Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Методика составления библиографических пособий
Печать
Методика составления библиографических пособий

Метод. консультация / ЦРБ им. 1 Мая ; сост. гл. библиогр. Т.А. Киселева. - Н. Новгород, 2004. - 32 с.

ВВЕДЕНИЕ

     Наиболее распространенным способом существования библио­графической информации является библиографическое пособие. Оно представляет собой перечень библиографических записей.

     Виды библиографических пособий различны:

            - библиографическое издание (непериодическое, серийное, периодическое, продолжающе­еся);

            -      библиографическая картотека, каталог.

 Библиографическое пособие может быть издано типографским способом, рукописным, машиночитаемым.

В свою очередь библиографические издания подразделяются на:

  -     библиографиче­ские списки (пособие с простой структурой);

  -  библиографические указатели    (пособие    со    сложной    структурой,    предполагающей наличие вспомогательных указателей, предисловия, оглавления, списка сокращений и т. п.) 

   -      библиографические обзоры.

    Составление указателя (списка, обзора) — одно из важнейших направлений в деятельности библиотек по библиографированию документов.

В центре внимания библиографов должны постоянно находиться вопросы методического обеспечения процессов создания библиогра­фических пособий. Библиограф должен иметь отчетливое представление, прежде всего об общих методах библиографирования, которые необходимы для составления любого библиографического пособия. Эта общая методика образует своего рода модель, раскрывающую и обеспечивающую практическую реализацию наиболее суще­ственных и типичных черт создаваемого библиографического пособия. Однако для того чтобы окончательно «довести» пособие до нужного уровня, обеспечить соответствие всем предъявляемым к нему требованиям, необходимы специфические приемы библиогра­фирования, выбор которых определяется темой пособия, его видом (научно-вспомогательный   или   рекомендательный;   универсальный или тематический и т. д.). Это уже частная методика библиографи­рования.

Составление достаточно крупного библиографического пособия складывается   из  следующих  основных  этапов:   подготовительного, основного  (аналитического и синтетического), заключительного.

 

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ  ПОСОБИЙ

   Подготовительный этап включает в себя:

-                 выбор и изучение темы;

-                 разработку плана-проспекта;

-                 выявление литературы по теме пособия.

1.1. ВЫБОР И ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ

      Определяя тему будущего библиографического пособия и включая ее в перспективный и (или) текущий план составительской работы, нужно  исходить из того, что тема должна быть актуальной и общественно значимой, соответствовать возможностям библиотеки, экономическому и культурному профилю обслуживаемо­го ею района, библиографическим потребностям ее читателей.

      Выбранная тема требует обязательного изучения, продолжитель­ность которого зависит от сложности самой темы, ее новизны и документальной обеспеченности. Предварительное изучение темы пособия имеет два аспекта.

 

      Первый аспект: прежде всего составители должны сами досконально разобрать­ся в существе проблем, которые затрагиваются в пособии, что поможет избежать ошибок в отборе документов, их расположении, оценке. Для этого необходимо предварительно внимательно ознакомиться с относящимися к теме  основными работами ведущих ученых в данной области, материалами дискуссий, научных конференций, современной учебной литературой. Особое внимание следует обратить на терминологию, применяемую в данной области науки или производства, для чего важно постоянно держать под рукой специальные словари и другие справочные издания. Желательно составить краткий перечень наиболее распространенных в изучаемой области терминов с их краткими дефинициями. На данном этапе можно привлекать специалистов для консультаций. Ведь от качества и глубины предварительного изучения темы во многом зависит успех всей последующей  работы.

       Второй аспект изучения темы состоит в выяснении ее библиографической обеспеченности. Важно знать, что уже издано по данной теме (здесь неоценимую помощь окажут указатели библиографических пособий) или что предполагают подготовить другие библиотеки (можно установить по перспективным сводным планам). Это необходимо как для учета и использования опыта библиографирования, так и для принятия объективного решения о правомерности издания данного пособия.

1.2. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА-ПРОСПЕКТА ПОСОБИЯ

           Когда тема уже достаточно изучена и составители довольно свободно ориентируются в соответствующей литературе, наступает стадия разработки плана-проспекта пособия, который представляет собой основной документ, регламентирующий всю дальнейшую работу составителей. План-проспект необходим, прежде всего, при подготовке крупных по объему и сложных по структуре библиографических пособий, продолжительных сроках работы, наличии большого числа составителей.

           План-проспект содержит обоснование темы, в нем формулируется  идейный замысел пособия, раскрывается его основная задача. Особое внимание должно быть уделено четкому определению целевого и читательского назначения пособия.

         Целевой адрес должен быть указан максимально точно и конкретно. Попытка отдельных составителей подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказание помощи науке и «всем, интересующимся данной проблемой», ошибочна, так как решение столь различных задач потребует разных подходов ко многим приемам библиографирова­ния. Поэтому, важно четко установить, с какой целью издается пособие: в помощь научной работе, профессионально-производственной деятельности; образованию и самообразованию; агитационно-пропагандистской работе; повышению квалификации; для первона­чального знакомства с темой и т. д.?

Что касается читательского назначения, то в некоторых случаях оно непосредственно вытекает из целевого. Например, указатель в помощь научной работе, естественно, адресован в первую очередь исследователям; в помощь пропагандистской деятельности — в первую очередь идеологическим кадрам. В том случае, когда работы одной тематики и одного целевого назначения могут быть обращены к потребителям, резко отличающимся по подготовке или по профессиональным интересам, требуется уточнить читательское назначение пособия — особенно рекомендательного.

Далее, необходимо обозначить группу читателей, на которых ориентировано пособие. Наиболее точно можно представить себе будущих потребителей библиографических пособий, исходя из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Поэтому целесообразно выделить отдельные пособия, рассчитанные, например, на школьни­ков двух-трех смежных классов. Другую группу могут составить пособия для лиц, не обладающих достаточными навыками систематического чтения популярной и научной литературы, а также указатели, адресованные читателям, владею­щим специальными знаниями или таких знаний не имеющим.

     Когда же педагогические соображения этому не противоречат, целесообразнее стремиться к составлению рекомендательных указателей сравнительно широкого читательского назначения и соответственно этому — с более масштабным отбором литературы.

     В соответствии с целевым и читательским назначением пособия в плане-проспекте устанавливаются принципы отбора литературы, которыми в дальнейшем будут руководствоваться составители. Естественно, что качественные критерии отбора могут быть намечены лишь в самой общей форме.

      Отбор зависит, прежде всего, от тематических границ пособия, которые диктуются в первую очередь содержанием проблемы, отражаемой будущим указателем. Он осуществляется в установленных хронологических грани­цах (рамках учетного периода). Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не о хронологии событий, отраженных в литературе (это входит в понятие «тематические границы»), а о годах издания самой литературы.

