Централизованные библиотечные системы
Нижнего Новгорода

Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2008 год Номинант Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, 2006 год
Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки
 
banner_2_88x33.jpg


Электронный каталог
Количество объектов:

Поисковые запросы: последние, случайные.

Полезные ресурсы

Кто на сайте?
Для детей и их родителей
deti.jpg

Год Российской истории

Год Российской истории

Я патриот России…

Социальный проект ЮНЕСКО

igra.jpg
Mainlink Код
Полезные ресурсы
Главная / О нас / Коллегам / Методические пособия / Сценарии для детей / Непревзойденный в истории авиации
Непревзойденный в истории авиации
Печать
Непревзойденный в истории авиации

День информации: к 100-летию со дня рождения В.П. Чкалова / ЦРДБ им. Н.А. Зайцева; сост.  гл. библиогр. по работе с детьми Ю.В. Шишкова. - Н. Новгород, 2004. - 16 с.

 

План проведения Дня информации:

 

Тема: “Непревзойдённый в истории авиации

Непревзойдённый в истории авиации

(К 100-летию со дня рождения В.П.Чкалова).

 

Цель: 1) Познакомить учащихся с материалами о В.П. Чкалове;

1) Познакомить учащихся с материалами о В.П. Чкалове;

2) Научить читателей ориентироваться в справочно-библио-графическом аппарате библиотеки при поиске информации о конкретной персоне.

 

Место проведения: читальный зал ЦРДБ им. Н.А. Зайцева.

читальный зал ЦРДБ им. Н.А. Зайцева.

 

Читательский адрес: учащиеся 8-х классов школы № 79 Сормовского района.

учащиеся 8-х классов школы № 79 Сормовского района.

 

Время проведения: 5 марта 2004 г.

5 марта 2004 г.

 

 

Эффективность Дня информации:

Посетило читателей: 110 чел.

Вновь записалось: 17 чел.

Представлено литературы: 45 экз.

книг: 26 экз.

периодических изданий: 19 экз.

 

Просмотрено: 21 экз.

Выдано: 15 экз.

Прослушали информацию: 38 чел.

Индивидуальные беседы и консультации: 5

Программа Дня информации

 

Время проведения

 

 

Форма, тема, название

 

Ответственные

 

10.00 -17.00

 

Книжная выставка

“Небо покоряется сильным”:

1. “Обретая крылья”

2. “Чкалов: фигура высшего пилотажа”

3. “Всё о самолётах”

 

 

Ведманкина Н.Б., Армяновская Н.Л.

 

10.30 -10.35

 

Вступительное слово библиографа

“В.П.Чкалов – национальный герой России”

 

 

 

Шишкова Ю.В.

 

10.35 -10.50

 

“Как люди летать научились”:

Обзор материалов выставки

“Обретая крылья”

 

 

Ведманкина Н.Б.

.

 

10.50 -11.05

 

Обзор материалов выставки

“В.П.Чкалов: фигура высшего пилотажа”

 

 

Армяновская Н.Л

 

11.05 -11.10

 

“Чкалов: полёт продолжается”:

Рекомендательный список литературы

 

 

 

Шишкова Ю.В.

 

11.10 -11.15

Представление пресс-досье о В.П. Чкалове

“Настоящий русский характер”

 

 

Кесова М.В.

 

11.15 -11.30

 

Авиа-шоу

“Люди. Крылья. Самолёты”

(игра)

 

 

Ведманкина Н.Б.,

Шишкова Ю.В.

 

Вступительное слово библиографа

 

В.П.Чкалов – национальный герой России

 

2 февраля 2004 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза В.П. Чкалова.

Его называют гением пилотажа, героем, богатырём, поэтом воздуха. Знаменитому лётчику Валерию Чкалову было всего 34 года, когда он погиб при испытании новой машины (1938 г.). Короткая жизнь? Но, изучая её, поражаешься, какой яркой и насыщенной она была! Не зря на фотографиях последних лет жизни Валерий Павлович выглядит зрелым, умудрённым, почти пожилым человеком – в 30 лет с небольшим! Он многое успел, многое понял, многое пережил. И рано постарел. Испытал более 70-и типов самолётов, “научил” их выполнять фигуры пилотажа, которых раньше и в лётном уставе-то не было, совершил два грандиозных беспосадочных перелёта – по сложности и дальности первые в истории.

