Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Полезные ресурсы
Главная / Читателям / Библиографические пособия / Политический терроризм и экстремизм: история и современность
Политический терроризм и экстремизм: история и современность
Печать
Политический терроризм и экстремизм: история и современность

ВСТУПЛЕНИЕ

            В апреле 2004 г. в Государственной Думе Федерального собрания РФ было создано Межфракционное депутатское объединение (МДО) «Россия и Исламский мир: стратегический диалог». В сентябре 2004 г. МДО опубликовал доклад «Россия и Исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия». Доклад подготовлен группой экспертов из российских академических институтов, исследовательских центров и практических ведомств, при  участии депутатов Государственной Думы - членов МДО. Главная цель доклада - содействовать выработке и реализации полноценной стратегии развития сотрудничества между Россией и исламским миром, что особенно важно в контексте борьбы  с международным терроризмом. С небольшими сокращениями доклад был опубликован в журнале «Азия и Африка сегодня».

 

1. Россия и исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия : докл. / Межфракционное депутатское объединение Гос. Думы Федерального Собрания Рос. Федерации //Азия и Африка сегодня. - 2005. - № 2. - С. 2-15. - (Актуальная проблема).   

 

Один из разделов вышеназванного доклада приведен в настоящем библиографическом пособии в качестве вступления.

2.         Россия и исламский мир: борьба с «международным терроризмом» [Текст] / Межфракционное депутатское объединение Гос. Думы Федерального Собрания Рос. Федерации // Россия и исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия : докл. // Азия и Африка сегодня. - 2005. - № 2. - С. 13-15. - Разд. VI.

 

            «Понятия «террор» и «терроризм» известны с древности. Исторически сам феномен «терроризма» достаточно амбивалентен по отношению к политической динамике.

            В конце XIX - начале XX в. Политические противники царского режима активно использовали методы террора, что вызывало вполне адекватную и вполне определенную реакцию властной системы Российской империи. Однако, как известно, после Октябрьской революции 1917 г. подобные методы получили совершенно иную оценку - они были признаны правом безоружного народа на самооборону.

            Ожесточенная Гражданская война в России 1918-1922 гг. дала примеры использования массового террора, как «Белого», так и «красного».

            Героический образ партизан в годы Отечественной войны в советской пропаганде кардинально контрастировал с отношением к ним нацистского режима, который считал их «бандитами, террористами, боевиками». При этом гитлеровская пропаганда оправдывала свой террор против населения на оккупированных территориях Советского Союза Гаагскими конвенциями 1907 г

В то же время руководство Третьего рейха целенаправленно использовало террор против славянских народов, цыган, евреев.

            После Второй мировой войны методы террора были задействованы при создании государства Израиль. Один из американских экспертов Адам Перфей прямо указывает на тот факт, что «сионизм» использовал террор для прокладывания себе дороги в жизнь... Менахем Бегин и Ицкак Шамир - будущие премьер-министры Израиля, сделали себе имена на том, что не считали применение террора против Британии - символа западной цивилизации и парламентского права (взрывы в отелях, убийства англичан), чем-то зазорным. Сдавшись под давлением террористов, британцы решили, что лучше будет предложить ООН позволить сионистам создать собственное государство. 29 ноября 1947 г. это предложение привело к разделу Палестины на два государства - еврейского и палестинского. Раздел был осуществлен в пользу сионистского образования: притом, что они составляли в то время треть населения Палестины, им было выделено 56 % ее территории. План раздела поставил перед сионистами вопрос: «что делать со всеми арабами, проживающими на земле, которую они считали своей?» Ответом на этот вопрос стал террор.

            Жаботинский  - известный  идеолог сионизма - признавал необходимость террора. Да, это жестоко, писал он, но нам это нужно, если мы хотим воплотить здесь нашу мечту.