Установление учетного периода имеет наибольшее значение при подготовке капитальных ретроспективных указателей. Наиболее просто установить хронологические границы отбора в текущих указателях: они обусловлены их периодичностью. Иначе обстоит дело при определении учетного периода в рекомендательных пособиях. Главной задачей рекомендательно­го пособия является пропаганда наиболее ценной и актуальной литературы. Исходя из средних сроков старения информации, это должна быть литература последних лет издания. Но нередко целесообразность диктует составителю необходимость включения произведений печати за более ранние годы. Поэтому при создании рекомендательных указателей учетный период устанавливается не столь жестко,  как,  например, при составлении научно-вспомогательных.

В плане-проспекте следует также определить виды изданий, которые будут включены в пособие. Важно помнить, что в научно-вспомогательном и особенно рекомендательном указателе ограничение отбора каким-либо одним видом изданий значительно обеднит содержание пособия.

         Раздельное библиографирование книг, журнальных статей или других видов печатной продукции характерно только для пособий общей библиографии.

     В плане-проспекте необходимо установить также языковые границы отбора.

     В плане-проспекте определяется структура библиографической записи: будет ли она состоять только из библиографического описания или будет сопровождаться аннотацией и (или) рефератом; какие предполагаются аннотации — справочные, рекомендательные; будут ли отражены рецензии на библиографируемые документы и т. п.

Следующим этапом разработки плана-проспекта является установление структуры будущего пособия, способов группировки включенных в него материалов. На этом этапе необходимо определить способ группировки материалов (систематическая, предметная, тематическая или алфавитная, хронологическая), и дать перечень если не всех, то важнейших разделов, рубрик и подрубрик. А также определить состав справочного аппарата (наличие вспомогательных указателей, приложений, вступительной статьи, предисловия).

               В плане-проспекте определяются также объем, этапы составле­ния пособия, круг специалистов и учреждений, привлекаемых для консультаций и рецензирования, авторский коллектив (с указанием обязанностей  каждого участника  составительской  работы),  сроки обсуждения работы, способ печати, вопросы оформления.

Далее в качестве примера приводится с сокращениями текст плана-проспекта научно-вспомогательного библиографического по­собия, составленного в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина.

БИБЛИОГРАФИЯ.  БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ.

Указатель литературы, изданной в СССР в 1959—1988 гг.

План-проспект

Объем 40 авт. л.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Информационное (в том числе библиографическое) обеспечение — важное условие успешного развития любой отрасли науки и практической деятельности. Это относится, безусловно, и к библиографии и библиографоведению. Информационное самообеспечение — одна из важнейших задач теории и практики библиографии, на что неоднократно указывалось в специальной  печати.

НАЗНАЧЕНИЕ УКАЗАТЕЛЯ

Указатель предназначен в помощь научной и педагогической деятельности в области библиографии. Он рассчитан на работников научно-исследовательских подразделений библиотечных и научно-информационных учреждений, преподавателей библиографии в высших и средних специальных учебных заведениях, аспирантов. Кроме того, указатель может быть использован библиографами-практиками, учеными и специалистами смежных научных дисциплин и областей практической деятельности, студентами вузов, углубленно изучающими проблемы библиографоведения.

МЕСТО ДАННОГО УКАЗАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛИ

Единственным отраслевым ретроспективным библиографическим пособием является указатель Ю. И. Масанова «Теория и практика библиографии», в котором учтена советская литература за 1917—1958 гг. Указатель «Библиография. Библиографоведение» может рассматриваться как хронологическое продолжение тру­да Ю. И. Масанова с учетом дифференциации наук информационно-книговедческого цикла, уточнения объема и предмета библиографоведения.

ИСТОЧНИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Основные — текущие библиографические указатели по библиотековедению, бнблиографоведению, информатике (ГБЛ, ГПНТБ СССР, ВИНИТИ), государ­ственные библиографические указатели. Дополнительные — текущие указатели по книговедению, книжному и издательскому делу, ретроспективные пособия по отдельным проблемам библиографии и библиографоведения, библиотечного дела и библиотековедения, научно-информационной деятельности и информатики, книжного дела и книговедения.          Просмотру de visu подлежат комплекты журналов и периодических сборников по библиографии, библиотечному делу, информатике; труды, ученые записки, сборники научных трудов библиотечно-библиографических учреждении, институтов культуры, каталоги и картотеки Государственной библиотеки СССР им. В.  И. Ленина и ряда других библиотек Москвы.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА

Критерии содержательного отбора. Тематические рамки указателя определяются границами отрасли: библиографируются материалы по всем проблемам теории, истории, методики, организации библиографии, по всем вопросам библиографоведения как научной дисциплины и предмета преподавания. Отражаются работы по смежным научным дисциплинам (библиотековедение, информатика, книговедение), если в них рассматриваются вопросы, одновременно являющиеся предметом изучения библиографоведения, а также, если библиографическая проблематика представлена отдельными разделами, главами этих работ или же составляет существенную часть их содержания, хотя не выделена в отдельную часть.

Критерии формального отбора. В указателе отражаются произведения печати независимо от их тиража и способа печати. Библиографируются все виды изданий по целевому назначению и характеру информации (как целиком, так и аналитически): официальные, законодательного и директивного характера; научные (монографии, авторефераты диссертаций, тезисы докладов и материалы научных конференций, научные журналы, продолжающиеся издания, сборники научных трудов); научно-популярные, учебные (учебные программы, учебники, учебные пособия, практикумы, учебно-методические пособия для высших и средних специальных учебных заведений); производственные (практические руководства, нормативно-производ­ственные материалы); справочные (словари, справочники специалиста); информаци­онные   (библиографические, реферативные, обзорные).

Критерии качественного отбора определяются целевым и читательским назначением данного указателя. Основной принцип — отбор всех научно значимых работ. Качественный отбор дифференцируется в зависимости от тематики и характера материала. Научно-популярные, учебные, производственные, справочные и информа­ционные издания, хроникальные заметки, некрологи, рецензии, материалы по смежным проблемам, а также изданные на языках народов СССР (кроме русского) включаются выборочно.

СТРУКТУРА ИЗДАНИЯ

Библиографические записи в указателе группируются в систематическом порядке в соответствии со схемой классификации, разработанной для данного указателя на основе таблиц ББК. Внутри последних делений классификационной схемы при наличии соответствующих материалов выделяются типологические рубрики. Располо­жение записей — хронологическое.   Широко   применяется система ссылок и отсылок.

ХАРАКТЕР АННОТИРОВАНИЯ

Материал в указателе аннотируется выборочно. Справочные аннотации даются в тех случаях, когда заглавие и подзаголовок работы не отражают достаточно точно ее содержание и (или) характер, когда необходимо обосновать отражение документа в указателе или в том или ином его разделе, ссылку на данный документ из смежного раздела.

НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Научно-справочный аппарат, предисловие, алфавитный указатель имен авторов, составителей, редакторов, рецензентов, лиц, упоминаемых в заглавиях работ и аннотациях, а также работ, описанных под заглавием; списки: 1) сокращении, принятых в данном указателе в дополнение к ГОСТу 7.12—77; 2) библиографических источников выявления материала; 3) периодических и продолжающихся изданий, просмотренных de visu.

В этом плане-проспекте присутствуют все основные элементы, характерные для проспекта научно-вспомогательного библио­графического пособия.

        По   окончании   работы   на   основе   плана-проспекта    пишется предисловие к пособию.

1.3. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

          Данная операция относится к подготовительному этапу составле­ния библиографического пособия. Ее основная зада­ча заключается в том, чтобы с максимально возможной полнотой выявить сведения о литературе, соответствующей теме пособия. Конечный ее резуль­тат — создание рабочей картотеки библиографических записей, которые нуждаются в дальнейшем изучении.

         Приступая к выявлению литературы, составителю следует определить круг источников -  основных и дополнительных.

        Основными источниками выявления литературы являются каталоги и картотеки библиотеки,  дополнительными - издания отраслевой сиг­нальной информации и реферативные журналы. Это источники информации, которые наиболее полно и многоаспектно раскрывают мировой документальный поток.

     Особую значимость в этом случае приобретают источники прикнижной библиографии в новей­ших монографиях и обобщающих трудах и особенно аналитико-синтетические и историографические обзоры. Они, как правило, не только помогают составителю выявить литературу (и чаще всего - наиболее значительную), но и лучше ориентироваться в ее проблематике и тем самым облегчают окончательный отбор.

       Целесообразно в этих целях обращаться и к другим, первичным по своему характеру, изданиям — журналам, тематическим сборникам, хресто­матиям,  антологиям, собраниям сочинений и т. п.

При выявлении литературы по узким и новым для науки проблемам, не получившим отражения в классификационных схемах, весьма эффективным является метод «снежного кома», суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию (например, статью в научном журнале) по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы других авторов по этой же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться. Это означает, что все работы по данному вопросу выявлены.

Библиографические источники могут подвергаться сплошному или выборочному просмотру. Источники с формальным расположе­нием материала (алфавитным, хронологическим, топографиче­ским) — сплошному просмотру. Выборочно исследуются источники с систематиче­ским или предметным расположением материала. Главное здесь — правильно выбрать разделы или предметные рубрики, соответствую­щие    теме    или    близкие    к    ней.   

По ходу работы составители должны вести две служебные картотеки. В одной отражаются все обследованные (с указанием способа просмотра и соответствующих разделов) первичные и вторичные документальные источники, независимо от того, использованы они или нет. Исходной посылкой в данном случае выступает сам факт просмотра источника. Эта картотека дает наглядное представление о всем круге обследованных источников, уровне их изучения. Она необходима для контроля, особенно при изменении состава авторского коллектива. По завершении работы данная картотека ляжет в основу «Списка просмотренных источников», который сопровождает многие указатели литературы и дает читателю представление о его информационной базе.

Другая рабочая картотека включает описания выявленных в ходе просмотра произведений печати. Ее организуют по-разному: карточки располагаются в общем алфавите авторов или заглавий, что очень важно при обследовании дополнительных источников, когда каждый соответствующий теме документ фиксируется на карточке только после выяснения, не был ли он уже выявлен раньше. Таким образом предотвращается дублирование библиографических записей. Существует иной способ организации рабочей картотеки — по основным разделам будущего пособия. Оба способа  применяются в библиографической  практике.

2. ОСНОВНОЙ  ЭТАП  СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ   ПОСОБИЙ

2.1.АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДЭТАП

После выявления материала по теме составляемого пособия (в отдельных случаях одновременно с выявлением) библиографы проводят его анализ, предусматривающий несколько операций, тесно связанных между собой выполняемых параллельно или последовательно:

-   общий библиографический анализ документов;

-   составление библиографических описаний;

-   аннотирование или реферирование библиограф. пособия;

-   индексирование, предметизация;

-   окончательное оформление библиографической записи.

Другими словами, аналитический подэтап библиографирования представляет собой набор операций по свертыванию информации в документах, отобранных для данного пособия, с целью включения в заданный объем максимально возможного числа сведений об этих документах.

2.1.1. Общий  библиографический  анализ документов

       Это — начальная операция аналитического подэтапа, во время которой составитель знакомится с содержанием и формой документа: выявляет идейные позиции автора, основную и сопутствующие темы библиографируе­мого произведения, его структуру, социальную (научную, идеологи­ческую и культурную) значимость, типологические, жанровые и стилевые особенности, целевое и читательское назначение, уровень художественного оформления и полиграфического исполнения. Организуется общий библиографический анализ документов следующим образом.

      Анализ самого документа включает: ознакомление с титульным листом, издательскими данными и аннотацией, оглавлением, предисловием и (или) вступительной статьей, примечаниями, комментариями и в нужных случаях выборочное чтение текста произведения.

2.1.2. Составление библиографических описаний

Строго говоря, на аналитическом подэтапе в большинстве случаев библиографическое описание не составляется, а уточняется, поскольку описание многих документов заимствовано из основных и дополнительных библиографических источников. Составитель обязательно должен сверить их с оригиналом. Ни один, даже самый авторитетный источник, не гарантирует от неточностей. Кроме того, библиографическое описание, взятое из старых источников, не отвечает современным требованиям. Наконец, ошибки может допустить сам составитель в ходе просмотра источников. Впервые составляются библиографические описания на произведения, выявляемые посредством сплошного просмотра журналов, сборни­ков и других изданий.

Библиографическое описание должно соответствовать последним ГОСТам.

2.1.3. Аннотирование

         Библиографическое описание представляет собой достаточно пассивную форму общей характеристики документа и не    дает     ясного    представления о  содержании произведения, его характере, предмете исследования. Необходимы дополнительные сведения, расширяющие и углубляю­щие   характеристику   документа.   Эту   задачу   решает   аннотация.

Аннотация, это краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. В первую очередь аннотация необходима в рекоменда­тельных библиографических пособиях. Характер, содержание, объем аннотации зависят от вида, читательского и целевого назначения, структуры подготавливаемого пособия, тематики аннотируемых документов. Составителям следует избегать заимствований готовых аннотаций из других пособий, аннотированной карточки, поскольку в них содержание аннотаций было продиктовано иными целями. Кроме того, в каждом конкретном библиографическом пособии аннотации должны быть выдержаны в определенном ключе.

    Аннотация призвана дополнить заглавие, если оно недостаточно информативно. В ней могут быть приведены такие сведения: упоминания о новых фактах, явлениях, экспериментах, методах, изложенных в произведении; о времени, к которому относятся описываемые события; о наличии таблиц, графиков и других приложений.