Валерий Павлович был очень сильным человеком – и телом, и духом, но главное – он был высочайшим профессионалом, одним из лучших лётчиков. Он умел делать то, что не могли делать другие. Он всю жизнь учился, ему многое было интересно. Он хотел летать на любых самолётах. А ещё у Чкалова была мечта – “махнуть вокруг шарика”, облететь вокруг Земли. И если бы всё сложилось иначе – возможно, он был бы в первых рядах космонавтов!

Валерий Павлович Чкалов - яркий пример человека, который “сделал себя сам”. Он родился в небогатой семье, окончил ремесленное училище. Затем пошёл в лётную школу, окончил несколько таких школ. Стал лётчиком-испытателем. Его происхождение и образование не предполагали знания литературы, музыки, театра – но всем этим Валерий Павлович интересовался. Он дружил с музыкантами, писателями, актёрами. Был заядлым театралом, хорошо разбирался в спорте, любил слушать классическую музыку.

О личных качествах знаменитого лётчика рассказывает его внучка: “Он был человеком очень прямым. При этом… достаточно деликатным, прямота его была негрубой. Был искренним, что не всегда шло ему на пользу. Он очень заботился о людях, о своей семье, о семьях друзей…”. Когда начались массовые репрессии и один за другим стали исчезать его старые друзья, он пытался защитить их, писал письма о том, что они не являются врагами народа. Кто знает, не потому ли Чкалов так рано ушёл из жизни?

Гибель Чкалова была героической, как и его профессия лётчика-испытателя, и вся его жизнь. Он не выпрыгнул с парашютом, хотя такая возможность была, а тянул до конца, до последнего, потому что внизу были дома, он боялся убить людей. Он упал вместе с машиной.

В Нижегородской области (тогда ещё Горьковской) после смерти Валерия Павловича 56% родившихся в 1938 году мальчиков назвали Валериями. Вот такая была у человека слава!

На родине Чкалова, в селе Василёва Слобода, когда-то чинили пароходы. Сейчас это город Чкаловск. Там есть музей Чкалова, памятник ему. Есть ангар, где стоят самолёты, на которых он летал, самолёт АНТ-25, на котором были совершены два перелёта; был и автомобиль, который Чкалов привёз из Америки. А большой бронзовый памятник Валерию Павловичу стоит у нас, в Нижнем Новгороде, над Волгой (на Верхне-волжской набережной) и хорошо виден и с площади Минина, и со всех проплывающих по Волге судов.

Память об этом удивительном человеке хранится сегодня в названиях городов и улиц, заводов, клубов, станций метро. Его 100-летний юбилей отметила вся Россия. Отмечаем и мы. Сегодняшний День информации мы посвящаем нашему великому земляку, национальному герою России Валерию Павловичу Чкалову.

“Как люди летать научились”

Обзор материалов книжной выставки “Небо покоряется сильным”

(Раздел “Обретая крылья”)

 

“Человек полетит не силой своих мускулов,

а силой своего разума”

Н.Е. Жуковский

 

“Почему я не птица?” - наверное, не однажды задавал себе человек этот вопрос, следя за полётом птиц в голубом небе. Мечта человека обрести крылья была так сильна, что когда-нибудь обязательно должна была осуществиться. Как же это произошло?

Летать человек научился всего столетье назад, и об этом речь впереди. Но подняться в воздух он сумел намного раньше. Как вы догадались, уносил человека в воздух воздушный шар.

