Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Полезные ресурсы
Главная / О нас / Коллегам / Методические пособия / Сценарии для взрослых / С. Кашницкий Соционика - наука общения среди людей
С. Кашницкий Соционика - наука общения среди людей
Печать
С. Кашницкий Соционика - наука общения среди людей

Презентация книги / фил. им. Ленинского Комсомола; сост. зав. отделом обслуживания  взрослого отделения Г.П. Арташина. - Н. Новгород, 2004. - 7 с.

У меня в руках книга Савелия Кашницкого  «Соционика - наука общения среди людей», открывающая серию «Отношения в зеркале соционики», основанную в 2001 году. Издана она в Москве в издательстве «Армада – пресс» в 2002 году, содержит 416 страниц, текст снабжен наглядными черно-белыми графическими иллюстрациями, таблицами и фотографиями (стр. 40 – 41, стр. 264 – 265, стр. 30).

Прежде чем представить вам книгу, я хочу рассказать о самой науке – соционике, т. к., возможно, многие из вас впервые слышат о ней.  В общих чертах можно сказать, что соционика - это область практической психологии. Наука эта очень и очень молода, но с каждым годом приобретает все большую популярность. Её основы были заложены в трудах австрийского психолога Густава Юнга, ученика Зигмунда Фрейда, а основные принципы новой науки начала разрабатывать в СССР (Литве) в 60-х годах ХХ века Аушра Аугустинавичюте. В чем же отличие соционики от других направлений практической психологии? А особенности ее в том, что она рассказывает нам о нас самих предельно конкретно, избегая давать слишком общие рекомендации. Наверное каждый из нас замечал, читая книги и статьи по практической психологии, что советы их,  может, и хороши, да не всегда подходят именно вам . Почему? Совет не правильный или дело в чем- то другом? Например, дается замечательный совет – держись увереннее, раскованнее, бери инициативу в свои руки … Совет замечательный. Но можете ли вы им воспользоваться им, если вы человек по природе своей робкий, нерешительный, погруженный в себя?

(Сюжет объяснения в любви героине фильма Леночке из кф «Карнавальная ночь»).

 

          Получается, что вам дают совет вести себя как герои Арнольда Шварценеггера, а ваш характер больше ассоциируется с образом князя Мышкина.

          Соционика помогает каждому понять свои слабые и сильные стороны, а значит снимает многие комплексы и учит, как грамотно строить свою личность и адекватно решать проблемы, встающие именно перед вами.

Чем мы запасаемся в первую очередь, собираясь в поход по незнакомой местности? Конечно же, картой и компасом – без них легко заблудиться. Если нет лоции, корабль останется на рейде и не в коем случае не войдет в бухту, пусть даже не раз бывал у ее причалов. Такова элементарная основа человеческого разума – перед непосредственной встречей с новым объектом позаботиться об информационном обеспечении. За нарушение этого правила люди часто расплачиваются.

 В первую минуту, сломав нового заводного крокодила и горько оплакав его безвременную кончину, ребенок получает бесценный опыт: в следующий раз он попросит взрослого показать, как запустить новую игрушку. Повзрослев и накопив разумную предосторожность, мы с вами обычно не повторяем детских ошибок: перед включением электроприбора знакомимся с инструкцией, идя на важное совещание, заранее изучаем повестку дня… И так во всем, применительно ко всем объектам живой и неживой природы. Кроме одного, самого важного и сложного, - человека. От чего же мы так легкомысленны в обращении с ним? Редко кто из нас, отправляясь в новый коллектив, дает себе труд собрать информацию о характерных особенностях людей, с которыми завтра предстоит общаться. Не всякий руководитель, принимая на работу сотрудника, поинтересуется, помимо сухих анкетных данных, дополнительной о нем информацией. И, как правило, может сделать о нем неправильный первоначальный вывод.

(Сюжет курьёзного диалога в кабинете директора между героями А.Мягкова и А.Фрейндлих о повышении Анатолия Ефремовича из кф  «Служебный роман»).

 

Или другой житейский пример. Хозяйка дома должна срочно принять неожиданных гостей. Какова её первая реакция? Она открывает холодильник и проверяет, чего не достает для пристойного ужина. Её легко понять: хозяйка дома должна принять гостей в соответствии с правилами приличия. И ей некогда задуматься над вопросом о самих гостях: какие у них характеры? разговорчивы ли они? активны в общении или застенчивы? любят ли сами рассказывать или слушать других? В результате, безупречно оформив стол, хозяйка оказывается совсем не готова психологически к приему своих гостей, а ведь ей предстоит с ними общаться.

        Мы невежественны, плохо информированы, с преступной легкостью подставляем себя, своих близких и незнакомых людей под удары неподготовленного общения.    