     Аннотации дифференцируются по самым разным признакам. Наиболее общая классификация аннотаций осуществляется по функциональному назначению и по способу характеристики аннотируемых документов.

      По функциональному назначению аннотации делятся на справочные и рекомендательные.

Справочная аннотация уточняет заглавие произведения и (или) сообщает дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, а также о форме, содержании, жанре, назначении и других особенностях документа, отсутствующие в библиографиче­ском описании.

            Справочные аннотации должны быть предельно краткими. Выполняя уточняющие по отношению к библиографическому описанию функции, они не требуют развернутой характеристики аннотируемого документа. Такие аннотации особенно широко применяются в научно-вспомогательных библиографических указа­телях. В рекомендательных пособиях они используются в основном при описании справочной, учебно-методической литературы, библио­графических пособий, положений, инструкций и других подобных документов.

    Рекомендательная аннотация характеризует и оценивает доку­мент, исходя из потребностей, уровня подготовки, возраста и других особенностей той группы читателей, которой адресовано данное библиографическое пособие. Главная задача рекомендательной аннотации - активно пропагандировать лучшую литературу, воздействуя не только на логическое, но и на эмоциональное восприятие читателя. Рекомендательная     аннотация    должна     оказывать    действенную помощь в изучении литературы, способствовать правильной организации систематического, целенаправленного чтения. Это открытая оценка произведения, осуществленная с позиций научных достижений, ориентированная на определенного читателя.

    Объем рекомендательных аннотаций обычно значительно превы­шает объем справочных, хотя требования краткости и точности и здесь остаются в силе.

    Рекомендательные аннотации помещаются, прежде всего, в посо­биях популярно-просветительного, самообразовательного назначе­ния. В научно-вспомогательных пособиях они используются в тех случаях, когда необходимо охарактеризовать наиболее значитель­ные и ценные в научном отношении документы.

    По второму признаку —   способу характеристики документов — аннотации делятся на общие, аналитические и групповые.

    Общая аннотация характеризует произведение в целом и приме­няется в основном в двух случаях: для раскрытия произведений по своему содержанию целиком относящихся к теме указателя (или его раздела), и для универсальных пособий, не ограниченных никакими содержательными рамками (например, аннотации на печатных аннотированных карточках).

   Общая аннотация может содержать самые разнообразные сведения (биографические данные об авторе, о времени и обстоя­тельствах написания произведения и т. п.), но главное в ней — характеристика идейного и научного содержания произведения его значения для данной темы.

    Аналитическая аннотация раскрывает только часть содержания документа и применяется в тех случаях, когда аннотируемое произведение относится к теме пособия частично. Различаются две основные разновидности аналитических аннотаций: раскрывающие определенный   аспект   содержания   произведения   и   выделяющие какую-то часть произведения — главу, параграф, отдельное выска­зывание.

   Групповая аннотация объединяет несколько близких по содержанию (или по какому-либо другому признаку) документов и дает им обобщенную характеристику, позволяющую более экономно и точно, избегая повторений, показать общее и особенное в аннотируемых произведениях. Различаются три основных вида групповых аннотаций:

- аннотация, характеризующая несколько самостоятельных про­изведений  (книг или статей)  одного или разных авторов;

- аннотация, характеризующая ряд произведений, объединенных единой издательской формой, например тематический сборник, и содержащая обобщенную характеристику темы сборника, а также простое перечисление его разделов или помещенных в нем произведений, достаточное для раскрытия содержания сборника;

- аннотация на одно произведение, в которой помещаются сведения и о других произведениях, так или иначе связанных с аннотируемым.

Групповая аннотация в своем развитии логически перерастает во вводные (предварительные) замечания к разделам пособия, дающие наиболее обобщенную характеристику и оценку содержания всех произведений, включенных в данный раздел. В последние годы, особенно в практике рекомендательного библиографирования, вводные замечания к разделам получили большое распространение. В них обычно раскрывается сущность главных проблем, рассматри­ваемых в рекомендуемой литературе, даются методические указа­ния — как, в какой последовательности изучать тему, на что обратить внимание. Наличие в пособии хорошо разработанных вводных замечаний к разделам избавляет составителей от необходимости давать развернутые общие характеристики и оценки в отдельных аннотациях, позволяет нередко ограничиться краткими справочными аннотациями, а в отдельных случаях (например, в пособиях для подготовленных читателей) вообще обойтись без аннотаций.

Естественно, что оба принципа классификации (функциональное назначение и способ характеристики) применяются к одним и тем же аннотациям.

                                                                                      Таблица 1

Двумерная типологическая классификация аннотаций

Аннотации

Общие

Аналитические

Групповые

Справочные

1

2

3

Рекомендательные

4

5

6           

Определенный тип аннотаций, обозначенный в табл. 2 цифрами, образуется путем совмещения (пересечения) свойственных ему основных видовых признаков. Например, 1 — справочная/общая, 3 — справочная/групповая  и т. д.

Ниже приводятся образцы библиографических записей, взятые из различных указателей. (Текст некоторых аннотаций приведен в сокращенном виде.)

1.      Справочные/общие

Проблемы общественного сознания и культуры в развивающихся странах Юго-Восточной Азии: Аннот. библиогр. указ. М.,1985.  -  110 с.

Приведены работы на русском, западноевропейских и некоторых восточных языках, опубликованные за 1960—1980-е гг. и освещающие социальные аспекты этно-национальных проблем.

2. Справочные/аналитические

 

а)  раскрывают определенный аспект содержания произведений

Ленин В. И. От разрушения векового уклада к творчеству нового //Полн. собр. соч. Т. 40. С. 314—316.

В статье (1920) В. И. Ленин говорит о творческом, созидательном характере труда в социалистическом обществе, определяет содержание понятий «социалистический труд» и «коммунистический труд».

Энгельс Ф. Диалектика природы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 339 — 626.

Энгельс кратко характеризует научные заслуги многих выдающихся астрономов— Гиппарха, Птолемея, Аристарха Самосского, Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилеи, И. Ньютона, П.. Лапласа и др. (См. именной указатель.)

б)   характеризуют определенную часть произведения

Ленин В.  И. Крах II  Интернационала//Полн. собр. соч. Т. 26.

Определение революционной ситуации дано на с. 218—219.

Рыбкин В. А. Контроль материалов и работ в литейном производстве. М.: Машиностроение,  1980. - Гл. 3. Контроль модельной оснастки. С. 31—41.

В главе изложены требования, предъявляемые к модельной оснастке. Указаны отклонения размеров моделей и стержневых ящиков... Охаракте­ризованы наиболее часто встречающиеся дефекты и способы их устранения.

3. Справочные/групповые

а) содержат общую характеристику нескольких произведений

Энгельс Ф.- К. Марксу: Письмо от 19 нояб. 1869 г.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32. С. 317—323.