В средние века, когда была открыта способность горячего воздуха поднимать лёгкие тела, появилась идея использовать его для подъёма человека. Несколько остроумных конструкций аэростата были предложены разными учёными на протяжении 16-17 веков. Однако реально эти идеи воплотились в жизнь только в конце 18 века. В 1766 г. был открыт водород – газ, который в 14 раз легче воздуха. В 1781 г. итальянский физик Кавелло провёл опыты с мыльными пузырями, заполненными водородом – они легко уносились в высоту. Таким образом и был разработан принцип аэростата (воздушного шара, наполненного водородом). Оставалось найти материал для оболочки. Эту задачу удалось разрешить парижскому профессору Шарлю. Он придумал сделать оболочку из шёлка, пропитанного каучуком. Но прежде, чем Шарль успел приступить к строительству аэростата, свой воздушный шар запустили братья Этьен и Жозеф Монгольфье, сыновья бумажного фабриканта из города Анонэ. Именно они вошли в историю, как изобретатели воздушного шара. Шар свой они склеили из плотной бумаги и наполнили горячим воздухом. 5 июня 1783 г. при большом стечении народа состоялся пробный полёт аэростата братьев Монгольфье. Шары, наполненные горячим воздухом, стали называться монгольфьеры. После успешного полёта монгольфьера, Шарль с удвоенной энергией взялся за строительство своего аэростата, и 27 августа 1783 г. на Марсовом поле в Париже состоялся запуск первого шальера (так стали называть шары, наполненные водородом). Более 200 тысяч парижан присутствовало при этом зрелище. Но когда шар упал неподалёку от Парижа в толпу крестьян, они разорвали его вилами и цепами, т. к. решили, что это свалилась луна. А ведь на шар было израсходовано 10 тысяч франков! Все позднейшие шары мало чем отличались от тех, что придумали Монгольфье и Шарль.

С воздушным шаром связывают много любопытных историй. Например, один француз решил подняться в воздух, сидя на своём коне. А два других чудака дрались на дуэли, поднявшись на воздушных шарах. Шары также использовались для перевозки грузов, научных исследований. Но они были слишком подчинены силе ветра.

О том, чтобы создать управляемый воздушный шар, мечтал Константин Эдуардович Циолковский. Он решил создать аппарат легче воздуха с двигателем внутреннего сгорания и рулями. Его изобретение получило название дирижабль. Свой проект Циолковский закончил в 1890 году, но ему не удалось получить денег на постройку. Дирижаблям предсказывали большое будущее. Они могли перевозить пассажиров и грузы, вести разведку и т.д.

История воздухоплавания была богата яркими, подчас драматическими событиями. Рассказы об удивительных приключениях аэронавтах всегда интересны.

Тем, кто хочет узнать множество любопытных фактов из истории изобретения воздушных шаров, предлагаем прочесть детскую энциклопедию Н.Орловой “Техника: Открытия. Изобретения” (М.,2000). Историю изобретения и испытания аэростатов вы найдёте в энциклопедии “Сто великих изобретений” (М.,2001.-С.94-99).

Думаю, многих из вас заинтересует книга А.А.Чернова “Путешествия на воздушном шаре” (Л.,1975), где прослеживается история воздухоплавания с момента зарождения до современности. Именно здесь вы найдёте рассказ о Павле Федосеенко, чьим именем названа улица в нашем родном Сормовском районе. Его подвиг вошел в историю воздухоплавания ХХ века.

Вот как это было: 30 января 1934 года поднялся и впервые в мире достиг высоты 22 тыс. метров советский стратостат “Осоавиахим-1”. Проведённые в стратосфере наблюдения, по отзывам учёных, имели огромную научную ценность. Однако при спуске стратостат потерпел катастрофу. Весь экипаж, включавший П. Федосеенко, А. Васенко, И. Усыскина, погиб.

Более подробно об этом читайте в книге Чернова “Путешествия на воздушном шаре”.

И всё же в споре, который возник в начале ХХ века между дирижаблем и самолётом, победили самолёты.

Помните миф о Дедале и сыне его Икаре, который дошёл к нам от древних греков? Великий изобретатель Дедал сделал две пары крыльев из птичьих перьев, скреплённых нитками и воском. Поднялись в воздух отец и сын, чтобы улететь на родину в Афины. Они хотели вырваться из плена царя Миноса. Дедал наказывал Икару не приближаться близко к солнцу, потому что лучи растопят восковые крылья. Но Икару так нравилось летать, что он поднимался всё выше и выше, забыв о наказе. Солнце растопило воск, упал с высоты Икар и погиб в морских волнах.