( Сюжет обольщения «Мымры» на корпоративной вечеринке из кф  «Служебный роман»).

 Мы перемещаемся среди себе подобных без карты и компаса в дремучем лесу, населённом лешими и русалками. Мы безрассудно внедряемся в человеческие отношения. Затеваем знакомства, дружбу, любовные связи, создаем семьи, зачастую не имея представления о конкретном человеке.

(Сюжет из третьей части  кф А. Гайдая «Не может быть», в котором жених, найдя наконец-то дом невесты, не может узнать её среди гостей )

Надеюсь, приведенных примеров достаточно, чтобы согласиться с утверждением: большинство из нас на удивление неосторожны и непредусмотрительны в подходе к людям.  И расплата не заставляет себя ждать: у эл.бритвы, рассчитанной на более низкое напряжение, тотчас после включения сгорает эл.мотор. А у людей – после бездумного «включения» в межличностные отношения возникают неврозы и депрессии (очень «модные» сегодня болезни), микроинфаркты и инсульты, притупляется вкус к жизни. Разочаровавшись в людях, одни спасаются одиночеством, другие – агрессивностью, третьи уходят в мир мнимого расслабления через алкоголь и наркотики.

              Неужели человек так грешен и природа его столь конфликтна, что мы и все наши потомки обречены повторять одни и те же ошибки? Ведь это странно, что, создав сотни наук, изучающих все на свете, за тысячилетия прогресса люди так и не создали самой главной науки – о себе самих.

            Странно, что в школе перед нами раскрывают  азы счета и письма, дают знания по основам наук, но совершенно не учат самому насущному и важному – как общаться друг с другом «без инфарктов и инсультов».

            История человеческой цивилизации вместе с хижиной и колесом, электричеством и расщеплением атомного ядра донесла до нас огорчительную прореху – отсутствие науки об отношениях между людьми    ( очень ярко об этом говорится в книге известного нашего фантаста И.Ефремова «Час быка»).

А теперь давайте вернёмся к книге С. Кашницкого.Она написана очень живым и доступным языком, с тонким юмором (зачитать стр. 33 абз. 2 до слов «В нашем НИИ…».

Автор – Кашницкий Савелий Ефремович – известный журналист, занимающийся проблемами соционики с 70-х г.г. ХХ века.

 Как вы помните, в 60-е г.г. был актуален «спор» между « физиками» и «лириками», который оказал непосредственное влияние на судьбу будущего автора книги. Родители Савелия, не считаясь с его мнением, определили сына в одну из первых физико- метематических школ России в г. Челябинске. «Физики» победили, гуманитарные наклонности единственного сына не были замечены, и после школы он поступил в МАИ, выучился на конструктора ракетно-космических систем. И лишь став инженером, обрел собственную волю и решился на крутой перелом в своей судьбе – пошел работать репортером в газету и отучился на факультете «Теории и истории искусств» Академии художеств.

С 1987 года регулярно печатает материалы по соционике в газетах и журналах Москвы, Лос-Анжелеса, Тель-Авива, Монреаля. Кроме того проводит курсы обучения соционике и имеет опыт соционического консультирования.

Книга Кашницкого «Соционика – наука общения среди людей»  интересна тем, что в ней предпринята попытка рассказать о соционике максимально просто и охватить как можно больше сфер её применения. Настоящая книга рассчитана преимущественно на тех, кто прежде ничего не слышал о соционике.

Начинается она очерком так и называющимся «Для тех, кто ещё не знаком с соционикой» (стр. 11 – 23), он написан составителем серии «Отношения в зеркале соционики» Любовью Бесковой, где она дает информацию о соционике, её месте среди других направлений практической психологии, её прикладном значении ( стр. 12 абз. 3, стр. 19 абз. 4).

А для тех, кто хотел бы углубить свои знания, приведен список наиболее, по мнению автора, интересной литературы по соционике (стр. 408-413). Список снабжен специальным комментарием, помогающим выбрать именно те книги,которые наиболее полно отвечают возникшему интересу. Книга построена в форме отдельных очерков, тематически связанных между собой. Как фрагменты мозаики, сложенные вместе, они обрисовывают цельный образ соционики.

Избегая строгих определений, автор в разных очерках-главах снова и снова возвращается к упомянутым ранее понятиям – эти повторы следует отнести к лучшему и более полному восприятию.

Так же будут интересны нюансы, которых, как правило, не встретишь в более строго организованных книгах, выполняющих роль учебника по соционике.