Энгельс Ф. - К. Каутскому: Письмо от 18 сент. 1883 г.//Там же. Т. 36. С. 52—55.

В обоих письмах Ф. Энгельс касается проблем Новой Гвинеи, которая в 1880-е гг. стала объектом европейской экспансии. Он сообщает о попытке аннексии Новой Гвинеи европейскими державами и об участии в этом Австралии, об экспедициях за невольниками и о столкновениях между державами на почве захвата рабочей силы (Т. 36. С. 53—54). Здесь же Ф. Энгельс приводит данные о быстром росте населения на Яве — 2 млн человек в  1755 г. и   19 млн в   1878 г.   (Т. 36. С. 54)

б)   характеризуют сборник произведений

КПСС о средствах массовой информации я пропаганды. 2-е изд., доп. М.: Политиздат,   1987. 608 с.

Сборник включает документы KПCC о периодической печати, телевидении и радиовещании, книгоиздательском и библиотечном деле.

4. Рекомендательные/общие

Ландау Л. Д., Румер Ю. Б. Что такое теория относительности. 3-е изд., доп.  М.:  Сов.  Россия,   1975.   112 с.

После чтения этой книги никому уже не сможет прийти в голову мысль, что теория относительности сводится к утверждению, якобы «все в мире относительно». Наоборот, читатель увидит, что теория относительности, как и всякая физическая теория, есть учение об объективной истине, не зависящей от вкусов и желаний кого бы то ни было, поймет, что, отказавшись от старых представлении о пространстве, времени и массе, мы только лучше узнали, как устроен мир на самом деле.

Основные положения теории относительности, довольно трудной для понимания, изложены авторами (один из которых — академик Л. Д. Лан­дау, известный физик-теоретик)   просто и доступно.

Книга Г. Р. Граубина «Моя страна Сибирь» (М.; Мол. гвардия, 1983. 152 с, ил.) написана живо и занимательно, с обилием интересных фактов. Автор - сибирский писатель, большой знаток своего края — не оставляет, кажется, без внимания ни один вопрос, связанный с природой Сибири, ее климатом, растительным и животным миром.

Много лет посвятил изучению вулканов путешественник и уче­ный Е. К. Мархинин. В его книге «Цепь Плутона» (М.: Мысль, 1973. 334 с, ил.) не только в яркой популярной форме рассказано о главном итоге этих работ—вулканической теории образования внешних оболочек Земли, но и живо нарисована картина природы этого удивительного края. Описания настолько правдивы и образны, что читатель невольно чувствует себя участником восхождения к кратеру действующего вулкана, плавания на судне «Геолог».

5.      Рекомендательные/аналитические

а)  раскрывают определенный аспект содержания произведений

Энгельс Ф. Диалектика природы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 339-626.

...В «Диалектике природы» Ф. Энгельс дает философское обобщение выводов современного ему естествознания и математики и. опираясь на их данные, излагает естественнонаучные основы диалектического мировоззре­ния.

Внеся громадный вклад в развитие диалектического материализма, эта работа имеет чрезвычайно большое значение и для научного атеизма. Ф. Энгельс поднял и решил здесь важнейший для научного атеизма вопрос о происхождении человека, показал значение открытий в области естествознания для борьбы против религии...

...Решающую роль для развития атеизма сыграло исследование Энгельсом проблемы жизни. Вывод, к которому пришел Ф. Энгельс, способствовал освобождению науки от идей «сверхъестественной жизнен­ной силы».

б) характеризуют часть произведения

Лямин И. В. Художественная обработка металлов. М.: Машинострое­ние,  1978. С. 32—37. Художественное литье из чугуна.

В 40-х годах XIX в. город Касли завоевывает широкую известность своими художественными отливками. Каслинский чугунолитейный завод приступил к художественному литью позже многих заводов Урала, но его мастера не только впитали все лучшее, что было достигнуто в художе­ственном литье на передовых заводах, но и развили его дальше. Читатели узнают о заслугах в развитии каслинского художественного литья скульпторов М. Д. Канаева, Н. Р. Баха, П. К. Клодта, Е. Н. Лансере, замечательного умельца XIX в. мастера В. Ф. Торокина, познакомятся с преобразованиями, которые произошли на заводе в годы Советской власти.

5.       Рекомендательные/групповые

а)   содержат общую рекомендацию нескольких произведений

Как сделать растениеводство более устойчивым и продуктивным, поднять его на более высокий уровень, соответствующий современным задачам интенсификации сельского хозяйства? Об этом размышляют знатные земледельцы Т. С. Мальцев и В. М. Чердинцев:

Мальцев Т. С. Хлеб требует. М.: Сов. Россия,   1983. 64 с.

Чердинцев В. М. Поле наших забот. М.: Сов. Россия,  1983. 72 с.

Авторы делятся опытом рационального землепользования, рассматри­вают применение прогрессивной технологии, приемы эффективного использования всех видов удобрений и техники, которые помогают им выращивать хорошие урожаи при любых погодных условиях.

б)   содержат общую характеристику сборника произведений

Ленин В. И. О социалистическом преобразовании сельского хозяйства. М.: Политиздат,  1980. 448 с.

В работах В. И. Ленина, объединенных в семи тематических разделах сборника, научно обоснована объективная необходимость перехода трудящегося крестьянства к крупному общественному хозяйству, разрабо­тан кооперативный план. Предметный указатель к сборнику поможет найти ленинские высказывания но тому или иному конкретному вопросу.

в)   характеризуют другие произведения в тексте аннотации

Чепиков М. Г, Современная революция в биологии: Филос. анализ. М.: Политиздат,   1976.   135 с.

..В своем исследовании автор опирается на многочисленные труды ученых-материалистов, прежде всего — основоположников марксистско-ленинской философии. Он неоднократно обращается к работе «Диалектика природы» Ф. Энгельса (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С.339— 626), которую пронизывает идея о том, что марксистская философия должна основываться на всестороннем знании естественных наук, а естественные науки могут плодотворно развиваться лишь на основе диалектического материализма; много раз цитирует «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленина (Поли. собр. соч. Т.18. С.7—384) — главный философский труд Владимира Ильича, написанный в 1908 г., где в борьбе против реакционной идеалистической философии В. И. Ленин обобщил новейшие открытия естествознания конца XIX — начала XX в., раскрыл сложный диалектический процесс познания, развил основные положения диалектического и исторического материализма.

Таким образом, аннотации по своему характеру чрезвычайно разнообразны. Учитывая многие факторы, библиограф в каждом конкретном    случае   решает,    какая    именно    аннотация    наиболее соответствует замыслу пособия, содержанию и значению аннотируе­мого произведения. Составление аннотации - процесс творческий, требующий от библиографа широких общена­учных и профессиональных знаний, эрудиции, опыта, определенных литературных способностей и навыков. Умение хорошо аннотировать приходит в результате упорной работы над повышением уровня профессионального мастерства.