А знаете ли вы, кто оставил нам первые наброски и чертежи летательного аппарата? В архивах великого Леонардо да Винчи был найден чертёж аэроплана. Великий изобретатель и художник спроектировал летательный аппарат за 500 лет до появления самолёта (в 16 веке). Леонардо долго изучал и зарисовывал птиц в полёте, затем построил модель планера. А проекту аэроплана, который сделал великий учёный, не хватало лишь двигателя. В 1519 году Леонардо да Винчи скончался, завещая потомкам свою мечту. Об этом читайте в энциклопедии “Техника вокруг нас” (М.,2002.-С.100), а также в журнале “Чудеса и приключения” (1999.-№1.-С.8). Здесь вы найдёте рисунки летательных аппаратов Леонардо да Винчи, а также сведения о самых первых полётах. Автор статьи И. Папанов, называется она “Самые первые полёты”.

Идеи Леонардо да Винчи возродились в 19 веке. Морской офицер Александр Фёдорович Можайский задумал построить летательный аппарат с неподвижными крыльями, - и вошел в историю как создатель первого в России самолёта. Этот самолёт напоминал своим видом воздушного змея. У него были и колёса, и воздушные винты, и паровой двигатель. В первом полёте (1855 г.) самолёт накренился и поломал крыло и колёса. Испытания убедили Можайского поменять двигатель на более мощный. Однако завершить работу и поднять самолёт в небо он не успел.

Идеи Леонардо да Винчи возродились в 19 веке. Морской офицер Александр Фёдорович Можайский задумал построить летательный аппарат с неподвижными крыльями, - и вошел в историю как создатель первого в России самолёта. Этот самолёт напоминал своим видом воздушного змея. У него были и колёса, и воздушные винты, и паровой двигатель. В первом полёте (1855 г.) самолёт накренился и поломал крыло и колёса. Испытания убедили Можайского поменять двигатель на более мощный. Однако завершить работу и поднять самолёт в небо он не успел.

Лишь через 20 лет, когда появились двигатели внутреннего сгорания, были построены аэропланы, на которых удалось совершить полёты. Их создали американские пилоты и авиаконструкторы братья Райт. Они осуществили первый в истории авиации полёт. Это было 17 декабря 1903 г. Полёт длился всего 12 секунд, за это время самолёт пролетел 36 метров. Братья Уилбер и Орвилл Райт доказали, что полёты на аппаратах тяжелее воздуха возможны. О судьбе и достижениях братьев Райт читайте в книге “Техника: Открытия. Изобретения” (М.,2000.–С.222-229) и в журнале “Детская энциклопе-дия”(1996.-№3.-С.27-28)-(“Самолёты от А до Я”).

Однако ещё за 10 лет до того, как братья Райт экспериментировали в поисках наилучшей формы крыла для своих летательных аппаратов, такая форма уже была найдена при помощи научных расчетов. Сделал это Николай Егорович Жуковский, выдающийся русский учёный. Профессор Жуковский по сути ответил на вопрос: как взлетает самолёт? Не зря его называют отцом русской авиации. Работы Жуковского легли в основу отечественной аэродинамики. Однажды Жуковский написал: “Человек полетит не силой своих мускулов, а силой своего разума”. И оказался прав.

Узнать о жизни конструктора вам помогут книги: Арлазоров М. “Конструкторы” (М.,1975), ДЭ “Самолёты от А ло Я”, “Техника: Открытия. Изобретения”.

Математически доказав, что на самолёте можно безопасно летать, делать сложные фигуры высшего пилотажа, Жуковский сделал чертёж одной фигуры, названной “Мёртвая петля”. А выполнил её впервые в воздухе Пётр Николаевич Нестеров. Это произошло в августе 1913 г. на серийном самолёте конструкции Ньюпора. О П.Н.Нестерове вы узнаете много интересного, если познакомитесь со статьёй М.Маслова “Пётр Несте-ров”, опубликованной в журнале “Основы безопасности жизни”(2001.-№8.-С.34-36). Всего два с лишним года продолжалась его лётная биография, но он многое успел сделать для развития русской авиации. Нестеров вошёл в историю как основоположник высшего пилотажа, как первый воздушный боец, совершивший таран вражеского самолёта.

И ещё об одном человеке, внёсшем великий вклад в развитие авиации, хочется сказать. Имя его Игорь Иванович Сикорский. Он построил первый в мире самолёт-гигант, и всю жизнь отдал созданию огромных самолётов-силачей, которые могли бы перевозить большие тяжёлые грузы.

