева приехал в Горький, чтобы получить направление на флот, тихий, скромный и даже застенчивый с виду паренек Сережа Раков. В начале войны он стал работать в МТС. Его зачислили в истребительный отряд, который прочесывал леса, вылавливая дезертиров и бандитов. Так что оружие подросток Раков держал в руках еще до поступления в школу юнг.
 
scen5.jpgУж если кто и мог среди юнг считаться настоящим волгарем, так это Николай Горбунов. Его отец был лоцманом, и каждую навигацию брал сына с собой на судно. Семья Горбуновых жила в затоне Молотова, ныне это затон "40 лет Октября". Все было бы хорошо, если бы не война. Она, проклятая, терзала душу, и Николай понял, где его настоящее место.  
  scen6.jpg
Валентин Лаптев учился в ремесленном училище. Учеба тогда перемежалась с напряженной работой, с обязательным выполнением фронтового задания. Голодный паек, ненормированный рабочий день, короткий сон. За прогул можно было угодить под суд. Валя был серьезным, немногословным пареньком, работал со старанием. Недаром за обстоятельность друзья преобразовали его имя в Валича. Валентину Лаптеву было тогда пятнадцать лет, и в юнги он пошел со вторым набором.  
 
Ведущий 2: Местом сбора юных добровольцев стал Дворец пионеров имени В.П. Чкалова.  
 
scen7.jpgМногим ребятам это место было хорошо знакомо: Лаптев ходил сюда в судомодельный кружок, Шкарин – в хореографический, Барабанов занимался здесь рисованием. Обстановку, царившую во Дворце пионеров, обрисовал в своей книге "Юнги флота" Михаил Хорошев. Два дня проходили медкомиссию. Ночевали там же. За это время успели со многими ребятами перезнакомиться. Всего их было около трехсот человек. Отбор был строгим. Комиссия отобрала 160 человек.
 
Ребятам объявили, что они будут зачислены в школу. Но что это за школа? Кого она будет выпускать, и где они будут учиться? Все это держалось в тайне. Вечером третьего дня всех собрали по тревоге. Добровольцы первого набора выстроились перед Дворцом пионеров на перекличку, затем по команде пешком двинулись в путь. В полночь погрузились в товарные вагоны, теплушки, как их тогда называли. Прощай любимый город! Не поминай лихом!
  scen8.jpg
Только в конце пути добровольцев известили, что их везут в Архангельск, на север страны. Еще не увидев моря, они почувствовали его дыхание, шагая по архангельским улицам. Затем мальчишек переправили через Северную Двину на остров Соломбала. Им выдали бывшую в употреблении флотскую форму. По выражению Стаса Шкарина, "бескозырки торчали на ушах, а в брюках можно было утонуть, не выходя в море".  
 
scen9.jpgВ Соломбале, в матросской цитадели, собралось около тысячи кандидатов в юнги из разных мест, добровольцы со всей страны. Среди них были и такие, кто уже успел побывать в боях и был награжден орденами. Здесь же находился щуплый мальчонка 14 лет от роду, эвакуированный из Ленинграда, Валька Пикуль.  
 
Старался быть незаметным, замкнутый парнишка Саша Ковалев, которого впоследствии ожидала трагическая судьба: он совершил подвиг в бою на корабле и погиб.  
 
Ведущий 1: Ребята узнали, что они будут отправлены на Соловки (Соловецкие острова) в Белом море. Таинственные острова манили и пугали. Многие слышали, что Соловки были местом ссылок политических заключенных. Юнги стали собираться в дорогу. Перед строем мальчишек выступил седой политрук. Он говорил им:
 
"-Там, куда вы отправитесь, будет трудно. В первое время даже очень трудно. Ничего готового для вас нет – ни жилья, ни учебных классов. Все придется строить и оборудовать самим. Все с самого нуля, не жалея сил. Готов ли каждый из вас к таким трудностям? Еще не поздно передумать, остаться…" (стр.23-24) 
 
scen10.jpgЖелающих остаться не обнаружилось. Разными судами юнг переправляли по морю на Соловки. Для многих это было первым свиданием с морем. И вот они достигли своей первой цели – места назначения, где им придется провести более года. Они увидели во всем великолепии Соловецкий кремль - монастырь с его храмами.  
 
Таким образом, корабль повествования о юнгах достиг рассказа второго – "На Соловках". 
 
Ступив на деревянный пирс, юнги сошли на заповедный берег под стены Соловецкого монастыря. Ведать не ведали пацаны, в каком необыкновенном краю они оказались и сколько их ждет здесь тяжелых испытаний.
  scen11.jpg
Ведущий 2: Полновластным хозяином на Соловках считался генерал-майор береговой службы Петр Семенович Броневицкий, в прошлом служивший на легендарном крейсере "Варяг". Начала формироваться школа юнг. Подростки распределились по учебным ротам и учебным сменам, в зависимости от того, какую каждый из них выбрал специальность. Школе предстояло ускоренно готовить боцманов, рулевых – сигнальщиков, артиллерийских электриков, радистов-мотористов. Но в Соловецком монастыре юнги пробыли недолго. На другой день они колонной двинулись за 12 километров в Савватиевский скит.  
 