Вооруженная группировка «Иргун», руководимая Бегином, 9 апреля 1948 г. устроила массовую резню мирных жителей в палестинской деревне Дейр Ясин, уничтожив, в том числе, сотни детей, женщин, стариков. В 1982 г. в лагерях беженцев в Сабре и Шатиле боевики Ариэля Шарона (тогда министра обороны Израиля) устроили резню наподобие беслановской трагедии: сотни погибших детей и женщин - мирных беженцев от израильского геноцида. Потом сионистская пропаганда попыталась свалить вину на христиан.

            Терроризм против мирного населения часто использовался и в условиях военного времени. Например, в конце Второй мировой войны в результате длившихся сутки англо-американских воздушных налетов на Дрезден были уничтожены десятки тысяч мирных немцев. При атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки было уничтожено и искалечено несколько сотен тысяч человек - также мирных жителей. В этом же ряду уничтожение американским напалмом десятков тысяч мирных вьетнамских женщин и детей.

            Массовые убийства немцев, японцев, арабов, вьетнамцев были актами прямого устрашения, т.е. террора. Это вполне соответствует и многим официальным дефинициям. Например, по мнению министерства обороны США: «Терроризм - это спланированное использование насилия или угроза насилия, чтобы вызвать страх, направленный на то, чтобы принудить правительства или общества или запугать их, преследуя политические, религиозные или идеологические цели».

            Неожиданное и вроде бы спонтанное проявление «широкомасштабного» феномена международного терроризма, буквально в течение нескольких лет, вряд ли можно назвать случайным. Начавшееся формирование «нового мирового порядка», рост кризисных ситуаций в глобальной международной системе, существенное усиление стратегической неопределенности, начавшаяся широкомасштабная ревизия существующих норм международного права и т.д. - все это способствовало росту различных радикальных сил и течений во многих частях нашей планеты. Однако для превращения экстремистских групп в действительно террористические структуры, как показывает исторический опыт, прежде всего, необходимо появление так называемой «третьей силы». Именно такая «третья сила» способствует превращению радикала в реального террориста. Причем, связи между террористами и «третьей силой» могут быть весьма сложными и опосредованными (в этом случае боевиков, экстремистов и т.д.  используют «втемную»), а могут быть и относительно открытыми. Очень часто с террористическими структурами в принципе нельзя договориться именно потому, что за ними стоит «третья сила».

            В основном, так называемая «третья сила» прибегает к террору в двух случаях.

            Во-первых, когда резко, до «точки кипения» обостряются противоречия внутри властвующего класса того или иного государства, и терроризм прямо используется в острых фазах борьбы за власть.

            Известно, например, что Министерство внутренних дел Российской империи в начале XX века имело свою агентурную сеть и информаторов во всех террористических и радикальных структурах, в том числе и на уровне их руководства. Однако многие крупные теракты не предотвращались, так министерство, связанное с определенными кланами при императорском дворе, использовало боевиков для решения соответствующих внутриполитических задач.

            Сразу после начала Первой мировой войны практически все террористические и радикальные организации были быстро эффективно обезврежены.

            Во-вторых, «третья сила» прибегает к использованию террористических структур и методов в решающих стадиях реализации своей стратегической линии, когда для  достижения определенных целей отбрасываются любые моральные принципы и нормы. Трагедия в Беслане находится именно в этом ряду.

            Без долгосрочной и разветвленной помощи американского разведывательного сообщества «Аль-Каида» никогда бы не смогла создать свою международную сеть. Более того, некоторые известные специалисты в мире считают, что использование терроризма «втемную» постепенно становится важным направлением в деятельности многих спецслужб, занимающихся разработкой и внедрением организационного оружия.

            Феномен терроризма в современном сверхсложном социуме порождает такую социальную и политическую энтропию, системные последствия которой не просчитываются. Через призму современных СМИ и СМК террористическая деятельность часто приобретает особый, так называемый «порождающий» эффект. В обладающем существенным кризисном потенциалом обществе всегда есть достаточное количество специфических организаций, кланов, криминальных сообществ, отвергающих общепринятые нормы нравственности людей и групп с существенными психическими отклонениями, которые готовы совершить теракт или включиться в террористическую деятельность.