В начале ХХ века мысль о постройке самолёта-гиганта казалась слишком смелой. Но нашёлся конструктор, который решил эту задачу – И.И.Сикорский. Накануне первой мировой войны он построил 4-моторный самолёт “Илья Муромец”, ставший первым русским бомбардировщиком. Самолёты Сикорского установили много рекордов.

Так год за годом, век за веком человек обретал крылья, осваивал воздушное пространство, устанавливал рекорды дальности, грузоподъёмности и т.д.

30-е годы ХХ века стали временем неслыханно бурного развития отечественной авиации. И именно на эти годы пришлось время деятельности В.П.Чкалова, лётчика, которого называют сегодня Фигурой высшего пилотажа. О нём сегодня много говорят, пишут, спорят. Что же это за личность? Об этом следующий раздел выставки.

“Фигура высшего пилотажа”

Обзор раздела книжной выставки

“Небо покоряется сильным”.

 

Сегодня трудно найти человека, который бы испытывал затруднения при ответе на вопрос: “Кто такой Валерий Чкалов?”. Спросите любого прохожего на улице, родителей, бабушек с дедушками - и вы получите конкретный ответ: “Наш, нижегородский, летчик!”. Я думаю, каждому из вас известен памятник этому великому лётчику, который находится на Верхневолжской набережной. Автор этого очень удачного памятника – И.А. Менделевич. Да и расположен он тоже очень удачно: на высоком берегу любимой Чкаловым Волги. Даже небо кажется более высоким над этим местом. “Сталинский сокол” - гласила надпись на памятнике. Первое слово было сколото после смерти вождя. Сталинский сокол – так действительно звали Валерия Павловича при жизни. Они часто встречались, именно Сталину был посвящен последний полёт летчика 15 декабря 1938 года.

Каким же он был, этот улыбчивый коренастый волжанин из Василёвой слободы, наш знаменитый земляк, объявленный нашим правительством “Национальным героем России” в 2004 году?

“Всю свою жизнь до последней капли крови я посвящаю Родине”. Так он сказал и был верен своим словам до последнего вздоха. Он был из плеяды звёздных людей в лучшем понимании этого слова. Выросший в крепкой трудовой семье, он понимал, что всего в жизни нужно добиваться большим трудом и учением. Он не уставал учиться всю свою короткую, но наполненную событиями жизнь.

О Чкалове писали и пишут многие. К 100-летию летчика вышла книга нашего земляка В.Шамшурина “Сталинский сокол”. Автор более 30 книг, лауреат премий имени Н.М.Карамзина и В.Пикуля, В.Шамшурин давно известен как писатель, успешно работающий в жанре исторической прозы. Роман выпущен нижегородским издательством “Книги” в этом году. Мы очень надеемся, что эта книга будет в нашем фонде. Также в Нижнем Новгороде издан юбилейный фотоальбом “Крылья Чкалова”, включающий в себя 250 лучших фотографий Чкалова. Подготовил этот альбом к изданию В.Федоров, обозреватель газеты “Нижегородский рабочий”. Он же является автором годовой серии в газете “Неизвестный Чкалов”. Этот материал мы собрали в пресс-досье о Чкалове “Настоящий русский характер”.

О Чкалове писали друзья, совершившие вместе с ним легендарные перелёты. Г.Байдуков написал книгу “Чкалов”, вышедшую в серии “Жизнь замечательных людей”, и А.Беляков - книгу “Валерий Чкалов”. В этих книгах лётчики рассказывают коротко о детстве и юности Валерия Павловича, о годах учёбы. Но в основном рассказ идет о перелётах, и особенно подробно о перелёте через Северный полюс. Кто, как не друзья, совершившие вместе с тобой такой грандиозный перелёт, знают об этом больше и подробнее других? Прочитав эти книги, вы узнаете о тех трудностях и испытаниях, которые выпали на долю советских лётчиков до, во время и после полёта.