В процессе работы над пособиями библиографами сформулиро­ван своеобразный Кодекс требований к аннотациям. Такой кодекс создан, например, в Библиотеке Академии наук СССР. Он включает следующие положения:

1.  Аннотация должна быть лаконичной  (длинные аннотации не всегда   дочитываются  до   конца),   но   в   то   же   время  достаточно конкретной, со ссылкой, в случае необходимости, на факты, имена, даты  и т. д.,  вполне понятной без  перечитывания.  В  аннотациях следует   избегать   сложных   придаточных   предложений,   тяжелых синтаксических оборотов, длинных определений. Если одно и то же понятие можно определить рядом  синонимов,  необходимо остано­виться  на наиболее употребляемом.  Надо избегать в аннотации лишних слов, которые без ущерба для смысла можно выбросить. Желательно  соблюдать  также  единство   времени   и   единообразие глагольных форм, не следует начинать аннотации с предлога «о».

2.   Аннотация   не   должна   повторять   сведений,   содержащихся в заглавии, и перефразировать их.

3.   Желательно   для   каждой   библиографической   работы   при­держиваться примерно одинакового объема аннотаций и соблюдать логический порядок приводимых сведений независимо от того, как они даны в аннотируемом документе.

4.   Научная   терминология,   применяемая   в   аннотации,  должна быть общепринятой, соответствовать современному уровню знаний. Приводимые в библиографическом описании малоизвестные и уста­ревшие    термины    или, термины,    используемые    только    данным автором, следует пояснять.

5.  Необходимо следить за тем, чтобы не было противоречий или несоответствия    аннотаций    систематизации.    Аннотация    должна оправдывать   и   подтверждать  отнесение  работы   к  определенному разделу пособия.

Таким образом, мы видим, что требований к аннотации много. При ее составлении надо помнить, чем больше мы сообщим дополнительных сведений о произведении, тем разностороннее раскроем его содержание. Но при этом ни в коем случае не следует подменять аннотацию, которая отвечает на вопрос «о чем идет речь в данном произведении», изложением, пересказом его содержания. В тексте аннотации, особенно справочной, словам должно быть тесно,   а   мыслям — просторно.

2.1.4. Библиографическая запись

      Результаты рассмотренных выше аналитических операций библиографирования объединяет библио­графическая запись — основной элемент библиографического посо­бия. Она включает в себя следующие элементы:

-          библиографическое описание;

-          аннотацию;

-          классификационный индекс.

      Приведенные выше образцы аннотаций вместе с библиографиче­ским описанием представляют собой типичные примеры библиогра­фических записей.

Правильное оформление библиографической записи имеет большое значение. Каждый ее элемент (библиографическое описание, аннотация, классификационные индексы и др.) помещается с новой строки. В печатных указателях описания и аннотации целесообразно набирать разными шрифтами. Сами записи отделяются друг от друга пробелами.

Библиографическая запись предполагает номер документа по списку.

2.2.СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДЭТАП

    Он включает в себя две операции:

-          окончательный отбор выявленных и изученных документов;

-          группировка библиографических записей.

2.2.1. Отбор документов

      Отбор — важнейший процесс библиографирования. Согласно ГОСТ 7.0—84 библиографический отбор — это «отбор библиографи­руемых документов в соответствии с намеченными качественными критериями».

Отбор документов для библиографических пособий можно разделить на ограничительный (формальный и содержательный) и качественный. Важно подчеркнуть, что ограничительный отбор служит средством практической реализации поисковой и коммуника­тивной, а качественный — оценочной функции библиографической информации.

Ограничительный отбор. Формальные ограничения при отборе могут быть пространственными (фонд библиотеки или фонды ряда библиотек, ассортимент издательской продукции), формально-издательскими (вид издания, тираж, объем, способ размножения и др.), хронологическими (учетный период, время написания), территориальными, языковыми, авторскими и др. При таком отборе не затрагивается содержание, тематика документов. В реальной библиографической практике формальные признаки отбора нередко используются в различных сочетаниях.

Качественный отбор. В процессе такого отбора подлежат исключению документы, не соответствующие конкретному целево­му и читательскому назначению указателя. Качественный отбор свойствен как рекомендательной, так и научно-вспомогатель­ной библиографии.

Качественный отбор — наиболее сложный процесс. Библиографу надо не только основательно знать тему пособия и имеющуюся по ней литературу, но и уметь осуществлять сравнительный анализ научной или художественной ценности близких по тематике работ, учитывать уровень подготовки, специфику восприятия и особенности психологии различных групп потребителей информации, которым предназначен тот или иной указатель.

Необходимо подчеркнуть, что в библиографической практике охарактеризованные выше виды отбора нередко сочетаются друг с другом: в одном пособии могут одновременно использоваться формальные, содержательные и качественные критерии отбора. При этом один из них является основным, ведущим, другие - дополнительными, сопутствующими.

2.2.2. Группировка библиографических записей

     Вторым процессом синтетического подэтапа библиографирования является группировка библиографических записей. Она помогает читателям лучше ориентироваться в пособии, быстро находить нужные материалы, видеть взаимосвязь между ними, а в ряде случаев и подсказывает порядок, последовательность знакомства с произведениями печати.

     Различают три основных способа группировки:

-          формальный,

-          содержательный

-          рекомендательный.

Главное назначение формальной группировки заключается в том, чтобы обеспечивать поиск конкретных документов по их внешним признакам.

Формальная группировка имеет ряд разновидностей:

-          расположе­ние в алфавите заглавий документов или фамилий их авторов

-          по виду изданий (книги, статьи)

-          по месту издания или хранения,

-          по формату,

-          по хронологии издания или написания произведений,

-          по языку,

-          по издающим организа­циям, учреждениям и т. п.

Содержательная группировка, в отличие от формальной, не может базироваться только на библиографических описаниях, так как включенные в них данные о документах зачастую не раскрывают их тематику. Здесь необходимо непосредственное обращение библиографа к тексту документов или к аннотациям. Поскольку одно и то же произведение, как правило, нередко посвящено ряду тем, возникает необходимость или дублирования его описания в разных разделах пособия, или применения отсылок.

Содержательная группировка может быть:

-          систематической,

-           тематической,

-           предметной.

При систематической группировке материал располагается по какой-либо схеме классификации. В универсальных пособиях чаще всего используются ББК.

Систематическая группировка отличается логичностью, последо­вательностью, обозримостью и в то же время стабильностью. Так, в «Книжной летописи» наименования разделов, порядок их расположения, соподчиненность рубрик остаются неизменными во всех выпусках годового комплекта.