 Свободная форма изложения позволяет, например, вместе с автором проследить, как можно по тексту интервью знаменитости провести соционический анализ, как по прямым и косвенным признакам определить тип интервьюируемого. Логические построения, проводимые автором, помогут вам делать это в последствии и самим, если вы научитесь внимательно прислушиваться к словам человека, тип которого вас интересует ( стр. 111-117 очерк «Ласка в нужном количестве» - о «волевом формализме » генерала Аушева – зачитать: стр. 112 абз.1, стр. 113 абз. 2, абз.4, абз.9, стр.114 абз. 1, стр.117 абз.3,4).

Соционика не менее гармонична, чем Периодическая система Менделеева, и информация здесь не менее плотно упакована. Там по столбцам и строкам распределены химические элементы, и по месту в таблице легко определить их атомные свойства.Здесь – типы людей    ( их всего 16), а считывается информация о возможностях их относительной совместимости.

               Например, в гениальном романе Л.Н. Толстого « Война и мир» действуют все 16 социотипов, и по этому признаку произведение с точки зрения соционики гонгениально.

Соционика как наука ещё находится в стадии становления, поэтому в ней немало ещё дискуссионых вопросов и в книге это нашло отражение.

Книга Савелия Кашницкого показывает возможности и горизонты соционики в целом, но, кроме того, материал подан так, что предоставлена  возможность для читателя ознакомиться с любой отдельной частью. Для этого она умышленно разделена на достаточно автономные блоки:

1.     «ЛИЧНОСТЬ»

2.     «СЕМЬЯ»

3.     «ОБЩЕСТВО»

Это деление в целом соответствует сферам применения соционики.

Кого больше интересуют проблемы исследования внутренних психических возможностей и скрытых резервов личности, могут найти материал в разделе «ЛИЧНОСТЬ» (зачитать названия очерков).

Кого волнуют проблемы поиска партнера для любви и брака, проблемы взаимоотношения в семье, могут сразу перейти к разделу «СЕМЬЯ» (зачитать названия очерков).

Для желающих найти своё место в социуме, для руководителей всех рангов, для тех, кто работает с людьми, кого интересуют проблемы взаимопонимания и взаимоотношения в коллективе, проблемы оптимизации межличностных отношений – раздел «ОБЩЕСТВО» (зачитать названия очерков).

Далее за блоками « ЛИЧНОСТЬ», «СЕМЬЯ», «ОБЩЕСТВО» вместо эпилога расположены очерки:

1.     «Не сыпьте соль на рану» (стр. 389 – 396), в котором дан «моральный кодекс соционики»: не может человек быть одновременно сильным и прозорливым, расчетливым и чутким, широта натуры отнюдь не всегда совместима с домовитостью, а предусмотрительность – с остротой реакции. «И швец и жнец и на дуде игрец » - вредный самообман, к которому вовсе не надо стремиться. Человеку лучше быть самим собой – со своими, только ему присущими достоинствами и недостатками.

Соционика требует не касаться слабого места человека – ни поступком, ни словом. Этот принцип столь же категоричен, как Гиппократово: «Не навреди!»

2.     И в очерке «Соционика в ХХ1 веке» (стр. 397 – 399) обрисованы перспективы развития науки.

По мнению автора в ХХ1 столетии соционика займет подобающее ей место «науки гармонии», о которой мечтал древне-греческий ученый Пифагор и которую в школах будут преподавать параллельно с азбукой и таблицей умножения. Поголовная соционочекая грамотность избавит людей от множества ежедневных конфликтов, разочарований, болезней, утраты вкуса к жизни.

Предназначение соционики – стать для каждого этическим ориентиром. Этический кодекс, созданный соционикой призывает нас оберегать себе подобных от ударов по слабому месту. Если этот кодекс войдет в нашу повседневную жизнь, она без всяких усилий «сверху» изменится к лучшему.

В конце книги (стр. 400-408) представлен список ведущих специалистов-социоников мира. Список для удобства работы с ним расположен в алфавитном порядке, указана страна и город работы и проживания и их амплуа в соционике: теоретик, практик, специалист по обучению, популяризатор науки в прессе (зачитать несколько примеров).

Если вас заинтересовала молодая, стремительно завоёвывающая популярность наука – соционика, предлагаю прочитать книгу С. Кашницкого. В увлекательной форме на примерах интервью с известными политиками, звездами кино, эстрады, спорта даются рекомендации как добиться согласия в семье, взаимопонимания на работе и вообще как найти свое место в жизни, используя сильные качества своего характера.

Литература:

1.    Кашницкий, С.Е.  Соционика – наука общения. – М.: «Армада – пресс», 2002.- 416 с.: ил.- (Отношения в зеркале соционики).

Составитель: зав. отд. обслуживания  Арташина Г.П.