Вот посмотрите, пожалуйста, кадры из фильма “Валерий Чкалов”, как встречала Москва героев-лётчиков. Так же встречали первого космонавта земли Юрия Гагарина. Чкалов тоже мечтал “махнуть вокруг шарика”. Сделать это выпало на долю другого человека, но то, что было сделано Чкаловым, нисколько не меньше по значению. Те фигуры высшего пилотажа, которые изобрёл и выполнил Валерий Павлович, спасли жизнь очень многим лётчикам во время Великой Отечественной войны. Самолёты, которые он испытывал, составили славу нашей авиации.

Но никто, мне кажется, не знал так хорошо Чкалова, как его жена Ольга Эразмовна. Многое пришлось пережить этой женщине, но об этом никто и никогда не узнает. Она была женой летчика-испытателя, и этим всё сказано. Страх потерять мужа, бесконечные аварии и травмы Чкалова… Мудрая и мужественная женщина пронесла свои чувства через всю жизнь. Она хранила и воспитывала любовь к отцу в своих детях.

Ольга Эразмовна написала две книги о муже. Для детей - “Жизнь Валерия Чкалова” и для более взрослых читателей - “Валерий Павлович Чкалов”. В них она рассказывает о том, как познакомилась со своим будущим мужем, как приезжала в гости к его родным, и о своей семье. О том, как трогательно, с какой заботой Валерий Павлович относился к детям - Игорю и Ольге. Третья дочь Чкаловых, Валерия, родилась уже после гибели летчика. “Валерий Павлович был хорошим отцом, - пишет Ольга Эразмовна, - следил за развитием детей”. В книгах много фотографий из семейного альбома.

Дочь Чкалова Валерия Валерьевна посвятила много времени исследованию в архивах документов, рассказывавших о гибели отца. Она больше чем уверена в том, что гибель Чкалова была подготовлена. Хотя тайна гибели Чкалова не разгадана до сих пор (многие документы до сих пор не открыты), Валерия Валерьевна уверена, что отец стал жертвой подготовленного убийства. В книге “Чкалов без грифа “Секретно” она приводит множество документов, доказывающих неготовность самолёта И-80 к полёту. Этой же теме посвящены публикации в журнале “Эхо планеты” - “Как погиб Чкалов” и “В Америку через Северный полюс и Кремль”. Для тех, кого заинтриговала тема гибели великого лётчика, эти публикации покажутся очень интересными.

Александр Шаров взял интервью у дочери Чкалова Валерии Валерьевны. В статье “Семья Чкаловых” она рассказала о традициях своей семьи, о том, как свято хранится память о Валерии Павловиче, и что главный её хранитель – мама, Ольга Эразмовна. На вопрос о том, сказывалась ли известность фамилии на жизни его детей, Валерия Валерьевна ответила: “Приведу лишь один пример из детства брата Игоря. Он был обычный мальчишка, который хулиганил, дергал девчонок за косы. И вот на родительском собрании один из родителей предложил наказать его. На вопрос “За что же такая суровость?” родитель ответил: “Он же Чкалов”.

взял интервью у дочери Чкалова Валерии Валерьевны. В статье “Семья Чкаловых” она рассказала о традициях своей семьи, о том, как свято хранится память о Валерии Павловиче, и что главный её хранитель – мама, Ольга Эразмовна. На вопрос о том, сказывалась ли известность фамилии на жизни его детей, Валерия Валерьевна ответила: “Приведу лишь один пример из детства брата Игоря. Он был обычный мальчишка, который хулиганил, дергал девчонок за косы. И вот на родительском собрании один из родителей предложил наказать его. На вопрос “За что же такая суровость?” родитель ответил: “Он же Чкалов”.

Несколько лет В.П.Чкалов работал летчиком-испытателем на горьковском авиационном заводе №21. О том, как проходили испытания самолётов конструктора Поликарпова, вы узнаете из статьи Подрепного Е. “Испытания И-16: Схватка со смертью”. Это рассказ об испытании трех самолётов и о причинах аварий. Из всех аварийных полётов Чкалов сумел успешно выйти и сажал самолёты, рискуя жизнью.

Мараев Д., сын авиаконструктора авиационного завода, вспоминает в статье “Наш, русский” о встречах отца и матери с Чкаловым в своей семье: “Везде, всегда, в любом окружении, в том числе и в общении с членами правительства, Валерий Павлович не терял непосредственности” - пишет автор. В Ванкувере на вопрос корреспондента “Сколько человек на вас работает?” наш земляк ответил: “Двести миллионов, а я на них”. Просто и точно.