Тематическая группировка близка к систематической, однако ей присущи большая подвижность, менее жесткая внутренняя структу­ра. Это означает, что при тематическом расположении наименования разделов и подразделов их последовательность, степень дробности делений могут быть различны в пособиях на одну и ту же или близкую тему. Тематическая группировка чаще всего применяется в комплексных или проблемных библиографических указателях, отражающих литературу по одной или нескольким отраслям знания.

При предметной группировке библиографические записи группируются под предметными рубриками, а сами рубрики располагаются в алфавите их наименований. Достоинство такого способа расположения заключается в том, что он позволяет быстро находить материалы по конкретным узким вопросам. Используется в реферативных журналах.

Рекомендательная группировка преследует цели руководства чтением и может быть осуществлена в различных вариантах от общего к частному, от простого к сложному.

Совершенно очевидна ее педагогическая направленность. Рекомендательная группировка целесообразна в пособиях, адресованных как малоподготовленным, так и квалифицированным читателям, в том числе — специалистам.

       В зависимости от внутренней структуры пособия различают простую и сложную группировку. При простой группировке все записи располагаются в какой-либо одной последовательности, а членение материала на разделы и подразделы отсутствует. Такое расположение   применяется   в   небольших   пособиях,   отражающих ограниченное    число   документов    (кратких    списках   литературы, планах чтения, беседах о книгах, памятках  и  т. п.).

Сложная группировка предусматривает распределение описаний по разделам, подразделениям, рубрикам и подрубрикам, а в преде­лах каждого последнего деления материал также располагается в определенной, заранее избранной последовательности (в алфавите фамилий авторов или заглавий, хронологии издания, по типам литературы, в логической последовательности — от общего к частно­му, от простого к сложному и т. д.). Типичными примерами пособий со сложной структурой являются, например, текущие государ­ственные библиографические указатели («Летопись газетных статей»).

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП  СОСТАВЛЕНИЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ  ПОСОБИЙ

Заключительный этап библиографирования включает в себя:

-          подготовку справочного аппарата,

-          редактирование,

-          оформление библиографического пособия.

3.1 Подготовка справочного аппарата

В состав справочного аппарата входят:

-          предисловие,

-          вступитель­ная (вводная) статья,

-          вспомогательные указатели,

-          приложения,

-          оглавление,

-          методические советы.

Предисловие, которым должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие (основой для него служит план-проспект), содержит сведения об основных задачах пособия, значении данной темы. Здесь дается характеристика целевого и читательского назначения пособия, приводятся сведения об отраженной в нем (по разным параметрам) литературе, разъясня­ется общий принцип группировки материала (при этом разделы не перечисляются, для такой цели служит оглавление), сообщается о расположении записей внутри последних делений. Если в разных разделах такая последовательность различна, то в предисловии это оговаривается.

Характеризуя аннотации, следует показать их роль в ознакомле­нии читателей с документами, назвать используемые в данном пособии виды аннотаций. Недостаточно просто перечислить имеющиеся вспомогательные указатели, надо обратить внимание читателя на особенности их построения и возможности практическо­го использования. В предисловии обязательно указывается верхняя хронологическая граница отбора материала  (год, месяц, число).

    В периодических и продолжающихся библиографических пособи­ях, а также в указателях, выходящих в сериях, предисловие обычно помещается только в первом выпуске.

Вступительная статья. Крупные рекомендательные и ретро­спективные научно-вспомогательные пособия, помимо предисловия, иногда открываются вступительной (вводной) статьей. Она представляет собой более или менее развернутый обзор основной литературы по теме пособия. Написание вступительной статьи требует глубокого знания существа темы пособия и библиографируемой литературы. Поэтому к работе над ней обычно привлекают научных редакторов, консультантов и других специалистов в данной отрасли знаний.

Вспомогательные указатели. Сложная структура пособия обеспе­чивает многоаспектное раскрытие объектов библиографирования по их содержанию, значимости, формальным признакам. Однако даже самая совершенная группировка не обеспечивает ответы на все вопросы, с которыми читатели обращаются к тому или иному библиографическому пособию. Этот недостаток любой группировки позволяют преодолеть вспомогательные указатели, которые пред­ставляют собой часть библиографического пособия, отражающую сведения о произведениях печати в ином разрезе, чем в основном тексте пособия, с отсылкой к соответствующим библиографическим записям

Традиционным и очень распространенным является именной указатель. Иногда он включает заглавия всех отраженных произведений (как авторских, так и коллективных). Такие указатели особенно важны в рекомендательных библиографических пособиях. Именные указатели нередко содержат сведения о составителях, редакторах, переводчиках, иллюстраторах и других лицах, прини­мавших участие в создании произведений. В ряде случаев в них отражаются фамилии лиц, характеризуемых или упоминаемых в библиографируемой литературе (отражение по так называемому «персональному» признаку). При этом персональные рубрики должны быть выделены (заключение отсылочных номеров в скобки, уточнения типа — «о нем», «о ней»).

Персональные   указатели   (указатели   личных   имен)   составляются и как самостоятельные. В них персональные рубрики желательно снабжать указаниями на профессию, род деятельности, отличия, заслуги того или иного лица.

Более сложны с точки зрения составления вспомогательные указатели, раскрывающие содержание документов. К их числу относятся, в частности, предметные вспомогательные указатели. Естественно, одних библиографических описаний для их создания недостаточно; приходится обращаться к аннотациям и рефератам, а также непосредственно к текстам произведений.

Предметные указатели раскрывают содержание объектов биб­лиографирования в целом и в каком-либо аспекте (содержат, например, геологические, ботанические, архитектурные и другие термины). Распространенной разновидностью такого рода «ключей» является вспомогательный указатель географических названий, широко практикуемый в страноведческих и краеведческих пособиях. Рубрики географического указателя целесообразно сопровождать родовыми характеристиками (озеро, море, возвышенность, река и т. д.), которые даются обычно в сокращенной форме (оз., м., возв., р.). В примечаниях к указателю дается список принятых условных сокращений. Внутри географиче­ских рубрик желательно также выделять тематические подрубрики. Это позволяет быстро находить материалы не только о конкретных объектах, но и об отдельных аспектах их развития и современного состояния

Содержание документов, включенных в пособия, раскрывают систематический и тематический вспомогательные указатели. Такими указателями полезно снабжать пособия с формальным расположе­нием записей в основном тексте (алфавит фамилий авторов, хронология издания и проч.).

Техника составления любого вспомогательного указателя сводится к следующему. Библиограф внимательно просматривает основной текст пособия и выбирает из записей соответствующие виду указателя понятия. Каждое из них записывается на отдельную карточку, а рядом — проставляется порядковый номер записи или страница, на которой она помещена. Затем карточки подбираются в строгом алфавите понятий. Одинаковые понятия переносятся на одну карточку с указанием всех номеров или страниц текста. В картотеке выделяются буквенные разделители, и она переписыва­ется на отдельные листы в один или два столбца. К указателю должны быть составлены пояснительные замечания: о его содержании, принципе отсылок к тексту, принятых условных сокращениях.