            Специалисты отмечают, что уровень террористической активности во всем мире значительно вырос после проведения «антитеррористической операции», которую ведут Соединенные Штаты.

            Террористы - это преступники, очень часто с явными патологическими отклонениями, попирающие и юридические нормы, и принципы человеческой нравственности. При этом нельзя ассоциировать террор в любой форме с какой-либо религией, как и нацией. Терроризм, как определенная политическая и социальная психология, питается не религиозными ценностями и идеями, а конкретными установками для решения политических задач.

            За террористическую деятельность должны нести ответственность конкретные люди, группы, объединения, которые могут прикрываться религиозными, национальными или иными мотивами для достижения своих целей, а также те силы, которые стоят за террористами.

            По мере усиления «однополярной системы», понятие «международный терроризм» стало целенаправленно приравниваться к «исламскому терроризму». Как считают авторитетные эксперты, одна из ключевых задач этой кампании - столкнуть между собой Россию и Исламский мир.

            Среди террористов, конечно же,  есть и те, кто формально относится к исламской традиции. Одновременно существуют террористические группировки, в которые входят люди, формально принадлежащие к христианству, иудаизму, сикхизму, индуизму. Но никто не говорит, например, о «христианском» или «индуистском» терроризме. Любые террористы, по сути, являются отступниками от законов своей религии. Не случайно антитеррористические нормы стран Исламского мира гораздо более суровые, чем соответствующее российское законодательство.

            Поэтому терроризм, как справедливо указывают многие, не имеет религии. Именно поэтому использование в СМИ словосочетания «исламский терроризм» следует рассматривать как форму разжигания межрелигиозной розни, недопустимую ни в одном многонациональном и многоконфессиональном обществе.

            Есть и другой парадоксальный и неожиданный результат в этой тотальной борьбе «цивилизованного мира» с «международным терроризмом». «Террористы» и те, кто стоит за ними, добились - осознанно или нет - возможно, главного: они доказали уязвимость всех и вся в современном «информационном обществе».

            Международный терроризм является системным феноменом, поэтому успешная борьба с ним должна быть основана на системной стратегии. И в рамках такой стратегии одним из важнейших приоритетов для России становится долгосрочное сотрудничество с мусульманскими странами. Министр иностранных дел России С.В. Лавров заявил: «Арабы готовы быть настоящими партнерами в борьбе с терроризмом. Они от него страдают не меньше. Может быть, даже чуть больше, потому, что есть попытки ассоциировать терроризм с исламом и арабской нацией. Поэтому Россия постоянно подчеркивает отсутствие какой-либо национальности у террористов. В Беслане действовали существа, которые попрали все каноны любой религии»,

            Как считает целый ряд экспертов, окончательное преодоление феномена «международного терроризма» вряд ли возможно до тех пор, пока мир вновь не станет более сбалансированным, многополярным и более справедливым.

            Трагедия в Беслане и другие теракты 2004 г. а России убеждают в двух, по крайней мере, вещах.

Во-первых, именно Российское государство, наряду с Исламским миром, становится главной мишенью «Международного терроризма» и той «третьей силы», которая заинтересована в том, чтобы «Очаг войны постоянно тлел на Кавказе». Это дает возможность влиять на внутренние российские процессы, в том числе с прицелом на выборы 2007 и 2008 гг.

            Во-вторых, в плане террористических угроз Россия является одним из наименее защищенных государств мира. Главная причина этого - условия, сложившиеся «после распада огромного великого государства» - Советского Союза.

Президент России В.В. Путин в своем выступлении на X заседании глав государств и правительств Организации Исламская Конференция заявил: «Россия, как и большинство представленных здесь исламских государств, выступает за укрепление системы международного права, за центральную координирующую роль ООН в решении мировых проблем. И мы убеждены, что совместными усилиями сможем эффективнее противостоять развитию событий в мире по неблагоприятным сценариям. Сценариям, приводящим, к появлению новых разделительных линий».