сын авиаконструктора авиационного завода, вспоминает в статье “Наш, русский” о встречах отца и матери с Чкаловым в своей семье: “Везде, всегда, в любом окружении, в том числе и в общении с членами правительства, Валерий Павлович не терял непосредственности” - пишет автор. В Ванкувере на вопрос корреспондента “Сколько человек на вас работает?” наш земляк ответил: “Двести миллионов, а я на них”. Просто и точно.

Прекрасный журналист, любивший и знавший свой город, Г.Шагиева до последних дней вела рубрику “Дом с именем” в газете “Биржа плюс Свой дом”. Она интересно, со знанием материала рассказала в одном из номеров газеты о Чкалове (в статье “Фигура высшего пилотажа”). Подразделы статьи называются лаконично: “Даты”, “Родина”, “Полёты”, “Памятник”, “Глобус”, “Последняя страница”.

Любопытна статья В.Федорова “Сталинский сокол”. Свое знакомство со Сталиным Чкалов ярко описал в своей книге “Высоко над землей”, которую адресовал детям: “2 мая 1935 года я стоял на аэродроме, вытянувшись в “струнку”, спиной к мотору моего любимого самолета… С волнением смотрел я на вождя народов, приближавшегося ко мне. Иосиф Виссарионович поздоровался со мной и начал задавать вопросы. Сталин показал большое знание авиации”.

Сталин прочил Чкалова на должность наркома внутренних дел, но лётчик отказался. Возможно, этот отказ и явился причиной его гибели. Прямых доказательств этому нет. Дочь Чкалова Валерия Валерьевна писала: “Отец перерос планку, высота которой была ему определена, стал слишком популярен в народе, и при этом не мог жить и мыслить, как требовало Политбюро”.

Место В.П.Чкалова в истории огромно. До сих пор в США работает Международный Чкаловский комитет, расширяется мемориальный комплекс в Ванкувере. Имя Чкалова – то, чем наше Отечество всегда будет гордиться.

Список литературы:

 

1. Байдуков Г.Ф. Чкалов / Г.Ф. Байдуков. - М.: Мол. гвардия, 1986. – 351 с. - (ЖЗЛ).

2. Беляков А.А. Валерий Чкалов / А.А. Беляков. - М.: ДОСААФ, 1987. – 175 с.

3. Мараев Д. Наш, русский / Д.Мараев // Нижегород. правда. - 2004. – 10 янв. - С. 4.

4. Подрепный Е. “Испытания И-16: Схватка со смертью / Е.Подрепный // Нижегород. правда. - 2004. – 13 янв. - С.3.

5. Федоров В. Сталинский сокол / В.Федоров // Нижегород. рабочий. – 2004. – 4 янв. - С. 9. - (Неизвестный Чкалов).

6. Чкалова В.В. Без грифа “секретно” / В.В.Чкалова. - М.: Полиграфресурсы, 1999. – 64 с.

7. Чкалова В.В. В Америку через Северный полюс и Кремль / В.В.Чкалова // Эхо планеты. – 1998. - № 49. – С. 26-32.

8. Чкалова О.Э. Валерий Павлович Чкалов / О.Э.Чкалова. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1978. – 223 с., ил.

9. Чкалова О.Э. Жизнь Валерия Чкалова / О.Э.Чкалова. - М.: Дет.лит., 1979. – 135 с., ил.

10. Шаров А. Семья Чкаловых/ А. Шаров // Военные знания. - 1997. – № 12. - С. 11.

11. Шагиева Г. Фигура высшего пилотажа / Г. Шагиева // Биржа плюс Свой дом. - 2002. – 16 дек. - С. 32. - (Дом с именем).

 

“Настоящий русский характер”

Представление пресс-досье о В.П.Чкалове

 

Друзья!