Приложения. В состав приложений к библиографическим пособиям входят: списки просмотренных источников, списки условных сокращений, дополнения и советы библиотекарю. В отличие от вспомогательных указателей приложения не имеют непосредственной (путем отсылок) связи с основным текстом пособия.

Списки просмотренных источников дают представление о реаль­ной базе, на которой велось выявление документов. Они составляются   на   основе   картотеки   источников,  создаваемой   еще в процессе выявления материалов.

К перечням источников предъявляются два требования: они должны быть полными и точными. Первое требование заключается в том, что в списке обязательно перечисляются все источники — не только библиографические пособия, но и каталоги и картотеки библиотек, периодические и продолжающиеся издания, справочники, прикнижные и пристатейные списки литературы, которые просматривались составителем. Второе требование — точность приводимых описаний.

Пособия, отражающие большое количество аналитических описаний статей из журналов и продолжающихся изданий, следует снабжать списками условных сокращений. При этом в библиографи­ческих описаниях ссылка на источник дается в сокращенной форме (например, ДАН—Доклады Академии наук СССР, БТИ — Бюро технической информации и т. п.), а в списке сокращений приводятся полные наименования изданий. Принятые сокращения следует выдерживать на протяжении всего текста пособия. Списками условных сокращений библиотек сопровождаются также печатные сводные каталоги и бюллетени, отражающие поступления в фонды ряда библиотек. Здесь приводятся также адреса библиотек.

В процессе подготовки и издания пособий выходят в свет новые произведения. В связи с этим составители включают сведения о таких документах в качестве особых дополнений. Они помещаются после основного текста и не входят в общую структуру пособия.

Советы библиотекарю по использованию пособий целесообразно помещать в крупных универсальных и тематических рекомендатель­ных указателях. Такие материалы правильнее всего давать на отдельном вкладыше, поскольку они не предназначаются непосред­ственно читателям. Советы должны быть конкретными, содержать не только общие рекомендации о возможностях использования пособия в индивидуальной и массовой работе с читателями, но и разработки по   проведению   тех   или   иных   мероприятий    (например,   схемы выставок, материалы к читательским конференциям, библиографиче­ским обзорам, беседам о книгах и т. п.).

Анкеты и бланки опроса читательского мнения о данном пособии, входящие в состав приложений, должны включать сравнительно небольшой перечень вопросов. Читателям будет легко на них ответить. Вопросники также помещаются на особом вкладыше: читатели, заполнив анкету, могут переслать или передать ее непосредственно  работникам  библиотеки,  проводящим обследование.

3.2 Редактирование

Работа над пособием завершается его редактированием и оформлением. Различают научно-библиографическое, литера­турное и технико-библиографическое редактирование.

Первое осуществляется в течение всей работы над пособием, а второе и третье — после ее окончания.

В роли научных редакторов выступают обычно высококвалифи­цированные специалисты (сотрудники научно-исследовательских учреждений, преподаватели вузов и др.). Редактор принимает активное участие в обсуждении плана-проспекта пособия и затем оказывает помощь библиографу. Он должен проверить, правильно ли произведен отбор материала, насколько полно раскрыта тема в представленных документах.

Научному редактированию подвергается текст аннотаций. Редактор должен установить, насколько аннотации отвечают их «модели», представленной в плане-проспекте пособия, в какой мере отражены в них особенности предмета библиографиро­вания. В задачи научного редактора входит также выяснение вопроса, достаточен ли набор вспомогательных указателей для многоаспектного использования пособия, насколько полно проведен подбор рубрик для содержательных «ключей» (в частности, для предметного указателя.

В процессе литературного редактирования осуществляется вычитка всего текста пособия. При этом исправляются встречающи­еся стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения, опечатки. В предисловии, вступительной статье, тексте аннотаций и рефератов исключается текст, не несущий полезной информации. В рекомендательных аннотациях следует обратить внимание на преодоление штампов, придать аннотациям разно­образный и живой характер, вызывающий читательский интерес к представленным в пособии произведениям печати.

Литературному редактированию подлежат также вступительные тексты к разделам, наименования разделов, подразделов и рубрик. Надо следить за тем, чтобы такие наименования наиболее точно отражали    содержание    документов    соответствующего    деления. Особенно существенно это в рекомендательных указателях, где составители нередко стремятся дать разделам яркие, привлекатель­ные названия.

В процессе технико-библиографического редактирования прове­ряется единообразие описаний и точность, их соответствие действующим стандартам (на библиографическое описание и сокра­щение русских слов и словосочетаний). Выясняется также, отвечает ли порядок записей установленному в плане-проспекте, правильно ли они пронумерованы.

3.3 Оформление

Как и любое издание, пособие открывается титульным листом. На нем или на обороте следует указывать фамилию (фамилии) составителя и его инициалы. На титульном листе приводится также заглавие указателя, подзаголовок (сведения о типе пособия, переиздании, научном редакторе и проч.), выходные данные и в надзаголовке — наименование подготовившего работу учреждения (библиотеки). В необходимых случаях используются контртитулы (наименование серии и перевод титула на другие языки), шмуцтитулы (для обозначения названий разделов и подразделов), колонтитулы (для рубрик и подрубрик на каждой странице основного текста).

Для набора различных структурных частей пособия (предисло­вия, вступительной статьи, основного текста, вспомогательных указателей и т. д.) применяются шрифты различных кеглей. Так, аннотации обычно набираются более мелким шрифтом, чем библиографические описания. Порядковые номера записей должны быть выделены полужирным шрифтом, аннотации  - отделяться от описаний пробелом и начинаться с красной строки. Различные шрифты используются для заглавий разделов, подразде­лов, рубрик и подрубрик. Существенное значение (что не всегда учитывается па практике) имеет правильное оформление оглавления (содержания):   при   наборе   названий   разделов,   подразделов,   рубрик и т. д. должны применяться втяжки, чтобы хорошо была видна их взаимосвязь и внутренняя соподчиненность.

Художественное оформление библиографических пособий пред­полагает широкое использование различных иллюстративных материалов: фотокопий обложек или титульных листов наиболее интересных и значительных изданий, портретов деятелей науки, культуры, искусства (в персональных указателях и библиографиче­ских словарях), карт (в страноведческих и краеведческих пособиях). Важно при этом, чтобы картографические приложения были не только дополнением к указателю, но и с помощью географических «ключей» связывались с основным текстом пособия.

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Особое значение это имеет в рекоменда­тельных указателях. Однако элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия, а если оно серийное, то необходимо выдерживать единые принципы худо­жественного оформления во всех выпусках серии.