
Творчество А.П. Чехова
Рассказы
А.П. Чехов дебютировал в печати небольшими юмористическими рассказами. Но они отнюдь не были развлекательными: Чехов проявил себя в них зрелым писателем со сложившимися представлениями о мире. | ||
![]() |
"Моя святая святых" – это здоровье, ум, талант, вдохновенье, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались." А.П. Чехов
Чехов так глубоко видел ложь и неправильность в жизни, что высмеивал не отдельных людей с их индивидуальными недостатками, а стремился к глубоким обобщениям. Поэтому в его рассказах действуют не люди, а чины и состояния, персонифицированные профессии - доктора, репортеры, чиновники и др. |
![]() |
Герои чеховских рассказов – это "типы", характеры, емкие, построенные на неожиданных контрастах, смелом смешении разных красок, положительных и отрицательных черт, из которых и состоит обычно реальный человеческий характер с его "текучестью". | |||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
"Лошадиная фамилия" | "Хамелеон" | "Толстый и тонкий" |
"Дочь Альбиноса" |
В рассказах Чехова нашла свое отображение тогдашняя Россия во всей ее многоликости – русская интеллигенция на грани веков, чиновники, офицеры, купцы, крестьяне, рабочие, помещики, бродяги, аристократы. |
"Попрыгунья" (1891) | |
![]() |
В рассказе представлен образ взбалмошной женщины – Ольги Ивановны Дымовой. Содержание ее жизни – дилетантское увлечение искусством, флирт с художниками. Причем она неспособна разбираться в людях. Ее кумир, художник Рябовский, бездарен. Он обрисован сатирически: искусственны и театральны его речь, жесты, отношение к людям. Действительно талантливого человека – своего мужа, Дымова – Ольга Ивановна просмотрела. Лишь после его смерти она поняла, что это был за человек. Чехов с большой симпатией описывает подлинного труженика науки, талантливого ученого Дымова.
|
"Человек в футляре" (1898) | |
![]() |
Имя "героя" этого рассказа, учителя греческого языка Беликова, сразу стало нарицательным и остается таковым поныне, а его трусоватая присказка с оглядкой "Как бы чего не вышло" стала народной поговоркой. Замечательна его характеристика через вещи и обстановку – все у Беликова было в футляре, от ножичка до гроба, который стал идеальным, надежным футляром для вечно испуганного учителя. Он боится солнца, ветра, дождя, начальства, коллег по работе, городских сплетен. Калоши, зонтик, темные очки, кровать с пологом – этот человек жил и после смерти продолжал оставаться в милом его сердцу футляре, защищавшем его от реальной жизни.
|
"Ионыч" (1898)
|
|
![]() |
Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. На превращении этого поначалу энергичного молодого человека в неповоротливого и озлобленного брюзгу Чехов останавливается очень подробно, вникая в изменения, которые постепенно происходят в образе жизни и в образе мыслей героя. Такие герои Чехова, как Ионыч, добровольно обрекли себя на неинтересное, животное существование. Но сами они довольны собой : просто не замечают, что лишились главного – живой души. Всей логикой рассказа Чехов убеждает нас: ужасна мещанская среда, но человек должен бороться против ее влияния. Благородная цель в жизни, любимая работа не стала основой существования Старцева. Стремление к сытости и покою оказалось сильнее.
|