Там им предстояло возводить свою школу. Вот как вспоминают об этом юнги. Чтец:  
 
Станислав Шкарин: "Служба началась с рытья котлованов в вечной мерзлоте под строительство землянок, а пока обходились палатками"
Сергей Раков: "Котлованы для землянок копали вручную. Грунт тяжелый - песок и камни. Подгоняла погода. Ночью подмораживало. Постельных принадлежностей не было. Шинель - на себя, под себя и на голову. Намокшая за день под непрерывным дождем она примерзала к доскам"
Николай Смирнов: "Труд был каторжный. Минул август, близок к концу был и сентябрь, а надсадной работы не убавлялось" (стр. 37-40)  
 
scen12.jpgВедущий 2: Силы юнг истощились до предела. Нужно было принимать экстраординарные меры. И вот тогда-то в школе юнг и появился капитан первого ранга Николай Юрьевич Аврамов. С его приходом жизнь в школе юнг стала налаживаться. Этому необыкновенному человеку, ставшему начальником Соловецкой школы юнг, и погибшим в боях юнгам посвятит позже свой первый роман о Великой Отечественной войне Валентин Пикуль. Роман называется "Океанский патруль".
 
Был у подростков и еще один авторитетный наставник – комиссар школы, капитан 3 ранга Сергей Сергеевич Шахов. С молодых лет он был подводником, но теперь ему предстояло стать воспитателем. Он быстро стал своим у юнг. 
 
Ведущий 1: Все постепенно налаживалось. Мальчишки втягивались в учебу. Все были накормлены и одеты. В землянках полный порядок. Утром 6 ноября 1942 года они принимали присягу. Так юнги стали воинами и получили право носить оружие.
 
Но с фронтов войны ребятам приходили очень горькие известия: погиб, защищая Сталинград, отец Вальки Пикуля Савва Пикуль; погиб и отец Виталия Гузанова и многих других ребят. И юнги отважно готовились заменить своих отцов.
 
"Тяжело в ученье – легко в бою" - этот суворовский девиз ежедневно претворялся на практике. Вспоминает Стас Шкарин, зачисленный в роту рулевых-сигнальщиков.  
 
Чтец: "Нас буквально выматывали бесконечные ночные учебно-боевые тревоги с ползанием по-пластунски на гранитных сопках, наряды в караул, дежурства на камбузе, дневальства по кубрику – и все это вперемешку с практическими занятиями: сращиванием толстенных металлических тросов, вязанием матов и кранцов. Учить надо было еще общеобразовательные предметы... Голова лопалась. Такую нагрузку мы, пацаны, выдерживали чудом. Даже наши "мучители" - преподаватели, прибывшие из госпиталей после ранений на фронт, после занятий с нами валились с ног от усталости… Проделок мы творили массу, не сознавая, как нам сгодятся в бою вбитые в наши удалые головы уроки и навыки…" (стр.46-47) 
 
scen13.jpgВедущий 1: Создавая в школе единую, слаженную как хороший механизм, команду, флотские наставники в то же время приучали юнг к самостоятельности, чтобы каждый мог постоять за себя и в крайних случаях обходиться своими силами. Юнги горячо поддержали идею о сборе средств на постройку торпедного катера для юнг.
 
Мальчишки вывернули карманы, отдали в общий котел все свои сбережения. Немалую лепту внесли преподаватели, офицеры и старшины. И вот желание мальчишек в морской форме было исполнено. Не прошло и полгода, как на их денежные средства было построено два катера: для Балтики – "Юнга Севера", для Черного моря – "Юнга".  
 
Ведущий 2: После успеха Сталинградской битвы словно окрылились и армия и флот. Приподнятое боевое настроение царило и в Соловецкой школе. Когда летом 1943 года на Соловках появились новички – юнги второго набора – "старики" сразу же взяли над ними шефство. Они снисходительно посматривали на вновь прибывших и удивлялись: "Неужели и мы были такими?". Теперь уже былые трудности казались им чем-то незначительным и легко переносимым, потому что настоящие испытания были впереди. Там уже жизнь окажется рядом со смертью. К этому готовились всерьез, по-мужски. Еще не увидев фронта, юнги становились воинами. Летом у юнг никаких каникул не было: учились, готовились к экзаменам. Постоянной стала морская практика на шлюпочной базе – ходили на веслах и под парусами. Это нравилось всем.
 