 

Как вы уже знаете, в феврале 2004 года исполнилось 100 лет со дня рождения нашего легендарного земляка, лётчика-новатора В. П. Чкалова. Еще задолго до этой великой даты в периодической печати стали появляться различные публикации, посвящённые В.П. Чкалову. Мы также не могли пройти мимо этого события и решили собрать все эти публикации вместе. Так появилось наше пресс-досье “Настоящий русский характер”. В досье мы включили самые интересные материалы, посвященные Валерию Павловичу, которые публиковались на страницах газет и журналов, получаемых нашей библиотекой.

Это пресс-досье предназначено для широкого круга читателей, т.е. всем, кому интересны жизнь и деятельность В.П. Чкалова. Здесь собраны вырезки и ксерокопии из газет “Нижегородская правда”, “Нижегородский рабочий”, “Красный Сормович”, “Пионерская правда”, “Семья”, из журналов “Военные знания” и “Эхо планеты”. Публикации собраны в обратнохронологическом порядке.

Хочется выделить серию публикаций о Чкалове в газете “Нижегородский рабочий”. Это материалы корреспондента В. Фёдорова “Неизвестный Чкалов”, в которых вы найдете массу ранее неизвестных фактов и фотографий легендарного лётчика. Любопытна серия материалов из газеты “Нижегородская правда” под названием “Чкаловский юбилей”. Здесь, в отличие от выше названной рубрики, разные авторы и разные публикации.

В нашем пресс-досье имеются юбилейные буклеты, посвящённые Народному историческому музею “Василёва слобода”, Мемориальному дому-музею В.П. Чкалова и мемориальному комплексу В.П. Чкалова, а также красочные юбилейные календарики.

Как я уже говорила, в пресс-досье собрано очень много интересного и ранее неизвестного о Валерии Павловиче. Вот, например, в газете “Пионерская правда” (№4 за 2004 г.) опубликовано интервью с внучкой нашего великого земляка Марией Андреевной Лагарьковой, где она рассказывает о семье своего легендарного деда. Она вспоминает о том, какой это был интересный и разносторонний человек.

В нашем пресс-досье вы найдёте массу тайн и легенд о жизни и о смерти Валерия Павловича Чкалова. Много спорных и противоречивых статей, но я думаю, все он заслуживают внимания. Досье постоянно пополняется, так что читайте, обсуждайте, исследуйте…

Авиа-шоу “Люди. Крылья. Самолёты”

(Игра)

 

Реквизит: самолётики, сложенные из листов бумаги. Развернув самолётик, можно прочесть записанный на бумаге вопрос по теме Дня информации.

: самолётики, сложенные из листов бумаги. Развернув самолётик, можно прочесть записанный на бумаге вопрос по теме Дня информации.

Суть игры: Самолётики поочерёдно запускаются в аудиторию. Поймавший самолётик отвечает на вопрос (при необходимости используя представленные на выставке материалы).

Самолётики поочерёдно запускаются в аудиторию. Поймавший самолётик отвечает на вопрос (при необходимости используя представленные на выставке материалы).

 

Вопросы:

 

     

  1. Природа щедро одарила его разными талантами. За 500 лет до появления самолёта он спроектировал летательный аппарат. Ему же принадлежат открытия в математике, физике, ботанике. Но в памяти потомков он остался как гениальный художник. Назовите его имя. (Леонардо да Винчи)
  2. Как звали братьев, которые первыми запустили воздушный шар, и где это случилось? (Братья Монгольфье, г. Анонэ, Франция).
  3. Назовите село, где родился Валерий Чкалов (село Василёво Нижегородской губернии).
  4. Назовите трёх членов экипажа легендарного перелёта через Северный полюс из Москвы в Америку. (В.Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков)
  5. Сколько времени длился знаменитый беспосадочный перелёт из Москвы через Северный полюс в Америку? (63 ч. 16 мин.) 
  6. Как называется опора самолёта при его движении по земле? (Шасси)
  7. Как в простонародье называют самолёты АН-2? (“Аннушка”)
  8. Кто автор памятника В.Чкалову на площади Минина? (И.А.Менделевич)
  9. О Чкалове написано много книг. Одна из них, написанная известным нижегородским писателем, вышла в свет совсем недавно. Что это за книга и кто её автор? (В.Шамшурин “Сталинский сокол”).
  10. В каком городе США установлен монумент Валерию Чкалову? (г. Ванкувер, штат Вашингтон)