Образцом истинного моряка, идеалом для юнг стал Н.Ю. Аврамов. Свидетельствует В. Пикуль:  
 
Чтец: "Аврамов заслужил нашу особую любовь, когда мы стали выходить в море. Человек уже пожилой, в немалом звании, он не гнушался самолично проводить с нами шлюпочные занятия…. Аврамов проделывал с нами убедительные фокусы. Бывало, идем под парусом в ветер, вода уже обтекает планширь, и кажется, что море вот-вот заплеснет внутрь, а каперанг велит нам ложиться вдоль накрененного борта, еще больше его накреняя. Куда же еще? А впечатление незабываемое! У самых губ твоих, заколдовывая тебя мраком, проносится таинственная глубина". (стр. 56)  
 
scen14.jpgВедущий 1: Лето 1943 года выдалось жарким. В июле началась ожесточенная Курская битва. Юнги стали нетерпеливы: "Пора на боевые корабли!" В августе начались выпускные экзамены. Главные предметы сдавали на отлично. И вот 6 сентября юнги выстроились на плацу для получения свидетельств об окончании школы. Они выглядели браво и воинственно – хоть сейчас в бой! Несколько дней в Савватиеве работала комиссия по распределению выпускников школы по флотам и флотилиям. Больше всего юнг было послано на Северный флот, где все шире разворачивались боевые действия.  
 
О том, как воевали наши герои В. Шамшурин рассказывает читателю в третьем основном рассказе "Морские волчата". Рассказ полностью построен на воспоминаниях бывших юнг. Они рассказывают о своей военной службе, об участии в морских сражениях, о подвигах своих товарищей. Вы узнаете, как отдал жизнь за Родину на боевом посту на катере ТК-209 Александр Ковалев. Уже после войны в песне соловецких юнг появились такие слова:  
 
Мы помним подвиг Саши Ковалева,
Он для Победы жизни не щадил.
Дадут приказ, ответим: "Есть!" - и снова
Пойдем в огонь, как наш герой ходил.
 
 
Юные моряки защищали свою Родину, но не кичились этим. Они были до корней волос патриотами. Они не щадили себя, не щадили своей жизни. Они проявляли чудеса героизма, но не считали себя героями. И скромно ушли в тень, как только закончилась война, занялись учебой и производством, изобретательством и кораблестроением, наукой и художественным творчеством. Это была их вторая жизнь, которая не походила на прежнюю, первую, ту, что испытывала их на прочность. Они стали другими. И все же они те же самые, потому что Соловецкая школа и боевая закалка – это навсегда. Им выпала штормовая юность. Прощаясь после службы, бывшие юнги желали друг другу по-моряцки: "Три фута под килем". Они и не думали, что когда-нибудь встретятся все вместе снова. Все, кто остался в живых. scen15.jpg
 
Ведущий 2: Из четырех тысяч юнг, непосредственно участвовавших в боевых операциях, погибла четверть. Выжившие в той войне встретились вновь спустя 30 лет со дня основания школы юнг, в июле 1972 года в Соловецком музее-заповеднике. Инициатором встречи был Виталий Григорьевич Гузанов. Им был создан Совет ветеранов юнг, который разыскал бывших воспитанников школы. 
 
Об этой встрече Валерий Шамшурин повествует нам в рассказе четвертом "И вновь Соловки".  
 
scen16.jpgПисатель удивительно тепло и трепетно рассказывает о встрече читателям. Автор книги говорит, что было очень интересно слушать рассказы ветеранов. Разные это были люди, но все, как один замечательные, яркие, неординарные. Каждый – личность. Из рассказа вы узнаете, что на Соловках был поставлен памятник павшим героям.
 
Поставлены памятники соловецким юнгам в Москве и Архангельске, спущен на воду в 2000 году минный тральщик "Валентин Пикуль", вошедший в состав Северного флота. В Нижнем Новгороде открыт музей юнг-ветеранов в Доме творчества юных имени В.П. Чкалова (бывший Дворец пионеров имени Чкалова).
 
Многих из них – юных защитников Отечества – уже нет с нами. Но слава о доблестных юнгах перешагнула порог 21 века. И в этом немалая заслуга нашего писателя В.А. Шамшурина, подарившего читателям свою книгу "Морские волчата". Молодые ребята внесли свой достойный вклад в Победу, 65-летие которой мы будем отмечать 9 Мая этого года.  
 
Чтец:
Осталась юность гордая с тобой,
Хоть седина виски посеребрила,
И той поры, когда ты рвался в бой,
Неистовое сердце не забыло.
 
Неугасим огонь твоей души.
И для тебя морское братство свято…
Ты расскажи нам, юнга, расскажи,
Как шел на фронт мальчишкою когда-то.
 
Очень надеемся, ребята, что нам удалось заинтересовать вас книгой В. Шамшурина. Советуем вам обязательно прочитать ее. Вы, поколение молодых, не должны забывать подвиг фронтовиков. Юные выпускники Соловецкой школы были почти вашими ровесниками. Задумайтесь, смогли бы и вы также выступить на защиту Родины?
 
(Звучит песня "На всю оставшуюся жизнь")
 
Использованная литература:
1. Сто писателей – нижегородцев. Жизнь и творчество. – Н.Новгород : Книги, 2004. – 216 с.
2. Шамшурин, В.А. Морские волчата / В.А. Шамшурин. – Н.Новгород : Книги, 2002. – 160 с., ил.
3. Гузанов, В.Г. Не спустивший флага : Повести / В.Г. Гузанов. – Горький : Волго – Вятское кн. изд – во, 1986. – 367 с.
4. Пикуль, В.С. Мальчики с бантиками. Повесть / В.С. Пикуль. – Л. : Дет. Лит., 1979. – 221с., ил.